Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.
Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.
Значимость лидерства для руководства организацией поднимает вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т.е. выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров, с дальнейшим процессом формирования института лидерства в организации. Роль лидера в управлении организацией сегодня огромна.
Эффективность лидерства непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер. Роль лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидерство также находит выражение в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера.
Стратегия развития организации и эффективность лидерства связаны с объективными и субъективными возможностями лидера, его способностью, во-первых, управлять коалициями, во-вторых, создавать и укреплять отношения сотрудничества и партнерства с организациями, взаимодействие с которыми становится существенным фактором эффективной деятельности организации.
Незаменимая роль лидера в осуществлении изменений состоит в определении идеи нововведений, формировании на ее основе целей, общности видения и стратегии изменений.
Актуальность работы объясняется новыми тенденциями в области управления организацией и важностью лидерства для эффективного развития компании.
Степень изученности темы исследования. Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.
Начиная с 70- х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще больше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак - Грегора, Бернса, Р.Такера, Б. Келлермана, Дж. Пейджа [33].
До недавнего времени в нашей стране не было условий для формирования лидеров и спроса на них, а, следовательно, не было исследования проблем, связанных с лидерством. В связи с этим большинство работ в области исследования лидерства принадлежит западным ученым.
Однако в настоящее время появляются труды российских ученых, затрагивающие проблемы лидерства. Исследованию лидерства в организации посвятили свои работы такие отечественные авторы, как Р.Л. Кричевский [34], Э. А. Уткин [53], О.С. Виханский и А.И. Наумов [9].
Публикации многих авторов в таких журналах, как «Менеджмент в России и за рубежом», «Менеджмент», «Кадры предприятия» рассматривают методики стимулирующих факторов эффективности лидерства в управлении предприятием [7, 39,43,48].
Объект исследования – оптово-розничная организация ООО «Канцбюро».
Предмет исследования – анализ лидерского потенциала сотрудников компании «Канцбюро» и его влияние на эффективность предприятия.
Целью дипломной работы является выявление роли лидера в управлении и формирование эффективного института лидерства в ООО «Канцбюро».
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть понятие «лидерство» и его значение в управлении организацией;
- выявить основные концепции лидерского поведения;
- оценить лидерский потенциал среди сотрудников ООО «Канцбюро»;
- провести экспертную оценку лидерских качеств руководителя компании «Канцбюро»;
- рассчитать социально-экономическую эффективность развития лидерских качеств сотрудников компании «Канцбюро»;
- разработать рекомендации по выявлению и совершенствованию лидерского потенциала сотрудников компании.
В соответствии с целью и задачами исследования в дипломной работе получены следующие основные результаты:
- проведено обоснование необходимости изучения и применения основных подходов к теориям лидерства и их эффективности в деятельности современных предприятий;
- проведен анализ современного состояния развития лидерского потенциала сотрудников ООО «Канцбюро»;
- показана роль и значение анализа и экспертной оценки развития лидерских качеств сотрудников организации;
- разработана программа совершенствования и формирования лидерского потенциала персонала компании «Канцбюро».
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, раскрываются цель и задачи исследования, представлены основные полученные результаты.
В первой главе рассмотрены теоретические основы исследования теории лидерства. Описаны основные теории лидерства, их взаимосвязь с процессом управления.
Вторая глава посвящена исследованию лидерских качеств персонала на примере компании «Канцбюро». Проведена методика исследования направленности личности сотрудников, а также руководителя организации.
В третьей главе предлагается программа повышения лидерского потенциала сотрудников компании «Канцбюро» для эффективности деятельности предприятия.
В заключении представлены выводы по результатам проведенного исследования, показана практическая значимость работы и направления ее дальнейшего развития.
Объем работы составляет 80 страниц, в том числе 7 рисунков, 8 таблиц, список использованных источников из 57 наименований.
3,000 руб.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ПРИРОДА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА 9
1.1. Содержание понятия лидерства в управлении организацией 9
1.2. Основные концепции лидерского поведения 16
1.3. Современные тенденции в теориях лидерства 25
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПЕРСОНАЛА ООО «КАНЦБЮРО» 32
2.1. Общая характеристика организации 32
2.2. Методика исследования направленности личности сотрудников ООО Канцбюро» 36
2.3. Методика экспертной оценки лидерских качеств руководителя ООО «Канцбюро» 41
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕРСОНАЛА ООО «КАНЦБЮРО» 50
3.1. Формирование резерва специалистов и управленцев. Развитие молодых сотрудников с лидерским потенциалом в ООО «Канцбюро» 50
3.2. Разработка методики оценки социально-экономической эффективности развития лидерского потенциала сотрудников 55
3.3. Рекомендации по совершенствованию лидерских качеств сотрудников как фактор повышения эффективности деятельности ООО «Канцбюро» 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
3,000 руб.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 12 июля 2001 г.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ.
3. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда. – М.: Юрид. Лит., 1993. – 64 с.
4. Антропов В.А. Организация управления подготовкой кадров промышленности.- Екатеринбург.: УГТУ, 2005. – 208 с.
5. Бабенко О. А. Профессионально важные качества личности менеджера.- М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 551 с.
6. Базаров Т.Ю. Технология центров оценки для государственных служащих. Проблемы конкурсного отбора.- М.: ИПК ГС, 2005.- 480 с.
7. Бородин В.А. Процедура оценки и анализа деятельности персонала частного предприятия // Справочник по управлению персоналом.- 2002. - № 9. - С. 37-41.
8. Валова Т.В. Обучение - универсальная технология управления персоналом // Справочник по управлению персоналом.- 2002. - № 11.-С. 79-83.
9. Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 2002.- 288 с.
10. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб.- М.: НОРМА, 2001.- 348с.
11. Герасимов Б.Н., Морозов В.В., Яковлева Н.Г. Оценка профессионализма в процессе развития компетентности специалиста: Метод. пособие. – Самара: МУЦ, 2002.- 377 с.
12. Герасимов Б.Н., Морозов В.В., Яковлева Н.Г. Развитие профессионализма в сфере предпринимательства: сущность, модель, методы. Методич. пособие.- Самара.: УДЦ, 2001.- 416 с.
13. Де Джордж Р.Т. Деловая этика. В 2-х томах./ Пер. с англ. - СПб.: Экономическая школа, - М.: Издательская группа «Прогресс», 2001.- 256 с.
14. Деркач А.А., Ситников А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально психологический тренинг и прикладные технологии.- М.: Луч, 1999.- 388с.
15. Десслер Г. Управление персоналом.- М.: Вершина, 1999.- 210 с.
16. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология.- СПб.: Питер, 2001.- 337 с.
17. Добротворский И.Л. Менеджмент. Эффективные технологии: учеб.пособие. - М.: ЧеРо, 2000.- 344 с.
18. Друкер П. Задачи менеджмента в ХХI веке.- М.: Диалектика, 2000.- 240 с.
19. Евенко Л.И. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами // Стратегия развития персонала (Материалы конференции). Нижний Новгород, 2006.- С. 33-37.
20. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера.- М.: Экзамен, 2005.- 427 с.
21. Законы успеха: Сборник / Пер. в англ. Н. Каныкина. - М.: Агентство «Фаир», 2004.- 448 с.
22. Зельдович Б.З. Основы организационного поведения: учебное пособие.- М.: Издательство «Экзамен», 2006.- 448 с.
23. Зигер В., Ланг Л. Руководить без конфликтов.- М: ЮНИТИ, 1990.- 249 с.
24. Иванов В.Н., Пойрушев В.И., Гладышев А.Г. Основы социального управления. - М: ЮристЪ, 2001.- 241с.
25. Иванцевич Дж., Лобанов А. Человеческие ресурсы управления.- М.: Дело, 2004. - 437 с.
26. Касаткин И.А. Методология статистической оценки эффективности управления персоналом: Автореф. Дис. Канд.экон. наук.- М.:ГУУ, 2001.- 34с.
27. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом организации.- М.: ИНФРА, 2002.- 454 с.
28. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом на предприятии. - М.: Дело, 1999. - 366 с.
29. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.- Ростов н/Д.: Феникс, 2001.- 258 с.
30. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.- М.: Финансы и статистика, 2002. - 468 с.
31. Кочетков В. Психология менеджмента.- Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. – 244с.
32. Кочеткова А.И. Психологические основы управления персоналом. - М.: Зерцало, 1999. - 348 с.
33. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Академический проект,2002.-560с.
34. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель.- М: Дело, 1993.-260с.,
35. Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю. Изд. 2-е, перераб. и доп. -СПб.: Питер, 2002. – 174 с.
36. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. - М.: Элник, 2005. – 249 с.
37. Литвак Б.Г. Управленческие решения.- М.: Тандем, 2005. – 311 с.
38. Маслова В.М. Управление персоналом предприятия: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 159 с.
39. Маусов Н. Менеджмент персонала - ключевое звено внутрифирменного управления // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - С. 24-26.
40. Основы менеджмента. -2-е изд./ Под ред. В.И. Гончаренко.-М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2001. – 213 с.
41. Мескон М.Х.,Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер.с англ.- М.: Дело, 1998. – 792 с.
42. Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: Учеб.пособие.- М.: Финансы и статистика, 1998. – 160 с.
43. Планирование и управление трудовой карьерой руководителей и специалистов // Материалы международной конференции. Система работы с персоналом. - Н.Новгород.: НИМБ.- 2003. - С. 61-62.
44. Пономарев Л.Н. Эффективность труда руководителя.- М.: Экономика, 2003. – 224 с.
45. Розанова В.А. Психология управления: Учебное пособие.- М.: Экономика, 1999. - 337 с.
46. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: теория, методика. Психотехнологии.- М.: Технол шк. Бизнеса, 2005. – 428 с.
47. Социальный менеджмент: Учебник /Под ред. Д.В. Валового.- М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», Акад.труда и соц. Отношений, 1999. – 384 с.
48. Социальная адаптация менеджера в современных условиях // XXIX научно-техническая конференция / тез. докл.. - Пенза.: ПГАСА.- 2005. – 22с.
49. Социология и психология управления / Под ред. Епифанцева С.Н. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 172 с.
50. Супрунова Е.В. Место и роль человеческого капитала в развитии персонала организации в условиях социальной рыночной экономики // История управленческой мысли и бизнеса: Науч. Труд.IV межд. Конф.-М.: МГУ,ТЕИС.- 2001. - С. 157-166.
51. Управление планированием деловой карьеры перспективных работников // Кадры. – 2002.-№4.- С. 4-7.
52. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под ред. Р. Марра, д-ра Г. Шмидта.-М.: МГУ, 2004. – 280 с.
53. Уткин Э.А. Курс менеджмента. Учебник для вузов.- М.: Издательство «Зерцало», 2000. – 388 с.
54. Хроленко А.Т. Самоменджмент.- М: Экономика, 1999. - 213 с.
55. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология.- М.: Дом педагогики, 2000. – 544 с.
56. Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности: социальная психология, менеджмент.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк., 2004. - 327 с.
57. Шребер Г.А. Руководитель сообразно ситуации. - М.: ИНФРА-М, 2004. – 233 с.
3,000 руб.