Актуальность исследования: 22 июля 1763 года, российская императрица Екатерина опубликовала манифест «О дозволении всем иностранцам в Россию въезжающим поселиться в которых губерниях они пожелают, и о дарованных им правах».
С тех пор огромное количество иностранцев воспользовались высочайшим «дозволением». Кто-то нашел здесь источник дохода, кого-то надолго привлекла наша культура и духовность, многие связали с Россией всю свою жизнь.
И сегодня в России проживает большое количество иностранных граждан. В настоящее время в России официально зарегистрировано порядка 300 тысяч трудовых мигрантов. Однако реальное их число в 10-15 раз больше. Конечно, их пребывание нуждается в государственном регулировании, многие вопросы без участия государства просто неразрешимы. Вместе с тем, очень важно сохранить тот баланс, который не позволит отступить от либерально-демократических принципов развития страны, отказаться от презумпции верховенства прав и свобод российских и иностранных граждан.
В России сравнительно недавно была создана полноценная иммиграционная служба. Во всех субъектах Российской федерации сформированы подразделения по делам миграции. Руководство этой службы неоднократно заявляло, что основная задача это службы – «защитить интересы коренного населения России». Именно во исполнение этой идеи принимались и принимаются все нормативные документы, регулирующие вопросы пребывания иностранных граждан в России.
С ноября 2002 года вступил в силу новый Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который весьма жестко диктует иностранцам, как им надо вести себя в нашей стране. Вплоть до введения "черных списков" тех, кто по тем или иным причинам не соответствует соответствующим требованиям. Закон определяет правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства и регулирует отношения между иностранцами и органами государственной власти в России.
Понятие «иностранец» в нормативных правовых актах и в юридической литературе употребляется в двух смыслах – широком и узком. В широком смысле иностранцем считается всякое лицо, которое не обладает гражданством данного государства.
В Российской Федерации термин «иностранец» употребляется в узком смысле. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» на этот счет определено, что иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
В некоторых источниках (специальной литературе и нормативных правовых актах) иностранных граждан и лиц без гражданства объединяют общим понятием «иностранцы». Однако следует знать и помнить что имеются по ряду позиций и определенные различия в правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства. Между прочим, на такой подход ориентирует и Закон об иностранцах 2002 г. В ч. 2 ст. 2 Закона говориться: «В целях настоящего Федерального закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда Федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан».
Цель работы: всесторонне исследовать законодательство Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
Для построения логического исследования в рамках обозначенной темы мы ставим перед собой определенные задачи, которые будут способствовать поставленной цели работы:
- обозначить особенности правового положения иностранных граждан, охарактеризовать источники правового регулирования, дать характеристику действующего законодательства, обозначить в нем пробелы;
- определить правоспособность и дееспособность иностранных граждан;
- раскрыть особенности пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации;
- рассмотреть трудовые права и право заниматься предпринимательской деятельностью иностранными гражданами на территории Российской Федерации;
- рассмотреть вопросы семейного и наследственного права иностранных граждан;
- подвести итоги и сделать соответствующие выводы по работе.
Нормативную базу исследования составило действующее законодательство Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан, а также судебная и арбитражная практика.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых-правоведов, посвятивших свои исследования проблемам правового положения иностранных граждан в Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляет, наряду с традиционным диалектическим методом познания, комплекс общенаучных и специальных методов, применяемых в юриспруденции: логический, исторический, системно-структурный, системно-функциональный, специально-юридический.
Объект исследования составляет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации.
Предметом исследования является российское законодательство, регулирующее правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации.
Структура и объем работы обусловлены целью, задачами и спецификой исследования, отвечают предъявленным требованиям. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
3,000 руб.
На территории абсолютного большинства государств, как правило, граждан того или иного государства проживает категория граждан, которые именуются иностранцами.
Как известно, любое государство само устанавливает правовой режим для своих граждан, а также для иностранцев и лиц без гражданства. Иными словами, определение объема прав, свобод и обязанностей иностранцев – дело внутренней компетенции каждого государства. В тоже время, данное положение не следует понимать таким образом, что в этой области права государства не ограничены. Определяя правовое положение иностранцев в своей стране, государства не могут не учитывать требования основных принципов международного права, а также норм международных договоров, участниками которых они являются. Так, на иностранцев совершенно определенно распространяет свои положения Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г., участником которого является Российская Федерация как продолжатель СССР. В нем употребляются такие термины, как «каждый человек» (п. 1 ст. 6, п.1 ст. 9, п.2 ст. 12, ст. 16, 18, 19 и др.), «каждый» (п. 4 ст. 6 и др.), «никто» (ст. 8, 11 и др.), а данное обстоятельство свидетельствует о том, что его положения относятся ко всем лицам, находящимся на территории государства-участника Международного пакта, в том числе и к иностранцам. На этот счет в ст. 2 данного документа сказано: «Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте…». Пакт же содержит достаточно широкий спектр гражданских прав, которые должны быть представлены не только гражданам своего государства, но и иностранцам.
Таким образом, можно говорить о том, что в каждом государстве иностранцы должны пользоваться таким объемом прав и свобод, который позволял бы им нормально жить, учиться, работать.
Известный специалист в области международного права профессор Л. Н. Галенская еще в советское время говорила о том, что при регулировании правового режима иностранцев государства обязаны учитывать также наличие специальных принципов, касающихся данной области и, в частности:
1. На граждан, находящихся на территории того или иного государства, распространяется юрисдикция этого государства. Каждое государство определяет правила пребывания иностранцев на своей территории и требует от последних выполнения этих правил. Исключением пользуется ограниченный круг лиц, обладающих иммунитетами и привилегиями, к которым относятся: дипломатические и консульские представители государств, члены их семей; должностные лица международных организаций; представители государств в международных организациях и др.
2. Государство, гражданином которого является лицо, находящееся за пределами границ этого государства, имеет право на защиту такого лица.
В этом принципе предусматривается возможность осуществления защиты в тех случаях, когда личности или собственности граждан причинен вред (ущерб) и в иных правомерных случаях. Такая защита может осуществляться дипломатическими и консульскими учреждениями в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях (1961г.) и Венской конвенцией о консульских сношениях (1963г.), а также двусторонними договорами. Разумеется, такая защита может осуществляться и другими государственными организациями. Правда, нужно сказать, что действие этого специального принципа ограничено другими общепризнанными принципами международного права, в том числе принципом невмешательства во внутренние дела государств. Из этого следует, что защита граждан за границей, включая их трудовые права, может производиться в соответствии с законами страны пребывания.
3. Права и законные интересы призвано защищать государство их местопребывания, в частности, защиту их личности и имущества на равных основаниях со своими собственными гражданами.
4. В соответствии с международными стандартами в области прав человека (Международный пакт о гражданских и политических правах) любое лицо (следовательно, и иностранец) вправе покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в нее обратно. К этому следует добавить, что иностранец может покинуть страну пребывания только при условии выполнения всех своих обязанностей, в том числе в сфере трудовых отношений, перед этой страной, его юридическими и физическими лицами.
5. Не менее важным является специальный принцип недискриминации, включая трудовые отношения, отдельных групп иностранцев по причинам их расы, вероисповедания, национальности, социального происхождения и т.д. Запрещение дискриминации предусмотрено в положениях ряда международных документов. В частности, ст. 2 Всеобщей декларации прав человека (1948г.) провозглашающей право каждого человека обладать всеми правами и свободами без какой-либо дискриминации…; п.2 ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966г.), а также в п.1 ст.2 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966г.) обязывают государства не допускать какой бы то ни было дискриминации в предоставлении и осуществлении перечисленных в пактах прав. Указанная Декларация признает за каждым человеком право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы (ст. 23).
Государства – участники Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности заработать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права (ст.6), участвующие в этом Пакте государства гарантируют права каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся справедливую зарплату и равную оплату за труд равной ценности без какого бы то ни было различия.
Между тем, нельзя рассматривать как дискриминацию предоставление государством иностранцам меньшего объема прав и свобод, чем собственным гражданам. Установление определенных изъятий, в том числе в трудовых отношениях, не запрещено международным правом и является свидетельством того, что иностранцы имеют несколько иной круг прав и обязанностей, чем граждане того или иного государства. В международном праве правовое положение, при котором иностранные граждане наделены в целом такими же правами и обязанностями как и граждане своего государства, получил наименование национального режима.
В тех случаях, когда одно государство представляет гражданам другого государства такие же возможности, в том числе в трудовых отношениях, какие оно гарантирует гражданам третьего государства, имеет место режим наибольшего благоприятствования.
Может иметь место и такое положение, когда государства договариваются, что их граждане будут иметь несколько большие возможности, включая трудовые отношения, чем граждане третьей страны в соответствии с принципом взаимности (например, иностранцы, прибывающие в приграничные зоны другого государства).
Кроме того, существует понятие специальный режим, который касается определенной категории иностранцев. Международные документы, например, предопределяют несколько особое положение иностранных граждан с дипломатическими рангами на территории государства и членов их семей.
Разумеется, Россия придерживается указанных принципов. Что же касается правового положения иностранцев в Российской Федерации, то прежде всего подчеркнем что сами понятия «статус», «конституционно-правовой статус», «правовой режим иностранцев», «правовое положение иностранцев» в полном объеме подходят для тех иностранцев и лиц без гражданства, которые на законных основаниях находятся на территории нашего государства.
Конституция РФ (ч.3 ст.61) гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами Российской Федерации».
3,000 руб.
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. // Российская газета, 25 декабря 1993.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А от 10.12.48 г.) // РГ 10 декабря 1998 г.
3. Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г) // Гражданин и право. № 6. 2002.
4. Конвенция о статусе апатридов (Нью-Йорк, 28. 09. 1954) // Сборник «Действующее международное право» Т. 1 М., Юнита. 1995.
5. Международная Конвенция всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта, 1966).
6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19.12.66) // Ведомости ВС СССР. 1976. № 17 (1831).
7. Договор между Российской Федерацией и Республика Грузия о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Грузия и граждан Республики Грузия, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Тбилиси 15 сентября 1995) // РГ 14 октября 1995.
8. Договор между Российской Федерацией и Республика Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Москва, 29 августа 1997) // СЗ РФ 25.02.02 № 8 ст. 747.
9. Договор между Российской Федерацией и Республика Туркменистан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Туркменистан и граждан Республики Туркменистан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Москва, 18 мая 1995г) // СЗ РФ 11.08. 1997 № 32 ст. 3748.
10. Договор между Российской Федерацией и Республика Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации // СЗ РФ 25.08.97 № 34 ст. 3950.
11. Договор о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства (Москва, 28 апреля 1998) // ГР 12 мая 1998.
12. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 5 декабря 1994 г. - № 32 - Ст. 3301;
13. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 29 января 1996 г. - № 5 - Ст. 410;
14. Часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 3 декабря 2001 г. - № 49 - Ст. 4552.
15. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1 января 1996г. - №1. - Ст. 16.
16. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 года № 197 – ФЗ в ред. ФЗ № 90-ФЗ от 30.06.2006. // Собрание законодательства Российской Федерации 5 июля 2006. - № 23. ст. 2316.
17. ФЗ РФ от 15.08.96 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СЗ РФ 19.08.96 № 34 ст. 4029.
18. ФЗ РФ от 25.07.02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ 29.07.02 № 30. ст. 3032.
19. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 793 «О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту и порядке их регистрации и учета» // СЗ РФ 12.01. 04 № 2 с. 120.
20. Постановление Правительства РФ от 04.12. 03 № 731 «О признании действительными до 1 января 2006 года паспортов гражданина СССР образца 1974 года для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства» // СЗ РФ 08.12.03 № 49. ст. 4783.
21. Постановление Правительства РФ от 28.08.2003 № 532 «Об утверждении Положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан – пассажиров круизных судов» // СЗ РФ 01.09.2003 № 35. ст. 3448.
22. Постановление Правительства РФ от 24.04.2003 № 241 «Об утверждении Положения о подтверждении иностранным гражданином проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации или предъявления гарантии предоставления таких средств при обращении за визой либо в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации» // СЗ РФ 28.04.03 № 17 ст. 1622.
23. Постановление Правительства РФ от 07.04.03. № 199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации // СЗ РФ 14.04.03 № 15 ст. 1360.
24. Постановление Правительства РФ от 04. 04.03 № 193 «Об утверждении правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации // СЗ РФ 14.04.03 № 15. ст. 1364.
25. Постановление Правительства РФ от 01.12.04 № 714 «Об утверждении на 2005 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» // СЗ РФ 06.12.04 № 49. ст. 4915.
Литература:
1. Абрамова О.В. Иностранные граждане трудятся в России // Право и экономика в Европе и Азии. - М.; Юрид. Дом «Юстицинформ», 1997. № 1 – 2.
2. Административная деятельность органов внутренних дел: Часть особенная: Учебник / Анисимова Н.П., Антонов С.Н., Бочаров С.Н. и др. - 3-е изд., с изм. и доп.. - М.; Изд-во Моск. акад. МВД России, Щит, 2001.
3. Административное право Российской Федерации: Учебник / Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. - 3-е изд., испр. и доп.. - М.; Зерцало-М, 2003.
4. Алешин В.В. Иностранные граждане: проблемы интернирования // Юрист. - М.; Юрист, 2000. - № 2.
5. Арутюнян Г.В. Правовое регулирование усыновления в Российской Федерации // Гражданин и право, - 2002г. - №3.
6. Балашова Н.А. К вопросу о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации // Деятельность правоохранительных органов и государственной противопожарной службы в современных условиях: проблемы и перспективы развития: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. - Иркутск; Изд-во Вост.-Сиб. ин-та МВД России, 2003.
7. Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 2005.
8. Викторов И.С. О правовом регулировании и состоянии законности в сфере труда иностранных граждан // Трудовое право. - М.; Интел-Синтез, 2003.
9. Дорофеева Ю.А. Ограничения прав иностранных граждан и апатридов в Российской Федерации // Вестник института права СГЭА: Актуальные проблемы правоведения: Научно-теоретический журнал. - Самара; Изд-во СГЭА, 2002. - № 3.
10. Дубровский Д.С. Высылка иностранных граждан за пределы Российской Федерации: проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сборник тезисов статей. - М.; Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2003.
11. Ерпылева Н.Ю. Физические и юридические лица как субъекты международного частного права // Адвокат - 2004, - №11.
12. Завражнов В. Усыновление иностранцами детей - российских граждан // Российская юстиция, - 2001, - №7.
13. Зименкова О., Петросян М. Правовое положение иностранных граждан - в законе РФ // Российский бюллетень по правам человека. - М.; Изд-во Ин-та прав человека, 2002.
14. Иванова Т.М. Осуществление контроля органами внутренних дел за пребыванием и проживанием иностранных граждан // Обеспечение безопасности иностранных граждан: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, состоявшейся 29 марта 1995 г.. - М.; Изд-во Акад. МВД России, 1995.
15. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть третья (постатейный) / Отв. ред. Л.П. Ануфриева. - М.: Волтерс Клувер, - 2004г.
16. Комметарий к трудовому кодексу РФ \ М.О. Буянова, К.Н. Гусов и др.; под ред. К.Н. Гусова – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
17. Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», - 2003г.
18. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под общ ред. П. В. Крашенинникова и П. И. Седугина. - 2-е изд. - М Издательство НОРМА, 2001.
19. Конституционно-правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации и роль органов внутренних дел в его обеспечении: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Герасименко Ю.В.. - М., 1993.
20. Куракин А.В. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства // Юрист. 2000. № 9.
21. Лайтман В.И. Новый этап в развитии российского законодательства об иностранных гражданах // Юридические записки Ярославского государственного университета П.Г. Демидова. - Ярославль; Изд-во Яросл. ун-та, 2003.
22. Минкина Н.И. Новеллы в законодательстве о труде иностранных граждан в России // Трудовое право. - М.; Интел-Синтез, 2003. - № 5.
23. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М.: Международные отношения, 2004.
24. Наследственное право / Булаевский Б.А. и др.; отв. ред. К.Б. Ярошенко. - М.: Волтерс Клувер, 2005.
25. Одинцев А.В. Особенности договорного регулирования семейных имущественных отношений // Правоведение. 2004. № 4.
26. Орловский Ю.П. Реформа трудового законодательства // Право и экономика. 2003. N 3.
27. Правовой статус иностранных граждан и юридических лиц в РФ / Авакьян С.А., Гуров А.И., Иванеев А.И. и др.. - М.; Изд-во Рос. юрид. издат. дом, 2005.
28. Правовое положение иностранных граждан в России: Сборник нормативных актов / Дозорцев В.А., Маковский А.Л., Хлестова И.О.. - М.; БЕК, 2005.
29. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция / Авакьян С.А.. - С.-Пб.; Юрид. центр Пресс, 2003.
30. Ряховский В.В. О порядке въезда, пребывания и выезда из Российской Федерации иностранных граждан // Религия и право. - М., 2004. - № 1.
31. Самое новое в законодательстве о наследовании. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья и Федеральный закон о введении ее в действие. Постатейный комментарий к разделу V части третьей Гражданского кодекса РФ Наследственное право. М., 2003.
32. Сергеев А.П., Толстой Ю.К., Елисеев В.И. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть третья. М., 2005.
33. Сойфер В.Г. Правовые вопросы труда иностранных граждан // Юридический мир. - М.; Юрид. мир ВК, 2006. - № 11.
34. Телюкина М.В. Комментарий к разделу V Гражданского кодекса Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2003. №№ 8-10.
35. Тюрин А.Н. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации // Вестник молодых ученых ПГПУ им. В.Г. Белинского: Сборник научных статей студентов, аспирантов. - Пенза; Изд-во Пенз. ун-та, 2003. - № 2.
36. Фалюш Е.А. Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и российская действительность // Ученые записки: Сборник научных трудов Института государства и права. - Тюмень; Изд-во Тюмен. ун-та, 2003. Вопросы международного права, международного частного права и сравнительного правоведения.
3,000 руб.