Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность исследования обусловлена тем, что образ жизни современных дети стал менее подвижен. Согласно многим исследованиям, дети уже с дошкольного возраста большую часть времени предпочитают проводить в статичном положении – за чтением книг, играми за компьютером, играми с приставками, в то время как подвижные игры, эстафеты и физические упражнения стали отходить даже не на второй план. В процессе обучения в школе и дошкольных учреждениях больше времени и внимания уделяется интеллектуальному развитию детей, что приводит к нарушениям в физическом развитии детей, гиподинамии. У современных дошкольников вследствие уменьшения нагрузки на сердечнососудистую систему оказывается ухудшенным функциональное состояние сердца, его размеры уменьшаются, работа становится менее «экономичной». Появляется учащение и снижение силы сердечных сокращений, уменьшение ударного и минутного объема крови. Длительная гиподинамия, уменьшая нагрузки на костный аппарат, сопровождается нарушением минерального и белкового обменов.
От состояния двигательной сферы и соответственно возможностей в овладении теми или иными движениями, моторными актами, двигательной деятельностью в целом очень многое зависит в жизни человека: от развития жизненно необходимых способов передвижения (лазанье, ходьба, бег и др.) и формирования элементарных навыков самообслуживания в раннем и дошкольном детстве до овладения учебно-трудовой деятельностью в школьном возрасте и, наконец, выбора в будущем желаемой профессии, требующей высокого уровня координации движений.
Многие известные педагоги отмечают, что движения являются важным средством не только развития, но и воспитания ребенка, способствуя формированию его как личности. С помощью собственных движений, сопровождаемых соответствующими словами взрослых, ребенок познает окружающий его предметный мир, выражает свое отношение к нему, учится целенаправленно действовать в нем. Именно в движениях начинают просматриваться первые ростки смелости, решительности, выносливости, настойчивости маленького ребенка, которые в будущем станут формой проявления этих и других важных качеств личности. В играх с движениями и правилами ребенок приобретает навыки человеческого общения, осваивает опыт социального поведения
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Именно в игре ребенок познает окружающий мир и общается со сверстниками. Подвижные игры и физические упражнения являются одним из средств полноценного развития ребенка, формирования позитивных отношений дошкольника со сверстниками и важнейшим элементом повышения двигательной активности детей.
В литературе по теории и методике физического воспитания и развития ребенка (В.Г. Гришин, 1982; Т.И. Дмитренко,1973; Л.В. Карманова,1980; Т.И. Осокина, 1986) подчеркивается, что подвижные игры с элементами спорта позволяют ему овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество. В методических пособиях названных авторов достаточно глубоко раскрыты содержание, педагогические условия обучения дошкольников элементам спортивных игр и упражнений. В настоящее время мы можем констатировать тот факт, что в дошкольных и школьных учреждениях недостаточно уделяется внимание развитию физических качеств детей, двигательной активности, что приводит к повышенной заболеваемости и слабому физическому развитию детей.
Целью нашего исследования стало выявление роли подвижных игр и физических упражнений на прогулке в процессе повышения двигательной активности детей.
Объект исследования – подвижные игры и физические упражнения как средство и метод повышения двигательной активности детей.
Предмет исследования – подвижные игры и физические упражнения в дошкольном возрасте.
В соответствии с темой и целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. На основании проведенного анализа научной литературы по проблеме исследования определить значение подвижных игр и физических упражнений в развитии ребенка, выявить воспитательные и образовательные задачи подвижных игр и физических упражнений;
2. охарактеризовать подвижные игры и физические упражнения на прогулке как средство и метод общего физического воспитания детей;
3. провести экспериментальное исследование влияния подвижных игр и физических упражнений на прогулке, как средство повышения двигательной активности детей;
4. подобрать и апробировать методику повышения двигательной активности детей средствами подвижных игр и физических упражнений на прогулке;
5. выявить динамику двигательной активности детей дошкольного возраста после проведения формирующей работы средствами контрольного эксперимента.
Гипотеза исследования. Наше исследование строилось на предположении о том, что у детей дошкольного возраста отмечаются нарушения двигательной активностью, которые после проведения специально организованной формирующей работы будут нивелироваться.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов. 1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы; 2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анализ двигательной активности детей, наблюдение, обобщение педагогического опыта).
База исследования: МДОУ № 1326 г. Москвы.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование влияния подвижных игр и физических упражнений на прогулке, как средство повышения двигательной активности детей 6
1.1Значение подвижных игр и физических упражнений в развитии ребенка. Воспитательные и образовательные задачи подвижных игр и физических упражнений 6
1.2Подвижные игры и физические упражнения на прогулке как средство и метод общего физического воспитания детей 11
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния подвижных игр и
физических упражнений на прогулке, как средство повышения двигательной активности детей 16
2.1 Определение методик исследования и проведение констатирующего эксперимента 16
2.2 Методика повышения двигательной активности детей средствами подвижных игр и физических упражнений на прогулке 18
2.3Выявление динамики двигательной активности детей дошкольного возраста после проведения формирующей работы 21
Заключение 25
Список литературы 27
Приложения 29
1,200 руб.
Роль подвижных игр в системе физического и спортивного воспитания огромна. Подвижная игра, как и любая другая сопровождает человека все его детские годы, подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также являются средством культурно - нравственного воспитания и приобщения человека к обществу. Национальные подвижные игры прививают ребенку культурное наследие его окружающего общества, подготавливают к выходу в большой мир.
Приобщение ребенка к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Многим детям тяжело подниматься с теплой постели на зарядку. Но проходит время, неделя-другая, и малыш бодро вскакивает при первых звуках спортивного марша или иной музыки сопровождающей утреннюю зарядку. Вырабатывается условный динамический стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует дополнительных волевых усилий.
В нашем исследовании на основании проведенного анализа научной литературы по проблеме исследования было определено значение подвижных игр в развитии ребенка, выяснили воспитательные и образовательные задачи подвижных игр и рассмотрена роль подвижных игр и физических упражнений в процессе физического воспитания. По итогам проведении теоретического анализа научной литературы, мы смогли организовать и провести экспериментальное исследование влияния подвижных игр и физических упражнений на прогулке, как средство повышения двигательной активности детей; подобрать и апробировать методику повышения двигательной активности детей средствами подвижных игр и физических упражнений на прогулке; выявить динамику двигательной активности детей дошкольного возраста после проведения формирующей работы средствами контрольного эксперимента.
Таким образом, нами были выполнены задачи, поставленные в исследовании, и достигнута первоначальная цель.
В заключение, мы можем отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что у детей дошкольного возраста отмечаются нарушения двигательной активностью, которые после проведения специально организованной формирующей работы будут нивелироваться. Мы смогли доказать, что после проведения специально организованной работы с применением подвижных игр и физических упражнений на прогулке, показатели двигательной активности дошкольников улучшатся.
1,200 руб.
1.Антонова Г.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре: Автореф. ... канд. психол. наук. - М., 1983.55с.
2.Бесова М.А. К познанию мира – через игру. М. 2000.
3.Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение.- 1983, 285с.
4.Вавилова Е.Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать. М.: "Просвеще-ние". 1983 – 174 с.
5.Вакуленко О.В. Игровой тренинг как средство формирования гуманных отношений старших дошкольников к сверстникам : Автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.В. Вакуленко; Шадр. гос. пед. ин-т. - Екатеринбург, 2000.-22 c.
6.Волчок И.П. Подвижные игры младших школьников. М. 1993.
7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии. Вопросы психологии. 1994/6.
8.Глушкова Г.В., Голубева Л.Г., Прилепина И.А. Физическое воспитание в семье и ДОУ: Методические рекомендации, домашние задания. Школьная Пресса., 2005, 96с.
9.Гришина Г.Н. Любимые детские игры. - М., 1997,85с.
10.Жуков М.Н. Подвижные игры. Москва: Высшее образование, 2000. 157 с.
11.Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника: Материалы симпозиума / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М., 1986.
12.Карташова Л. О самоорганизации детей в подвижной игре. //Дошкольное воспитание.- 1981, №11, 61с.
13.Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: "Просвещение". 1985 – 201с.
14.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1988. - 190 с.
15.Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: "Просвещение". 1985 – 201с.
16. Короткова Н.А. Современные исследования детской игры. По материалам сайта журнала "Вопросы психологии" http://www.voppsy.ru
17.Лайзане С.П. Физическая культура для малышей. М.: "ФиС". 1978 – 118 с., ил.
18.Лопухина И.С. Логопедия. Речь,ритм,движение; КОРОНА принт; 2004 г.; 128 стр.
19.Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. М. 1996.
20.Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М.: "Просвещение". 1978 – 170 с., ил.
21.Пахомова С.В. Подвижные игры и эстафеты в системе физического воспитания. Оренбург: ГОУ ОГУ. 2005. 24 с.
22.Попенченко В.В. Физическое воспитание. М. 1979.120 с.
23.Пуни А.Ц. О сущности двигательных навыков //Вопросы психологии. 1964, № 1, с. 94 - 103.
24.Усова А. П. Обучение в детском саду.—М., 1981.
25.Физическая подготовка детей 5 – 6 лет к занятиям в школе/ Под ред. А.В. Кенеман и др. М.: Просвещение, 1980 г. , с. 65 – 80.
26.Фонарева М.И. Развитие движений ребенка-дошкольника. М.: "Просве-щение". 1971 – 107 с., ил.
27.Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. М., 1984.
28.Эльконин Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
29.Эльконин Д.Б. Игра // Философский энциклопедический словарь. М.: 1989. С. 202.
30.Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
1,200 руб.