Введение
Содержание
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно воспитание облагораживает человека, прививает ему необходимые качества. Наука о воспитании человека называется педагогикой. В переводе означает искусство направлять воспитание ребенка.
Педагогика вооружает учителей профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов детей данной возрастной группы, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях. Процессы воспитания необходимо постоянно совершенствовать, т.к. изменяются условия жизни людей, накапливается информация, усложняются требования к человеку.
Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; опыт педагогов-новаторов и т.д. Педагогика – наука о воспитании.
Главной ее задачей является накопление и систематизация научных знаний о воспитании человека. Педагогика познает законы воспитания, образования и обучения людей.
Актуальность исследования проблемы воспитания как педагогического явления обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы.
Это связано с тем, что в наше время современное общество ежедневно сталкивается с проблемами воспитания, так как данный процесс имеет место в каждом среднеобразовательном учреждении, и играет большую роль в качественном среднем образовании, оказывает влияние на развитие личности каждого учащегося.
Но, несмотря на большое количество публикаций, рассматривающих проблему воспитания как педагогического явления, данная тема ещё не до конца изучена, остаётся немало вопросов, нуждающихся в своём разрешении, нет однозначного ответа на отдельные вопросы, существует много различных мнений и разногласий в некоторых аспектах проблемы, что и привело к выбору данной темы для исследования, дабы окончательно раскрыть сущность воспитания как педагогического явления.
Анализ литературы: изучением проблемы воспитания как педагогического явления занимались многие авторы, такие как Ананьев Б.Г., Асмолов А.Г., Батаршев А.В., Божович Л.И., Виноградова М.Д., Гинецинский В.И., Гуревич К.М., Зимняя И.А., Зинченко В.П., Зюбин Л.М., Иващенко Ф.И., Лернер И.Я., Лидерс А.Г., Ломов Б.Ф. и многие другие специалисты. [18, с. 71]
Большой вклад в изучение проблемы воспитания как педагогического явления внесли такие учёные, как: Маркова А.К., Менчинская Н.А., Минияров В.М., Моргунов Е.Б., Паркинсон К.Н., Первин И.Б., Поляков С. Д., Раис Ф., Рождественская Н.А., Селье Г., Сериков В.В., Такман Б.У., Якиманская И.С., Яковлева Е.Л. и другие. [2, с. 214]
Степень разработанности проблемы. Несмотря на большой вклад учёных в исследование проблемы воспитания как педагогического явления, остается немало вопросов, нуждающихся в своем разрешении и связанных, в первую очередь, с подбором методических подходов в организации данного процесса. [5, с. 81]
Цель работы: рассмотреть и проанализировать известные методики воспитания, определить значимые аспекты, выделить наиболее эффективные параметры данной педагогической работы для последующей разработки оптимальной методики воспитания на основе существующих методических моделей воспитания, определить эффективность применения и внедрения разработанной методики в систему среднего образования, обосновать целесообразность её реализации.
Гипотеза исследования: если учитель среднеобразовательной школы правильно подберёт методический подход к организации воспитательного процесса, то данный процесс будет наиболее эффективным.
Для достижения выдвинутой цели и подтверждения предложенной гипотезы, выделим и поставим перед собой нижеперечисленные задачи.
Задачи исследования:
1. Подобрать и проработать литературу по проблеме воспитания учащихся;
2. Рассмотреть и проанализировать проблему воспитания как педагогическое явление;
3. Выделить и охарактеризовать известные методики воспитания, раскрыть их специфику;
4. Провести психолого-педагогический анализ методик воспитания учащихся;
5. Раскрыть сущность и обосновать содержание методик воспитания учащихся, изучить их особенности;
6. Проанализировать требования, предьявляемые к применению методик воспитания учащихся;
7. Выделить наиболее эффективные параметры из рассмотренных методик воспитания, с точки зрения их практичности в применении и результативности;
8. Разработать оптимальную методику воспитания путём сведения выделенных параметов, которые, по мнению автора, являются наиболее эффективными, в единую систему;
9. Разработать критерии эффективности применения новой методики воспитания, разработанной на основе существующих методических подходов к воспитательному процессу путём систематизации оптимальных компонент;
10. Систематизировать полученные в результате исследования и анализа данные, сделать соответствующие выводы, сформулировать необходимые рекомендации.
Объект исследования: воспитание как педагогическое явление.
Предмет исследования: процесс воспитания учащихся.
Методы исследования:
1. Изучение психолого-педагогической, методической и справочной литературы;
2. Изучение планов и конспектов лекций;
3. Научное исследование заданной проблемы;
4. Анализ и сопоставление результатов исследования.
Практическое применение: ознакомление педагогов с возможностями организации и совершенствования воспитательного процесса, раскрытие возможностей и средств оптимизации данного процесса.
Сфера использования: результаты выполненного анализа предназначаются для использования педагогами в условиях построения процесса воспитания учащихся с учётом требований к данной педагогической работе.
Результаты исследования расширяют имеющиеся представления об особенностях воспитания как педагогического явления; более глубоко рассматривается само понятие «воспитание», расширены его границы, что может быть использовано для системного изучения других многоаспектных проблем такого рода.
Теоретическая значимость исследования состоит в рассмотрении и анализе малоисследованных аспектов проблемы воспитания как педагогического явления, выявлении и обосновании педагогических условий эффективности построения и реализации данного процесса.
Раскрыта перспектива дальнейшего научного исследования данной проблемы и положено основание для совершенствования научных разработок при организации воспитательного процесса, создания условий для эффективности данной работы, построения оптимальных методических подходов к организации процесса воспитания.
Теоретическая ценность исследования заключается в обогащении методологии педагогической науки разработкой проблемы воспитания как педагогического явления, а также в разработке путей достижения эффективности решения задачи построения оптимального воспитательного процесса путём создания оптимальной методики воспитания на основе существующих методических наработок путём систематизации выделенных компонент, создания необходимых педагогических условий и соблюдения определённых требований при реализации воспитательного процесса.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических материалов, позволяющих организовать оптимальный процесс воспитания, разработке рекомендации по организации данного процесса, а также в разработке процедуры целесообразного применения разработанной методики в воспитательный процесс общеобразовательных учреждений.
Практическая ценность работы определяется возможностью использовать результаты исследования в общеобразовательных учреждениях при построении воспитательного процесса, а также использовать полученые в результате исследования данные в условиях преподавания в высших учебных заведениях ряда научных дисциплин психолого-педагогических профилей.
Результаты произведённого анализа могут быть полезны в воспитательном процессе средних общеобразовательных школ, и использованы при преподавании дисциплин психолого-педагогического профиля в педагогических высших учебных заведениях.
1,200 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ………………………………….……
1.1. Введение в проблему воспитания как педагогического явления……..
1.2. Сущность и содержание воспитания и воспитательного процесса…..
1.3. Цели и принципы современного воспитания………………………….
1.4. Концепции воспитания………………………………………………….
1.5. Структура воспитательного процесса…………………………………..
1.6. Закономерности процесса воспитания………………………………….
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ВОСПИТАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ………………………………….……
2.1. Понятие о воспитательных системах и их модели…………………….
2.2. Развитие теории и методики воспитания………………………………
2.3. Методы и средства воспитания, их классификация…………………...
2.4. Диагностика воспитанности учащихся………………………………...
2.5. Взаимосвязь обучения и воспитания……………………………………
2.6. Исследование и анализ процесса воспитания в современной школе....
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….…..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….
1,200 руб.
ВЫВОДЫ
В процессе написания курсовой работы было проведено исследование и выполнен теоретический анализ известных методик воспитания, которые традиционно применяются в школьном воспитательном процессе, произведена их детальная характеристика, изучены требования к их применению, выявлены их особенности, выделены преимущества каждой методики.
В процессе исследования и анализа известных методик воспитания, были определены наиболее значимые аспекты, выделены наиболее эффективные параметры воспитательного процесса для последующей разработки оптимальной методики воспитания на основе существующих методических моделей воспитания, определена эффективность применения и внедрения разработанной методики в систему среднего образования, обосновать целесообразность её реализации.
В процессе анализа на основе существующих методик воспитания была разработана оптимальная методика, которая подробно рассмотрена, изучена и предложенная к внедрению в школьный воспитательный процесс.
Разработанная методика, по мнению автора, является оптимальной, так как её составляющими компонентами являются наиболее эффективные параметры, выделенные из опробованных ранее существующих методик.
Оптимальная методика воспитания разработана путём сведения в единую систему наиболее эффективных компонент, выделенных с известных методик воспитания.
В результате исследования было доказано, что для эффективности воспитательного процесса необходимо осуществлять подбор методических подходов к данному процессу в зависимости от контингента учащихся.
В процессе исследования было подтвержено, что если учитель среднеобразовательной школы правильно подберёт методический подход к организации воспитательного процесса, то данный процесс будет наиболее эффективным.
При достижении поставленной цели и подтверждении выдвинутой гипотезы были решены следующие задачи:
1. Подобрать и проработать литературу по проблеме воспитания учащихся;
2. Рассмотреть и проанализировать проблему воспитания как педагогическое явление;
3. Выделить и охарактеризовать известные методики воспитания, раскрыть их специфику;
4. Провести психолого-педагогический анализ методик воспитания учащихся;
5. Раскрыть сущность и обосновать содержание методик воспитания учащихся, изучить их особенности;
6. Проанализировать требования, предьявляемые к применению методик воспитания учащихся;
7. Выделить наиболее эффективные параметры из рассмотренных методик воспитания, с точки зрения их практичности в применении и результативности;
8. Разработать оптимальную методику воспитания путём сведения выделенных параметов, которые, по мнению автора, являются наиболее эффективными, в единую систему;
9. Разработать критерии эффективности применения новой методики воспитания, разработанной на основе существующих методических подходов к воспитательному процессу путём систематизации оптимальных компонент;
10. Систематизировать полученные в результате исследования и анализа данные, сделать соответствующие выводы, сформулировать необходимые рекомендации.
В процессе исследования использовались следующие методы:
1. Изучение психолого-педагогической, методической и справочной литературы.
2. Изучение планов и конспектов лекций.
3. Научное исследование заданной проблемы.
4. Анализ и сопоставление результатов исследования.
Результаты иследования находят практическое применение в ознакомлении педагогов с возможностями организации и совершенствования воспитательного процесса, раскрытие возможностей и средств оптимизации данного процесса.
Результаты выполненного анализа предназначаются для использования педагогами в условиях построения процесса воспитания учащихся с учётом требований к данной педагогической работе.
Результаты исследования расширяют имеющиеся представления об особенностях воспитания как педагогического явления; более глубоко рассматривается само понятие «воспитание», расширены его границы, что может быть использовано для системного изучения других многоаспектных проблем такого рода.
Теоретическая значимость исследования состоит в рассмотрении и анализе малоисследованных аспектов проблемы воспитания как педагогического явления, выявлении и обосновании педагогических условий эффективности построения и реализации данного процесса.
Раскрыта перспектива дальнейшего научного исследования данной проблемы и положено основание для совершенствования научных разработок при организации воспитательного процесса, создания условий для эффективности данной работы, построения оптимальных методических подходов к организации процесса воспитания.
Теоретическая ценность исследования заключается в обогащении методологии педагогической науки разработкой проблемы воспитания как педагогического явления, а также в разработке путей достижения эффективности решения задачи построения оптимального воспитательного процесса путём создания оптимальной методики воспитания на основе существующих методических наработок путём систематизации выделенных компонент, создания необходимых педагогических условий и соблюдения определённых требований при реализации воспитательного процесса.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических материалов, позволяющих организовать оптимальный процесс воспитания, разработке рекомендации по организации данного процесса, а также в разработке процедуры целесообразного применения разработанной методики в воспитательный процесс общеобразовательных учреждений.
Практическая ценность работы определяется возможностью использовать результаты исследования в общеобразовательных учреждениях при построении воспитательного процесса, а также использовать полученые в результате исследования данные в условиях преподавания в высших учебных заведениях ряда научных дисциплин психолого-педагогических профилей.
Результаты произведённого анализа могут быть полезны в воспитательном процессе средних общеобразовательных школ, и использованы при преподавании дисциплин психолого-педагогического профиля в педагогических высших учебных заведениях.
Таким образом, цель курсовой работы достигнута в полном объёме, гипотеза подтверждеа, задачи решены, методы усвоены, результаты исследования заслуживают большого внимания и могут быть практически использованы в школьном воспитательном процессе.
1,200 руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., Питер, 2001, с. 214
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., Дельта, 2002, с. 87
3. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента - к характеру и типологии личности. М., Просвещение, 2000, с. 64
4. Биологическое и социальное в развитии человека / Под общ. ред. Б.Ф. Ломова. М., Интер-Плюс, 1997, с. 279
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. М., Педагогика, 1997, с. 311
6. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. М., Высшая школа, 1998, с. 219
7. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: Из опыта работы. М., Мастер-Принт, 1997, с. 88
8. Гинецинский В.И. Пропедевтический курс общей психологии. СПб., Питер, 1997, с. 37
9. Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. М., Калина, 1998, с. 163
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону, Ростов-Дон, 1997, с. 254
11. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М., Наука, 1994, с. 182
12. Зюбин Л.М. Психология воспитания. М., Педагогика, 1991, с. 218
13. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников: Учеб. пособие. Мн., Колизей, 1996, с. 267
14. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., Высшая школа, 1994, с. 126
15. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, Янтарь, 1992, с. 180
16. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Под ред. Е.Д. Божович. М., Педагогика, 1998, с. 410
17. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). М., Наука, 2000, с. 291
18. Паркинсон К.Н. и др. Дети: Как их воспитывать. СПб., Питер, 1992, с. 80
19. Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., Тренд, 1996, с. 179
20. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания. М., Образование, 1996, с. 72
21. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности М., Высшая школа, 1996, с. 33
22. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., Питер, 2000, с. 61
23. Рождественская Н.А. Как понять подростка: Учеб. пособие. 2-е изд. М., Наука, 1998, с. 32
24. Селье Г. Когда стресс не приносит горя // Неизвестные силы в нас. М., Наука, 1992, с. 71
25. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М., Пресса, 1999, с. 219
26. Такман Б.У. Педагогическая психология: от теории к практике: Пер. с англ. М., Просвещение, 2002, с. 255
27. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., Наука, 1996, с. 94
БИБЛИОГРАФИЯ
1. И.Ф.Харламов «Педагогика». М., Высшая школа, 1999 г.
2. И.П.Подласый «Педагогика». М., Просвещение, 1999 г.
3. А.С. Макаренко «Методика воспитания» М., Педагогика, 1998 г.
4. К.Д. Ушинский «Педагогу о воспитании» М., Наука, 1995 г.
5. Выготский Л.С. Процесс воспитания / Собрание сочинений – М., Просвещение, 2002 г.
6. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2006 г.
7. Венгер Л. А., Мухина Л. А. “Психология” М., Гамма, 2007 г.
8. Выгодский Л.С. Воспитание подростков - М., Фокус, 2003 г.
9. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций - М., Эдельвйс, 2000 г.
10. Гальперин П.Я. Методы воспитания ребенка - М., Прсвещение, 2004 г.
11. Елагина М.Г. Значение воспитательного процесса - М., Наука, 2000 г.
12. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология – Ростов-на-Дону, Дон Принт, 2000 г.
13. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Воспитываем детей - Ярославль, Луч, 2005 г.
14. Левина Р.Е. «Основы теории и практики воспитания». - М., Высшая школа, 2001 г.
15. Лисина М.И., Сарториус Т.Д. Влияние воспитания на познавательную активность /Под ред. Эльконина Д.Б., Дубровиной И.В. М., Феникс, 2000 г.
16. Лисина М.И. Проблемы воспитания подростков - М., Наука, 2006 г.
17. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Проблемы воспитания - М., Просвещение, 2001 г.
18. Новоторцева Н.В. Педагогика - М., Дельта, 2002 г.
19. Леонов С.А. Школьное воспитание. — М., Высшая школа, 1998 г.
1,200 руб.