Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Психическое развитие детей с общим недоразвитием речи характеризуется следующими особенностями: на процесс и результаты мышления таких детей влияют недостатки в знаниях и наиболее часто нарушения самоорганизации. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно следственных связей явлений. Нарушения самоорганизации обуславливаются недостатками эмоционально-волевой и мотивационной сфер и проявляются в психофизической расторможенности, или же в заторможенности и отсутствии устойчивого интереса к занятию. Дети с ОНР часто длительно не включаются в предложенную им проблемную ситуацию или, наоборот, очень быстро приступают к выполнению заданий, но при этом оценивают проблемную ситуацию поверхностно, без учета всех особенностей задания.
Формирование грамматического строя языка ребенка – область речевого развития, на долгие годы приковавшая к себе пристальное внимание таких известных исследователей лингвистики и психологии, как А.Н. Кэдзен, А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Д. Слобин, Дж. С. Брунер, С.Л. Рубинштейн.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что на современном этапе необходимо найти эффективные средства развития устойчивости внимания у детей с проблемами в развитии.
Исходя из актуальности, в качестве проблемы нашего исследования мы предлагаем рассмотреть особенности развития устойчивости внимания ребенка у детей с ОНР.
Объектом исследования является: познавательная сфера дошкольников с ОНР 6-7 лет.
Предмет нашего исследования: особенности формирования устойчивость внимания у дошкольников с ОНР в условиях обследуемого учреждения.
Цель исследования: изучить особенности развития устойчивости внимания детей с ОНР в игровой деятельности.
Реализуются следующие задачи:
1) Анализ психолого-педагогических исследований познавательной сферы детей с ОНР.
2) Выявить основные особенности формирования устойчивости внимания у детей с ОНР.
3)Экспериментальное исследование устойчивости внимания у детей с ОНР.
4)Обоснование и выбор коррекционно-развивающих средств формирования устойчивости внимания у детей с ОНР.
Гипотеза: развитие устойчивости внимания у детей с ОНР будет эффективным, если рассматривать дидактическую игру как основное средство в организации коррекционной работы.
Методы исследования: теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы; практические методы: беседа, эксперимент.
Этапы исследования:
1) Констатирующий, целью которого является диагностика уровня сформированности устойчивости внимания у старших дошкольников с ОНР.
2) Формирующий, целью которого является формирование качественно нового уровня развития устойчивости внимания у детей с ОНР посредством дидактических игр.
3) Контрольно-оценочный, целью которого является выявление динамики развития устойчивости внимания у детей с ОНР в процессе коррекционно-развивающей работы.
База исследования – ДОУ № 387 Тракторозаводского района г. Волгограда.
1,200 руб.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический аспект проблемы устойчивости внимания у дошкольников с ОНР.
1.1. Изучение особенностей развития детей дошкольного возраста с ОНР в трудах отечественных специалистов……………………………………………….5
1.2. Исследование познавательной сферы детей с ОНР в трудах отечественных ученых………………………………………………………………………………...9
1.3. Особенности формирования устойчивости внимания у детей с ОНР……..12
Выводы по первой главе…………………………………………………………...19
Глава 2. Экспериментальное исследование устойчивости внимания у дошкольников с ОНР
2.1. Диагностика устойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. …………………………………………………………………….20
2.2. Коррекционно-развивающая работа по формированию устойчивости внимания у детей с ОНР…………………………………………………………...26
2.3. Динамика развития устойчивости внимания у детей с ОНР………………..28
Выводы по второй главе…………………………………………………………...33
Заключение………………………………………………………………………….34
Литература…………………………………………………………………………..36
Приложение…………………………………………………………………………38
1,200 руб.
Заключение
На основе анализа специальной литературы по данной теме, мы считаем целесообразным сделать ряд выводов:
- Детей с ОНР характеризует задержка развития всех психических процессов. К детям с ОНР Мастюкова Е.М. относит детей, у которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи). Это дети с относительно сохранным интеллектом.
- Внимание детей с ОНР характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Мастюкова Е.М. объясняет это тем, что распределение внимания между речью и практическим действием для детей с патологией речи оказывается трудной, практически невыполнимой задачей.
- В связи с этим в специальной педагогике выделят принципы коррекционной работы по формированию устойчивого внимания детей, можно выделить несколько направлений:
- синтетический подход, предусматривающий принцип системного подхода к характеру нарушений познавательной сферы ребенка с ОНР (М.В. Ипполитова);
- деятельностный подход к развитию познавательных процессов, принципы поэтапного формирования устойчивости внимания (П.К. Анохин , H.A. Бернштейн, А.Р. Лурия).
- Л. С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев выделяют принцип организации деятельности ребенка, при котором важно не только организовать обучающую среду, но и управлять ее, то есть непосредственно контролировать ребенка на занятиях.
Экспериментальное исследование изучения устойчивости внимания дошкольников с ОНР осуществлялась на базе ДОУ № 387 Тракторозаводского района г. Волгограда. В исследовании участвовали 10 человек (дети 6-7 лет логопедической группы, с диагнозом ОНР II уровня ) и 10 человек (дети 6-7 лет, посещающие обычную старшую группу данного ДОУ).
Экспериментальное изучение устойчивости внимания детей состояло из 3-х этапов: констатирующего, формирующего, контрольно-оценочного.
На первом этапе мы провели первичную диагностику сформированности устойчивости внимания. В результате мы выявили, что у детей экспериментальной группы не сформирована устойчивость внимания, то есть они слабо ориентируются во внутренних и внешних связях между предметами и явлениями, не могут дать словесную характеристику изучаемых явлений, не умеют действовать по образцу, не развиты произвольность внимания, устойчивость внимания, наблюдается слабая концентрация внимания на определенном задании.
Второй этап был направлен на формирование устойчивости внимания с помощью дидактических игр, в ходе которого дети активно принимали участие в играх, выполняли предложенные задания на внимательность.
На третьем этапе мы организовали повторную диагностику сформированности устойчивости внимания, с целью выявления динамики показателей устойчивости внимания. В ходе контрольно-оценочного этапа мы выявили, что часть испытуемых приобрела такое качество внимания как устойчивость в процессе коррекционных занятий (например, Света В., Саша К., Инесса Ч.). Таким образом, можно говорить о том, что цель нашего исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
В заключении хотелось бы добавить, что по сравнению с контрольной группой испытуемых дети экспериментальной группы показывают более низкие показатели устойчивости внимания, но это можно объяснить недостаточным количеством времени отведенным на эксперимент и особенностями интеллектуальной сферы детей с ОНР.
1,200 руб.
Литература
1. ЕфименковаЛ. К. Формирование речи у дошкольников. -М., 1981.
2. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. - М., 1994.
3. Жукова Н, С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.
4. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия. - Л., 1985.
5. Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. - М., 1977.
6. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб., 1994.
7. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1967.
8. Соботович Е. Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. - Киев, 1981.
9. Трауготт Н. Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. - СПб., 1994.
10. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 1999.
11. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991.
12. Шаховская С. Н. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией /Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской //Расстройства речи и методы их устранения. - М., 1975.
13. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981.
14. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи и психических процессов / Под ред. В.В. Гербовой. – М., 1983.
15 Сердюкова Н.В., Н.А. Максимова Психолого-педагогический практикум по специальной педагогике и психологии – Волгоград., 2005.
16. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1979.
17. Кондратов А.М. Звуки и знаки. – М., 1978.
18. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка. – М., 1979.
19. Выгодская И.Г. и др. Устранение проблем у дошкольников с ОНР в игровых ситуациях. – М., 1998.
20. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1997.
21. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997. – Ч.
22. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
23. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием лексико-грамматического строя речи. – М., 1978.
24.Основы теории и практики логопеда / Под ред. Р.Е. Левиной – М., 1999.
25. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. – М., 1993.
1,200 руб.