Введение
Содержание
Заключение
Литература
Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Под адаптацией детей к школе обычно понимается процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, новым условиям жизни.
Современная школа предъявляет высокие требования к уровню психологической готовности детей. Понятие «школьной дезадаптации» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности - затруднение в учебе, конфликты с одноклассниками и т.д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, а также распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами. Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
В основе этих проблем лежит сложное взаимодействие индивидуальных и социальных факторов, неблагоприятных для гармоничного развития, а пучковым механизмом формирования самих проблем в подавляющем большинстве случаев становится несоответствие предъявляемых к ребенку педагогических требований его возможностям.
К 7 годам меняется социальная ситуация развития, характеризующая переход к младшему школьному возрасту.Ребенок стремится к более важной, значимой с точки зрения общества, социально одобряемой и оцениваемой деятельности (А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин). Специфически «дошкольные» виды деятельности теряют для него свою привлекательность. Ребенок осознает себя дошкольником и хочет стать школьником.
Поступление в школу знаменует начало качественно нового этапа в жизни ребенка: меняется его отношение ко взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности. Школа определяет переход к новому образу жизни, положению в обществе, условиям деятельности и общения.
Изменения взаимоотношений со сверстниками связаны с коллективным характером обучения. Это уже не игровые и не чисто дружеские отношения, а учебные, основанные на общей ответственности. Отметка и успех в учебе становятся главным критерием в оценке сверстниками друг друга и определяют положение ребенка в классе.
В настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Особую значимость приобретают вопросы готовности детей к обучению в условиях реформирования системы образования в российском образовании.
Проблемы адаптации и дезадаптации детей к школьному обучению являются актуальными, особенно в связи с показателями школьной зрелости. Данные аспекты все чаще привлекают к себе внимание специалистов разных областей (в педагогике, медицине, психологии), становятся объектом социальной психологии и имеют большое практическое значение.
Целью нашего исследования стало теоретическое и экспериментальное изучение вопроса адаптации детей к школе с различным уровнем школьной зрелости
Объект исследования – адаптация к школе.
Предмет работы – процесс адаптации детей к школе с различным уровнем школьной зрелости.
В написании данного исследования мы опирались на гипотезу о том, что у детей с высоким уровнем школьной зрелости будут отмечены высокие показатели адаптированности к школе и низкие результаты при исследовании тревожности, как одного из параметра адаптированности к школе.
В соответствии с определенной темой, целью, предметом и объектом исследования мы поставили в своей работе следующие задачи:
1. Провести анализ научной психолого-педагогической литературы по изучаемому вопросу, на основе которого дать характеристику процессу адаптации детей в начальной школе;
2. выявить психолого-педагогические особенности детей, поступающих в школу;
3. оценить сущность школьной зрелости: готовность к школьному обучению, критерии и слагаемые школьной готовности;
4. выделить факторы, влияющие на успешную адаптацию детей к школьному обучению;
5. провести экспериментальное исследование адаптации детей к школе с различным уровнем школьной зрелости;
3. представить методику повышения адаптированности детей к школьному обучению.
Тема, цель, задачи исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анализ результатов диагностики детей, наблюдение).
База исследования: начальная школа г. Чехов-2 московской области.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы адаптации детей к школе с различным уровнем школьной зрелости 6
1.1 Характеристика адаптации детей в начальной школе 6
1.2Психолого-педагогические особенности детей, поступающих в школу 11
1.3Сущность школьной зрелости: готовность к школьному обучению, критерии и слагаемые школьной готовности 13
1.4Факторы, влияющие на успешную адаптацию детей к школьному обучению 17
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы адаптации детей к школе с различным уровнем школьной зрелости 21
2.1Определение методов исследования и проведение констатирующего эксперимента 21
2.2Методика повышения адаптированности детей к школьному обучению 25
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения 34
1,200 руб.
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка средняя школа, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в начальной школе.
В настоящее время переход из детского сада в начальную школу совпадает с концом детства - достаточно стабильным периодом развития.
Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям об учительнице и о домашних заданиях. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с воспитателями.
Переход из ДОУ в начальную школу связан с возрастанием нагрузки на психику ребенка. Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в первом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в ДОУ.
Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику, и даже смена позиции «старшего» в ДОУ на «самого маленького» в школе — все это является довольно серьезным испытанием для психики первоклассника.
В нашем исследовании мы смогли провести анализ научной психолого-педагогической литературы по изучаемому вопросу, на основе которого дать характеристику процессу адаптации детей в начальной школе; выявить психолого-педагогические особенности детей, поступающих в школу; оценить сущность школьной зрелости: готовность к школьному обучению, критерии и слагаемые школьной готовности; выделить факторы, влияющие на успешную адаптацию детей к школьному обучению.
Опираясь на полученные теоретические знания, мы подобрали ряд диагностических методик и провели экспериментальное изучение адаптации детей к школе с различным уровнем школьной зрелости. В результате проведенного эксперимента мы выявили, что у тех учащихся, у кого были выявлены высокие показатели школьной зрелости – сформированности интеллектуальной готовности к школьному обучению, в дальнейшем были определены высокие показатели адаптированности и низкий уровень тревожности. Следовательно, мы доказали гипотезу исследования.
Полученные результаты определили необходимость подбора программы формирования школьной мотивации как фактора адекватной адаптации к школе, способствующие успешному обучению и вхождению ребенка в социум.
Таким образом, мы выполнили поставленные в работе задачи и достигли цели исследования.
1,200 руб.
1.Ануфриев А.Ф., С.Н. Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось-89, 2003.
2.Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению //вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. - М., 1995. – 165с.
3.Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика-Пресс, 1999.-с. 169-210
4.Димитров И. Готовность ребенка к обучению в школе // Подготовка детей к школе и преемственность между детским садом и школой, София, 1986,с.67
5.Дубровинская Н.В., Фарбер Д.;А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 59-63с.
6.Дусавицкий А.К., Портная Е.А. Об особенностях развития мотивов учения младших школьников. – М.: Владос, 1997.
7.Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднюю школу: Психология // Народное образование. – 2002. - №8. – С.99-105.
8.Зеленова М. Б. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: автореф. дис. канд. пед. наук: Волгогр. Пед. ин-т им. Серафимовича, 15.05.91.- 64-74.
9.Ирасек Я. Диагностика школьной зрелости // Диагностика психического развития / Под ред. Й.Шванцары (на болг. яз.). София, 1988.
10.Кайгородова Н. Исследование психофизиологических особенностей учащихся, находящихся на разных этапах адаптации к школе: Изучение адаптации и дезадаптации // Валеология. – 2002. - №3.
11.Коблик Е. Г. Первый раз в первый класс: Программа адаптации детей к школе. – М.: Генезис, 2003. – 122 с
12.Краткий психологический словарь. Под общ.ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошенко. М., 1985
13.Кумарина Г.Ф. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения// Народное образование.- 2002.-N1.-С.111-121
14.Лейтес. Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей // Хрестоматия по психологии.-М.: Просвещение, 1987
15.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
16.Матвеева О.А., Львова Е.А. Помощь с адаптации к школе: психолого-педагогическое сопровождение I-VI классов// Психологическая наука и образование.-2001.-№3.-С.57-79.
17.Материалы Российской научно-практической конференции по теме «Проблемы школьной дезадаптации» от 26-28 ноября 1996г., г. Москва.
18.Психология младших школьников. / Под ред. В.В.Давыдова. М: Академия, 1990.
19.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Владос-Пресс, 2002.
20.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. — М.: Педагогика, 1989. — т.1, с. 64
21.Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы.: Метод. пособие/ Н.В. Дубровина, Л.Д. Андреева, Т.В. Вохмятина и др., Под ред. И.В. Дубровиной, 5-е изд. – М.: Изд. центр «Академия», 1999.-96с.
22.Филиппова Н. Проблемы адаптации // Наука и школа. – 2004. - №1. – С.14-16.
23.Школа и психическое здоровье./ Под ред. С.М. Громбаха. - М., 1988.
24.Яничева Т. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки// Журнал практического психолога.-1999.-№3.
25.Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей. Методическое руководство. СПб. ИМАТОН. 1999.
1,200 руб.