Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность исследования. Девиантное поведение личности являлось традиционным предметом психолого-педагогических исследований даже в то время, когда официально в нашем государстве не существовало многих «пороков», критикуемых нами в «западном мире». Между тем, в настоящее время, как и прежде, проявляются отклонения естественного или искусственного генеза в поведении личности от социокультурных норм, принятых в обществе.
Проблема отклоняющегося поведения школьников – одна из актуальных психолого-педагогических проблем. Деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, повлекли за собой рост преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи. По данным статистики, более 50% правонарушений совершаются подростками и юношами. Факты грубого нарушения поведения учащимися в школе и вне ее, разрыва между пониманием норм поведения и антисоциальными поведенческими проявлениями учащихся – при всей неоднозначности – свидетельствуют о необходимости новых подходов к названной проблеме.
В современных психологических и педагогических научных источниках девиантное поведение рассматривается с различных позиций и точек зрения. Так, биогенетические аспекты девиантного поведения рассматриваются в работах П.К.Анохина, И.В.Байера, В.К.Вилюнаса, В.В.Ковалева, В.Д.Менделевича, В.Н.Мясищева И.Н.Семенова, С.Ю.Степанова и других авторов; отклоняющееся поведение как нарушение процесса социализации изучали В.П.Пндреенкова, С.А.Беличева, А.И.Долгова, Е.В.Змановская, В.В.Игнатова и другие ученые; различные предпосылки (факторы) девиантного поведения были предметом исследования А.С.Беличевой, Ю.А.Клейберга, В.Д.Менделевича и других ученых; психолого-педагогические способы коррекции девиантного поведения выявлялись А.С.Белкиным, О.С.Газмоном, А.В.Гоголевой, Д.В.Четвериковым и другими исследователями.
Оценивая вклад в разработку проблемы выше названных авторов, можно сказать, что многие её аспекты прояснены весьма основательно (сущность, типология трудных подростков и индивидуальный подход к ним; вопросы совместной деятельности различных ведомств и служб, причастных к
судьбе социально обездоленных детей группы риска; педагогические условия обеспечения преодоления отклоняющегося поведения подростков; особенности и методы профессионально-профилактической работы с трудными подростками и др.).
Вместе с тем изучение состояния вопроса на практике показывает, что результативность проводимой с подростками девиантного поведения коррекционно-воспитательной работы в целом и у в учреждениях дополнительного образования не может быть признана достаточной и потому требует более эффективных исследований, в которых были бы предложены конкретные технологии обращения с подростками, попавшими в трудные жизненные ситуации.
Мы считаем, что проблема исследования причин девиации и коррекции девиантного поведения до сих пор актуальна и требует дальнейшего изучения, поскольку в известных социологических концепциях нет единого подхода к классификации видов, типов, причин и факторов девиантного поведения, а также механизмов, условий и средств его коррекции.
Исходя из сказанного, проблему исследования мы определили следующим образом: каковы причины девиации и особенности социально-педагогической работы с девиантной молодежью?
Целью нашего исследования стало исследование причин девиации и в целом проблемы девиантного поведения молодежи.
Объект исследования – девиантное поведение молодежи.
Предметом исследования являются причины девиантного поведения молодежи.
В работе были поставлены задачи:
1.провести теоретическое исследование научной литературы по теме исследования и определить содержание девиации в современной молодежной среде;
2. выявить социальные условия и факторы, способствующие девиации в молодежной среде;
3. провести эмпирическое исследование причин девиации в молодежной среде – рассмотреть содержание и методику эмпирического исследования девиации в современной молодежной среде;
4. представить технологию эмпирического исследования девиации в современной молодежной сред;
5.рассмотреть основные направления профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков и выявить их эффективность.
Анализ научных источников, обобщение передового педагогического опыта, позволили выдвинуть следующую гипотезу исследования: причинами девиантного поведения в молодежной среде могут стать невысокий уровень адаптированности детей, сложности в воспитании ребенка и негативное влияние окружающего социума. Эффективность процесса коррекционно-воспитательной работы с трудными подростками с девиантным поведением повысится, если будет:
-обеспечено соответствие создаваемой программы социально-педагогической поддержки девиантных подростков;
-подобрана организационная модель структуры функционирования социально-педагогической поддержки и реабилитации девиантных подростков.
Мы считаем, что внедрение подобранной модели социально-педагогической работы с девиантными подростками в практику работы учреждений дополнительного и общего образования окажет положительное влияние на уровень дезадаптивности и девиантности подростов.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
-идеи гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания (Ш.А.Амонашвили, Р.А.Валеева, О.С.Газман, И.А.Зимняя, Г.В.Мухаметзянова, З.Г.Нигматов, В.Г.Рындак и др.);
- важнейшие положения социальной педагогики, возрастной психологии, конфликтологии;
-педагогическое наследие А.С.Макаренко как великого теоретика и практика в работе с трудными детьми и малолетними преступниками;
-идеи социальной работы (В.Г.Бочарова, Л.А.Волович, И.А.Давлиев, В.Ш.Масленникова, В.Д.Семенов, Р.А.Фахрутдинова), превентивной психопедагогики (С.А.Беличева), ресоциализации личности (А.В.Пищелко, Л.Ю.Сироткин, А.Н. Хузиахметов).
- теории развития личности в различных видах деятельности (А.Г.Асмолов, Ю.К.Бабанский, Ю.Н.Караулов, И.Я.Лернер и др.).
- теории педагогических технологий (В.П.Беспалько, З.И.Калмыкова, М.В.Кларин, В.Ю.Питюков, Г.К.Селевко, В.А.Сластенин, П.И.Третьяков, М.А. Чошанов, Н.Е.Щуркова и др:);
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
3)статистические: ранжирование, обработка полученных в ходе исследования данных.
База исследования: учреждение дополнительного образования социальный реабилитационный центр для трудных подростков г. Москвы.
1,200 руб.
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН ДЕВИАЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ 7
1.1.Содержание девиации в современной молодежной среде 7
1.2.Социальные условия и факторы, способствующие девиации в молодежной среде 10
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ДЕВИАЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ 23
2.1.Содержание и методика эмпирического исследования девиации в современной молодежной среде 23
2.2. Технология эмпирического исследования девиации в современной молодежной среде 26
Заключение 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
1,200 руб.
Глобальные перемены, происходящие сегодня в России, ведут к перестройке психологии человека (в том числе и молодого), его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. И если для одних преобразования не столь болезненны, то для других они становятся личной трагедией, приводящей к дезадаптации и девиации.
Проблема девиантного поведения подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем. Даже учитывая то, что в настоящее время очень трудно оценить девиантные отклонения в молодёжной среде, можно сказать, что масштабы девиации растут по многим показателям
Девиантное поведение детей и подростков — явление комплексное и сложное. Оно может иметь внешние и внутренние причины. Девиантное поведение связано с индивидуально-типологическими особенностями личности, которые создают благоприятную либо неблагоприятную основу для воздействия негативных внешних (природных, климатических, экологических и др.), социальных (социокультурные нормы, традиции) и внутренних (ценностные ориентации, установки, потребности и т.д.) факторов. Возникая на уровне ситуативных поведенческих реакций при определенном сочетании указанных факторов, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении. При этом складывается дезадаптивное поведение детей и подростков, которое осложняет их социализацию в обществе в целом.
Поэтому основной задачей решения данной проблемы девиантного поведения подростков становятся превентивные меры по предупреждению девиации, профилактика и, при необходимости, психолого-педагогическая коррекция.
Работа социального педагога и психолога с девиантными детьми и подростками должна основываться как на симптоматическом подходе (ра-бота с конкретными симптомами отклонений), так и каузальном, т.е. профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих).
В нашем исследовании мы проанализировали научную литературу по теме исследования и смогли определить девиантность, как социально-педагогический феномен; выявить причины, факторы и условия девиантного поведения личности. По итогам проведенного теоретического анализа научной литературы, мы смогли организовать и провести эмпирическое исследование проблемы девиантного поведения, в результате которого выявили, что у исследуемой группы подростков отмечен высокие уровень дезедаптированности, агрессивности и неуспеваемость, по мнению социального педагога, что определило необходимость рассмотрения основных направлений профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков.
Таким образом, были решены задачи, поставленные в исследовании и достигнута первоначальная цель работы.
В заключение, следует отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что причинами девиантного поведения в молодежной среде могут стать невысокий уровень адаптированности детей, сложности в воспитании ребенка и негативное влияние окружающего социума. Это мы смогли доказать в процессе теоретического и эмпирического исследования. Так же мысчитаем, что эффективность процесса коррекционно-воспитательной работы с трудными подростками с девиантным поведением повысится, если будет обеспечено соответствие создаваемой программы социально-педагогической поддержки девиантных подростков; подобрана организационная модель структуры функционирования социально-педагогической поддержки и реабилитации девиантных подростков.
По нашему мнению, внедрение рассмотренных направлений, тренинга и схемы социально-педагогической работы с девиантными подростками в практику работы учреждений дополнительного и общего образования окажет положительное влияние на уровень дезадаптивности и девиантности молодежи.
1,200 руб.
1. Алгоритм организации индивидуального сопровождения учащихся группы "риска" // Завуч. - 1999. - №2. - С.76-83.
2. Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование. - 2003. - №7. - С.193-200.
3. Афанасьев В., Гилинский Я. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества. - СПб., 1995.
4. Балабанова Л.М. Судебная патопсихология (вопросы определения нормы иотклонений), Д: Сталкер, 1998.
5. Беличева С.А., Фокин В.М. Охранно-защитная концепция социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. - М., 1991.
6. Васильева Н.В. О превалирующем характерологическом типе лиц с делинквентным поведением и возможных способах психологической коррекции // Проблемы прокурорско-следственной деятельности в сфере борьбы с преступностью в современных условиях. Тезисы международной научно-практической конференции. - СПб., 1996. - С.141-142.
7. Василькова Ю.В. Работа социального педагога с трудными подростками // Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2001. - С. 91-121.
8. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций.М.:Академа., 2003.-С.86-209
9. Галагузова М.А., Лушников А.М., Дорохова Т.С. История социальной педагогики. М.:Изд.центр.Владос.,2001.- С. 75-300
10. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения.- СПб., 1993.
11. Гиндикин В.Я. Социально-психологическая характеристика различных контингентов трудных подростков // Дети с отклонениями в поведении. - М., 1968. - С.78-94.
12. Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. - 1994. - Т.15, № 2. - С.57-65.
13. Григоренко Е.Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения // Дефектология. - 1995. - № 3. - С. 3-22.
14. Ершова И.А. Подготовка педагога к профилактике девиантного поведения детей и подростков в отечественной и зарубежном социально-педагогическом опыте. – Калининград, 2005 – С.89-108
15. Завражин С.А. Подростковая делинквентность: Транскультурная перспектива // СоцИс. - 1995. - № 2.
16. Зенкин В.И. Организация ранней диагностики и превентивной коррекции девиантных форм поведения у несовершеннолетних // Первые итоги. - 1997. - С. 61-66..
17. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. М., Изд.центр Академия – 2003, с.7-11
18. Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Некоторые аспекты изучения поведения подростков и молодежи в кризисных ситуациях // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С.16-25.
19. Каминер А. М., Майорова Е. А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодёжи: Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 83 с.
20. Клейберг Ю. А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков // Профессионал. - 1997. - №11-12. - С. 50-52.
21. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. - М: Сфера, 2001. - 160 с.
22. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск: Беларусь, 1988.
23. Кузнецов В.Г. О сопоставлении результатов обследования делинквентных подростков методами ПДО и УНП // Патохарактерологические исследования у подростков / Под ред. А.Е. Личко и Н.Я. Иванова. - Л., 1981. - С.54-55.
24. Кузнецова И. Психологическая поддержка. Принципы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении // Школьный психолог. - 2000. - №№ 29, 30, 31.
25. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения/ П.Ф.Лесгафт.- М.: Педагогика, 1988.-399 с
26. Липунова О.В. Девиантное поведение подростков: Учебное пособие.-Комсомольск-на-Амуре,2007- С, 85-88
27. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- Л.: Медицина, 1977; изд. 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983.
28. Мавлеткулова Ф. Р. Девиантное поведение школьников: причины возникновения и пути преодоления : учеб. пособие : для студентов 3-5-х курсов пед. специальнос-тей. Стерлитамак:Изд.Спринт,2005 – С. 45-46
29. Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001. - 213 c.
30. Малышев К. Профилактика и коррекция девиантного поведения // ОБЖ. - 2003. - №2. - С.52-53.
31. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения // Клиническая и медицинская психология. - М.: Медпресс, 1999. - С.351-416.
32. Минаева О. Психолого-педагогическая работа с семьей "трудного" подростка // Домашнее воспитание. - 2000. - №1. - С.78-79.
33. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академа,2005.-С. 97-100
34. Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации девиантов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - №3. - С.40-46.
35. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: Творческий центр Сфера,2002.-С.244-258
36. Олиференко Л.Я., Шульга И.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие. - М.: Академия, 2002.
37. Петрынин А. Г., Григорова В. К. Профилактика и преодоление девиантного поведения подростков в процессе коллективного творческого воспитания: Учебное пособие. – М.: 2002. – 132 с.
38. Подростки "группы риска" // Практическая психология образования: Уч. пос. для вузов / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - С.376-401.
39. Потолова Е.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: основные направления профилактики.- М.: ПроСофт-М, 2007 С.52-53
40. Психолого-педагогическая работа со школьниками-девиантами в Москве / М.Ю. Кондратьев, О.Б. Крушелицкая, С.Л. Нечаева. - // Психологическая наука и образование. - 1999. - №3. - С.4.
41. Родичев Н., Чистякова С. Профессиональное становление подростков с проблемами в обучении и поведении // Школьные технологии. - 1999. - № 4. - С.132-138.
42. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением – М.,2001. – С. 240
43. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика: Учебно-практическое пособие. - М.: Гном и Д, 2000.
44. Садовский М. Г. Новые технологии работы с девиантными подростками в интенсивных школах (специализированных лагерях): [г. Красноярск] // Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. - М., 1995. - С. 192-201.
45. Самохина А.А. Социально-психологическая деформация как причина деликвентного поведения // Прикладная психология. - 2000. - №3. - С.46-55.
46. Севастьянова И. В. Девиантное поведение несовершеннолетних.- М.: ПроСофт-М, 2005.- С.97-98
47. Социальный контроль над девиантностью в современной России. - СПб.,1998
48. Стурова М.П., Силенков В.И. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема // Педагогика. - 1999. - №7. - С.38-41.
49. Хусаинов Л. Р. Педагогическая профилактика девиантного поведения учащихся школы.- М.: ПроСофт-М, 2005.- С.62-67
50. Чижакова Г.И., Новикова Л.А. Коррекция отклоняющегося поведения детей и подростков. – Красноярск,1997.
51. Чумаков И.В. Психологическая карта учащегося группы риска в системе профилактики девиантного поведения подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2002. - №2. - С.41-57.
52. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога.М.:Академа,2004.- С.96-106
53. Шапинский В. А., Мареев В. И. Девиантное поведение и социальный контроль: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Изд. РГПУ, 1997.
54. Шатилов И.Н., Шацков П.А. Социальная работа с носителями девиантного поведения// Учебное пособие для студентов высших учебных заведений-2001- Балашов: Изд. Николаев – с.32
55. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога.//Под редакцией В.А.Сластенина. М.:Академа,2002.-С 145-170
1,200 руб.