Введение
Содержание
Заключение
Литература
Осмысление историко-фактологического опыта психологических исследований, накопленного в различных отраслях психологического знания, является одной из актуальных проблем развития психологической науки. Это способствует вычленению наиболее перспективных идей и вопросов, решение которых станет актуальным в новом столетии. Одной из таких проблем, привлекающей внимание многих как отечественных, так и зарубежных ученых, и в то же время рассматриваемой весьма неоднозначно и противоречиво, является проблема влияния личностных особенностей человека на поведение в обществе и стратегии поведения в конфликте.
Конфликты сопровождают и обусловливают историю общества, государств, народов и личную жизнь каждого человека. Конфликты между людьми явление обычное, а иногда они имеют даже положительное значение. Порой гораздо полезнее вскрыть подспудно назревший конфликт и разрешить его, чем боясь обострения, постоянно «жить на вулкане» эмоциональной напряженности. Конфликт является всеобщим и необходимым элементом человеческой жизни. Он носит всеобщий характер, так как присущ всем сферам и уровням общественной жизни: индивидуальной, групповой, общественной.
Жизнь человека представляет собой постоянный переход одного конфликта к другому. Это и неудивительно, потому что на каждом шагу нас подстерегают разного рода противоречия: бытовые и профессиональные, личные и межличностные. Разрешив одни из них, мы сталкиваемся с новыми, преодоление которых выявляет очередные, ранее скрытые от нашего взора противоречия. Конфликт – это и разрушение, и созидание одновременно, поскольку противоречие, лежащее в его основе, должно быть осмыслено, устранено и взамен его должны быть созданы новые отношения. Вместо того, чтобы бояться и стремиться избежать конфликта, следует смело вникать в его суть, управлять его созидательной силой.
Анализ научной литературы показывает, что фундаментальное значение для понимания процесса формирования личности и поведение личности в различных ситуациях, как важнейшего структурного компонента общения имеют философские и психологические исследования К.А. Альбухановой-Славской, А.А. Бодалева, Л.П. Буевой, Л.С. Выготского, А. В. Петровского, К. Роджерса, Л. С. Рубинштейна, А.И. Титаренко и др.
Среди личностных особенностей человека можно выделить наиболее яркие, которые оказывают влияние на жизнедеятельности личности и поведение в различных ситуациях – это агрессивность, тревожность, стрессо- и конфликтоустойчивость. Можно отметить, что несмотря на уже достаточную изученность проблемы поведения человека в конфликте, способов совладания в конфликте, в научных разработках недостаточно систематизированы данные, касающиеся влияния личностных особенностей сотрудников на избираемые стратегии конфликтного взаимодействия.
Актуальность темы исследования обусловлена потребностью разрешения противоречий:
- между требованиями, предъявляемыми обществом к личности, как субъекту общества и отсутствием целенаправленной работы, ведущейся в направлении развития личностных качеств;
- между потребностью в специалистах с развитыми личностными способностями как сущностной составляющей их профессиограмм, с высокими показателями конфликтоустойчивости и умением верно выбирать стратегии поведения в конфликте и отсутствием возможностей использования потенциала обучающей программы в развитии влияния личностных особенностей сотрудников, умения выбирать стратегии конфликтного взаимодействия;
- между отсутствием достаточных психологических знаний по проблеме влияния личностных особенностей сотрудников на избираемые стратегии конфликтного взаимодействия.
Разрешение данных противоречий определило проблему нашего исследования: существует ли влияние личностных особенностей сотрудников на избираемые стратегии конфликтного взаимодействия?
Целью нашего исследования стало изучение особенностей влияние личностных особенностей сотрудников на избираемые стратегии конфликтного взаимодействия.
Объект - личностные особенности человека.
Предмет – влияние личностных особенностей сотрудников на избираемые стратегии конфликтного взаимодействия.
Основная гипотеза: предполагается существование различий степени выраженности таких личностных особенностей сотрудников – руководителей и молодых специалистов, как агрессии, совладания и поведения в конфликте, а также свойственные каждой из этих групп сотрудников специфические взаимосвязи между этими личностными особенностями.
Частные гипотезы:
уровень агрессивности, тревожности у молодых специалистов будет превышать выраженность агрессии у руководителей;
в иерархии типов совладания у молодых специалистов будет доминировать негативный способ решения трудной ситуации, в то время как у руководителей будет преобладать позитивный способ реагирования на ситуацию;
поведение в конфликте молоды специалистов будет характеризоваться преобладанием конфронтационных тенденций, в то время как у руководителей будут доминировать кооперативные стратегии взаимодействия;
структура взаимосвязи между видами агрессии, стратегиями совладания и поведения в конфликте будет существенно отличаться у молодых специалистов и руководителей.
В соответствии с поставленной целью и определенными предметом и объектом исследования в нашей работе мы поставили следующие задачи:
1) проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу, тем самым рассмотреть личность и коммуникативную компетенцию в свете современных психолингвистических воззрений в социально-психологическом знании, выявить личностные особенности сотрудников предприятия;
2) выявить сущность проблемы конфликта, определить структуру, виды и признаки конфликта, стратегии конфликтного взаимодействия;
3) дать определение понятиям совладания (копинг-поведения) и выделить особенности проявления копинг-поведения в конфликте и выявить влияние личностных особенностей сотрудников на избираемые стратегии конфликтного взаимодействия;
4) провести экспериментальное изучение влияния личностных особенностей сотрудников на избираемые стратегии конфликтного взаимодействия;
5) проанализировать полученные в ходе экспериментального исследования результаты и провести статистическую обработку данных, тем самым при помощи математических методов доказать или опровергнуть гипотезу нашего исследования;
6) подобрать рекомендации по формированию личностных особенностей сотрудников и обучению поведению в конфликтных ситуациях.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют: психологическая теория механизмов психологической защиты (Е.С. Романова, 1996, 2005; Л.И. Вассерман, 1998, 2000; В.А. Ташлыков, 1990; А. Фрейд, 1993; R. Plutchik); положения о стратегиях преодоления (Н.А. Сирота, 1994; R.S. Lazarus, S. Folkman, 1987).
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов:
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
3)статистические: ранжирование, рейтинговая оценка, статистическая обработка полученных в ходе исследования данных.
Методики исследования:
1.Опросник способов совладания (Методика WCQ Р. Лазарус и С Фолкман, адаптация Крюковой Т.Л. и Куфтяк Е.В.).
2.Самооценка форм агрессивного поведения (модифицированный вариант Басса – Дарки, модификация Г. Цукерман).
3.Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации.
4. Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам.
5. Методика Спилберга - экспресс диагностика уровня тревоги. Позволяет быстро и эффективно определять важнейший показатель психического состояния индивида - наличие внутренней напряженности.
Базой исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе одного из предприятий г. Москвы. В нашем исследовании принимали участие 60 человек – 30 молодых сотрудников и 30 руководителей среднего звена (менеджеры).
Структура и объем дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Работа иллюстрируется таблицами, диаграммами, гистограммами. Общий объем работы составляет 72 страницы.
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование влияния личностных особенностей сотрудников на избираемые стратегии конфликтного взаимодействия 8
1.1 Личность и коммуникативная компетенция в свете современных психолингвистических воззрений в социально-психологическом знании. Личностные особенности сотрудников предприятия 8
1.2Определение понятия: конфликт, структура, виды и признаки конфликта, стратегии конфликтного взаимодействия 16
1.3 Совладание (копинг-поведения), проявления копинг-поведения в конфликте и влияние личностных особенностей сотрудников на избираемые стратегии конфликтного взаимодействия 23
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Экспериментальное изучение влияния личностных особенностей сотрудников на избираемые стратегии конфликтного взаимодействия 36
2.1Определение методов исследования и организация эксперимента 36
2.2Проведение констатирующего эксперимента и анализ полученных результатов 37
2.3Рекомендации по формированию личностных особенностей сотрудников и обучению поведению в конфликтных ситуациях 65
Выводы по главе 2 70
Заключение 71
Список литературы 73
Приложения 77
3,000 руб.
На протяжении всего жизненного пути человек сталкивается с критическими ситуациями, возникающими при решении экзистенциальных проблем. Характер переживания критических ситуаций влияет на действия, поступки и на развитие личности в целом.
Каждому из нас приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. Любой конфликт есть противоречие, столкновение противоположных тенденций - интересов, целей, норм, ценностей. Конфликт всегда представляет собой определенное взаимодействие, когда действия конфликтующих сторон направлены на достижение несовместимых или взаимоисключающих целей, ценностей; при этом действия одной стороны встречают противодействие другой.
Оптимизировав опыт исследователей, занимавшихся исследование проблему конфликтов, мы выяснили, что конфликт является источником развития, причиной индивидуальных и социальных изменений, начиная с семейных ссор и заканчивая классовой борьбой. Традиционные общества, опирающиеся на четкое разделение труда, традиции, очень стабильны, но при этом и малодинамичны (сравни современную семью и патриархальную). Именно от того, каковы личностные особенности человека, зависит поведение личности в конфликтных, стрессовых ситуациях.
В нашем исследовании мы смогли проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу, тем самым тем самым рассмотреть личность и коммуникативную компетенцию в свете современных психолингвистических воззрений в социально-психологическом знании, выявить личностные особенности сотрудников предприятия; выявить сущность проблемы конфликта, определить структуру, виды и признаки конфликта, стратегии конфликтного взаимодействия; дать определение понятиям совладания (копинг-поведения) и выделить особенности проявления копинг-поведения в конфликте и выявить влияние личностных особенностей сотрудников на избираемые стратегии конфликтного взаимодействия;
По результатам теоретического анализа научной литературы, нами было организовано и проведено экспериментальное изучение влияния личностных особенностей сотрудников на избираемые стратегии конфликтного взаимодействия и проанализированы полученные в ходе экспериментального исследования результаты. По итогам эксперимента мы смогли провести статистическую обработку данных, тем самым при помощи математических методов доказать гипотезу нашего исследования.
Итак, нами было выявлено, что существуют различия степени выраженности таких личностных особенностей сотрудников – руководителей и молодых специалистов, как агрессии, совладания и поведения в конфликте, а также свойственные каждой из этих групп сотрудников специфические взаимосвязи между этими личностными особенностями.
Мы доказали, что уровень агрессивности, тревожности у молодых специалистов будет превышать выраженность агрессии у руководителей; было отмечено в иерархии типов совладания у молодых специалистов доминирование негативных способов решения трудной ситуации, в то время как у руководителей преобладает позитивный способ реагирования на ситуацию. Мы выяснили, что поведение в конфликте молоды специалистов характеризуется преобладанием конфронтационных тенденций, в то время как у руководителей доминируют кооперативные стратегии взаимодействия. И мы отметили, что структура взаимосвязи между видами агрессии, стратегиями совладания и поведения в конфликте существенно отличается у молодых специалистов и руководителей.
Следовательно, мы можем с уверенностью говорить о том, что нами была доказана гипотеза исследования, выполнены поставленные задачи и достигнута цель работы.
3,000 руб.
1.Аведисова А.С., Канаева Л.С., Ибрагимов Д.Ф. Копинг и механизмы его реализации.// Российский психиатрический журнал, №4. - 2002.
2.Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. - М., 1996
3.Андреев В. И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. М., 1995.
4.Андреева Г.М. Социальная психология. Тексты. - М.: 1988. –с231.
5.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник 552 стр., М.,2001 г. Издательство: ЮНИТИ;
6.Бассин Ф. В. О "силе Я" и "психологической защите". — Вопросы философии, 1969
7.Божович Л.И.. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии, 1979 г., №4, с.22-34
8.Вассерман Л.И., Петрова Н.Н. Психологическая защита и аффективные расстройства у пациентов в ситуации витальной угрозы // Социальная и клиническая психиатрия. - 2000. - Т.10, вып.1. - С.73-74.
9.Василюк Ф. Е. Психология переживания.— М.: Изд-во МГУ, 1984.- 200с
10.Вишневская А.В. курс лекций "Конфликтология" РУДН, 2003г.
11.Вострокнутов Н. В., Харитонова Н. К., Пережогин Л. О., Девятова О. Е. Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье (Руководство под. ред. Н.В. Вострокнутова. М.: Изд-во 2005 г. 256 с.
12.Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 1997.
13.Гришина Н. В. Если возникает конфликт // Психология в управлении. М., 1983
14.Дружинин В.В., Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта. М.: Радио и связь, 1989.
15.Зейгарник Б.Ф. К вопросу о механизмах развития личности //Вестник МГУ, Сер. 14. 1979, № 1.
16.Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В., Замышляева М. С. Адаптация методик, изучение совладающего поведения Way of Coping Questionnaire (Опросник способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкмана) // Психология и практика. Сборник научных трудов. Выпуск 4 / Под ред. Крюковой Т. Л., Хазовой С. А. – Кострома: РЦОИ «ЭКСПЕРТ – ЕГЭ», 2005. – с. 171-190.
17.Краткий психологический словарь /Ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2 изд., расш., испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999 – 512 с.
18.Лидерс А.Г. Группы личностного роста с подростками // Журнал практического психолога. - 1996. - №2. – С.61-68.
19.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. – 444 с.
20.Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985,с.304-305
21.Мерлин В. С. Личность и общество. — Пермь, 1990
22.Мерлин В. С. Принципы психологической характеристики типов личности.— В кн.: Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
23.Механизмы психологической защиты и некоторые личностные особенности в старшем подростковом возрасте. Смысл жизни: психология и педагогика: Сборник научных статей. Самара, 2005. - С. 107-112.
24.Механизмы психологической защиты у подростков, использующих активные копинг-стратегии. Клинические и медико-социальные вопросы современной психиатрии: (Сборник работ молодых ученых под ред. Проф. Ю.А. Александровского). – М.: ГНЦ СиСП им. В.П. Сербского, 2003. – С. 107-113.
25.Мильруд Р.П. «Компетентность в изучении языка»// «Иностранный школе, 2004. - №4. – С. 31.
26.Немчинов Т. А. «Тесты, диагностики», М.1999
27.Платонов К.К., Голубев Г.Г. Личность как объект социальной психологии: Психологич. Журнал, 1997, №3.
28.Плужник И. Л. К вопросу коммуникативной компетенции в контексте еврообразования//Формирование коммуникативной иноязычной компетенции в свете социального заказа: Материалы международной конференции. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2001. С. 133–134.
29.Психология. Словарь. Составитель Л.А. Карпенко / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. – 512 с
30.Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. - М., 1996.
31.Савиньон С. «Коммуникативная компетенция: теория и практика обучения», М.1983
32.Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии, с. 340
33.Современные представления о механизмах психологической защиты (обзор литературы) // Росс. психиатр. журнал. 2003, №6. - С. 67-72. (совместно с Е.С. Романовой).
34.Ташлыков В.А. Личностные механизмы совладания (копинг-поведение) и защиты у больных неврозами в процессе психотерапии. // Медико-психологические аспекты охраны здоровья. - Томск, 1990. - С.90-91.
35.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.210-211
36.Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. М., 1993
37.Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции., М. Наука, 1989, с.456.
38.Фрейд З. Я и Оно. // Психология бессознательного: Сб. Произведений., М. Просвещение, 1990, с.425-439.
39.Хащенко В. А. Исследование коллективного субъекта управления // Совместная деятельность: Методология, теория, практика / Отв. ред. А. Л. Журавлев, П. Н. Шихирев, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1988. С. 88 — 98.
40.Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.
41.Amirkhan J.H. Factоr analiticaly drived measure оf cоing: the strategy indicatоr // J. оf Рersоnality and Sоcial Рsychоlоgy. 1990, v. 59, p. 1066–1074
42.Lazarus R. S, Folkman S. Stress appraisal and coping. N. Y.: Springer, 1984.
43.Plutchik R., Kellermann H., Conte H.R. A structural theory of ego defences and emotions // Isard C.E. (ed.) Emotions in personality and psychopathology. - N.Y.: Plenum, 1979. - P.229-257.
3,000 руб.