Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.
Подростковый возраст занимает особое положение в цикле детского развития, о чем свидетельствуют и другие его названия - "переходный", "трудный", "критический". Границы подросткового возраста устанавливаются между 10 и 15 годами (Д.Б.Эльконин, 1971). Основное содержание этого периода составляет остро протекающий переход от детства к взрослости, накладывающий отпечаток на все стороны психического развития подростка.
Кризисность и трудность подросткового возраста обусловлены резким взрослением, скачком из детства в новую возрастную фазу, в новое знание. Подросток сталкивается с неведомыми ему ранее противоречиями во взаимоотношениях между людьми, он обнаруживает в себе новые чувства и побуждения. Естественно, что внутренние процессы развития в подростковом возрасте (как и в любом другом) нельзя рассматривать в отрыве от внешних условий, ведь "к началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью" [8, с. 258]. Специфическое для каждого возрастного этапа отношение внутренних процессов развития и внешних его условий (социальная ситуация развития) определяет качественно новые психические образования.
Как известно, важнейшие психические новообразования возраста формируются в ходе ведущей деятельности (ведущего типа общения). По мнению большинства исследователей, ведущим типом общения в подростковом возрасте является интимно-личностное общение. Существует и другая точка зрения: так,
Г.М. Бреслав считает, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью является самоутверждение, а социальную ситуацию развития образует взаимодействие подростка с референтной группой.
Но потребность в самоуважении в подростковом возрасте не может рассматриваться вне интимно-личностного общения, т.к. именно во взаимоотношениях со сверстниками подросток реализует ее. Д.И. Фельдштейн (1995) отмечает, что особой деятельностью, которая наиболее полно обеспечивает усвоение норм человеческих взаимоотношений и наиболее сензитивна подросткам, является общественно полезная неоплачиваемая деятельность, выступающая как ведущий вид деятельности, определяющий развитие психики на этой сложной фазе онтогенеза [34, с. 179].
Таким образом, различные точки зрения психологов имеют под собой общую основу: большинство из них (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Элько-нин, Г.М. Бреслав, Д.И. Фельдштейн, А. Бандура, П. Блос) считают, что для подросткового возраста характерна направленность деятельности на усвоение норм взаимоотношений с людьми, с обществом.
Абсолютное большинство зарубежных и отечественных исследователей отмечают особое положение подросткового возраста в цикле детского развития, его сложность, противоречивость, присущие данному периоду кризисные явления.
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ДЕТСКО–РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Семья как фактор становления личности подростка
1.2. Особенности развития в подростковом возрасте
1.3. Конфликтность и ее проявление в подростковом возрасте
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТОВ РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКОВ
2.1. Построение и методы исследования
2.2. Диагностика стиля детско-родительских отношений
2.3. Анализ результатов исследования конфликтности в аспекте связи со стилем детско-родительских отношений
Выводы по второй главе
ГЛАВА III. РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ В СИТУАЦИИ КРИЗИСА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Семья для ребенка – это первая социальная микросреда, один из социальных институтов общества. В условиях нарастающего материального и социального расслоения общества происходят изменения в семейном воспитании и в семье в целом. Материальная нестабильность, стремление обеспечить благополучие семьи, значительно сокращают время, силы и внимание родителей к воспитанию детей, что приводит к игнорированию их психологических потребностей, чрезмерности или недостаточности требований – обязанностей, требований - запретов к нему, увеличивает строгость санкций за нарушение требований ребенком, приводит к неустойчивости стиля воспитания в семье.
Известно, что нарушение внутрисемейных отношений патогенно влияет на развитие личности ребенка. При этом одной из основных причин, способствующих формированию психопатологических черт личности, обычно называют детско-родительское отношение матери и отца к своему ребенку, которое проявляется в чрезмерной холодности и требовательности, чрезмерном рационализме, эмоциональном отвержении ребенка или в неумеренной аффектации.
Актуальность: В данный момент наблюдается значительный рост исследований, посвященных детско-родительским отношениям и развитию подростка в семье. Однако проблема связи детско-родительских отношений и конфликтности подростков до сих пор не была конкретным предметом изучения. Поэтому данное исследование направлено на поиск связей между стилями детско-родительских отношений (конструктивными и деструктивными) и конфликтностью в подростковом возрасте. Актуальность его заключается в выявлении скрытых механизмов, которые лежат в основе подростковой конфликтности.
Научная новизна исследования состоит в установлении связи детско-родительских отношений и конфликтности в подростковом возрасте.
Практическая значимость: Полученные данные могут быть использованы при разработке психопрофилактических программ, целью которых является:
1) оптимизация детско-родительских отношений;
2) гармоничное развитие подростков в семье.
Гипотезы исследования: Мы исходили из предположения о связи детско-родительских отношений и конфликтности в подростковом возрасте, которая может быть выражена следующим образом:
а) высокие модальности отношений негативного характера детерминируют высокую конфликтность;
б) низкая конфликтность детерминируется гармоничным типом детско-родительских отношений;
в) воспитательная конфронтация, выраженная в противоречивых показателях отношений отца и матери, опосредует конфликтность подростков.
1,200 руб.
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире.//Вопросы психологии.- 2002.-№1.
2. Агейко О.В. Историческая эволюция типов детско-родительских отношений.//Развитие психологии в Беларуси: история и современность. Сборник статей Республиканской научной конференции. Часть 2. Мн.: 2001.
3. Актуальные проблемы социально-психологтческой помощи семье: теория и практика: Материалы международной научн. – практич. конференции. Мн.: 2000.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ, 1999.
5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М.,1990.
6. Бубнова И.А. Проблемы современной семьи и их влияние на развитие подростка.// Гуманитарно-экономический вестник.- 2001.- №2.
7. В мире подростка./Под ред. А.А. Бодалева.- М., Медицина, 1982.
8. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т.- М., 1984.- Т.4.
9. Горьковая И.А. Нарушения поведения у подростков как социально-психологическая проблема.// Адукацыя i выхаванне.- 1997.- №7.
10. Гришина Н.В. Психология конфликта.- СПб.: Издательство "Питер",2000.
11. Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей.// Социологические исследования.- М.: "Наука", 1996.- №3.
12. Джинотт Х.Дж. Между родителем и подростком.- М.: Издательство "Прогресс".- 2000.
13. Казак Т.В. Социально-психологические вопросы изучения и профилактики конфликтов среди подростков с асоциальным поведением.- Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001.
14. Катаева-Венгер А.А. Трудный возраст: Подростки сегодня.- М.: Школьная пресса, 2002.
15. Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие)/ Пер. с фр.- М.: Педагогика, 1991.- Пер. изд.: Бельгия, 1986.
16. Комиссаренко Т.И., Колесник Н.Т. Особенности семейного воспитания и их влияние на личность ребенка.// Материалы международной научно – практ. конференции. Мн.,1999.
17. Костенич О. Каков он, современный подросток?// Матэрыялы Рэспубликанскай студэнцкай навук.- практычн. канферэнцьй, прысвеч. стагоддзю з дня на-раджэння Л.С. Выгоцкага. Мн., 1996.
18. Крайг Г. Психология развития.- СПб.: Издательство "Питер", 2000.
19. Крук А.Н. Стили и методы воспитания в семье: преимущества и недостатки.//Адукацыя i выхаванне.- 1998.- №10.
20. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- Л., 1983.
21. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.- СПб.: Издательство "Речь", 2000.
22. Метелица А.С., Папко М.В. Особенности личности и взаимоотношений в семьях подростков с отклоняющимся от нормы поведением.// Тезисы докладов международной научно – практич. конференции.- Мн., 1997.
23. Мицкевич Ж.И. Проблемы детско-родительского взаимодействия.// Психа-лот.-2002.-№3.
24. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка.- СПб.: Питер, 2002.
25. Обозов Н.Н. Межличностные отношения.- Л.: Издательство ЛГУ, 1979.
26. Популярная психология для родителей./Под. ред. А.С. Спиваковской.- СПб.: СОЮЗ, 1997.
27. Прихожан A.M. Проблема подросткового кризиса / Психологическая наука и образование.-1997.- №1.
28. Розин М.В. Представления о родителях и семейных конфликтах в неформальной подростковой субкультуре.//Психология конфликта.- СПб.: Питер, 2001.
29. Сезнева Т.А. Роль семьи и социального окружения в формировании ценностей подростков.//Адукацыя i выхаванне.- 2000.- №11.
30. Сенько Т.В. Поведение родителей и социальная успешность детей.//Адукацыя i выхаванне.- 2000.- №11.
31. Сермяжко Е.И. Семейная педагогика в вопросах и ответах: Пособие.- Могилев: МГУ им. А.А.Кулешова, 2001.
32. Спиваковская А.С. Как быть родителями.- М., 1988.
33. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности.- М.: Мысль, 1987.
34. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М.,1991.
35. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия.- Л.: Медицина, 1990.
1,200 руб.