Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что рыночные преобразования в российской экономике предопределили необходимость организационно-экономических новаций во всех сферах хозяйственной деятельности. Формирование многоукладной экономики в РФ невозможно без развития совершенно новых, различных способов ведения хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию слоя частных собственников и среднего класса населения является развитие малых форм предпринимательства.
Согласно опыту ведущих экономически развитых стран в любой национальной экономике необходимо наличие высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора.
Мировой опыт подтверждает, что предпринимательство - важный составляющий элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет одну из основ современной рыночной экономики. В РФ уже накоплен определенный опыт государственного содействия функционированию субъектов малого предпринимательства.
Тем не менее, предприниматели все еще сталкиваются со множеством нерешенных проблем в финансово-кредитной, информационной, имущественной, технологической и других сферах.
Всесторонний научный анализ развития малого бизнеса и его государственной поддержки позволит принимать аргументированные и обоснованные решения экономического и юридического характера.
Поэтому исследование проблем функционирования малого предпринимательства и оказания ему государственной поддержки имеет важное теоретическое и практическое значение.
Степень разработанности проблемы. Теория, практика функционирования и государственной поддержки малого предпринимательства в современный период рыночных преобразований находятся на стадии формирования. А в странах с развитой рыночной экономикой уже разработаны и постоянно дополняются теоретические и практические аспекты работы малых предприятий и поддержки со стороны государства.
Этим проблемам посвящены труды таких зарубежных ученых, как Брю Л., Гэлбрейт Дж., Кемпбэл Р., Макконел С, Питере Р., Фридмен М., Чайлд Д. и ряда других. Широкий спектр теоретических, методологических и практических вопросов государственной поддержки малого предпринимательства рассмотрены в научных трудах современных ученых: Баженова Ю.К., Воронина С.Н., Вольского А.С., Евенко Д. Л., Качуры П.А., Лапусты М. Г., Нечипоренко B.C., Старостина Ю.Л., Чепуренко А.К., Шамхалова Ф.И., Швандара В.А., Ясина Е.Н. и других.
Региональная составляющая проблемы государственной поддержки малого предпринимательства начала разрабатываться в последние 8-10 лет проведения экономических реформ. Можно выделить по этой проблеме научные исследования Ахмедуева А. Ш., Абдурахманова М. А., Бучаева А. Г., Гамидовой М.С., Изиева К. А., Шахбанова Р. Б., Шабанова М.Г. и ряда других. Вместе с тем остаются еще слабо разработанными некоторые аспекты государственной поддержки малого предпринимательства.
Специфика современных условий развития малого бизнеса и особенности проведения рыночных преобразований предполагают необходимость дальнейших научных исследований и прикладных разработок в этой области.
Этим был определен выбор темы дипломной работы: «Взаимодействие местной власти и предприятий, находящихся на территории муниципального образования (на примере Нового Уренгоя)».
Объект исследования – ООО «Ван»
Предмет исследования – практика взаимодействия местной власти и ООО «Ван» г. Новый Уренгой
Цель исследования – проанализировать основные направления взаимодействия местной власти г. Нового Уренгоя и ООО «Ван» и разработать рекомендации по их совершенствованию.
Цель исследования предопределила совокупность взаимосвязанных задач, решение которых составило содержание работы. Важнейшими из них являются:
1.Изучить отечественный и зарубежный опыт взаимодействия власти и бизнеса в теории и практике государственного управления.
2.Охарактеризовать основные модели и ресурсы взаимодействия власти и бизнеса и определить актуальные проблемы в данной сфере.
3.Проанализировать практику взаимодействия местной власти и предприятий, находящихся на территории МО на примере ООО «Ван» в г. Новый Уренгой (ЯНАО).
4.Разработать рекомендации по совершенствованию механизма взаимодействия местной власти Нового Уренгоя и ООО «Ван».
Методология исследования базируется на системном подходе к проблемам оценки развития малого предпринимательства, программно- целевом подходе к определению целей, задач, направлений и мероприятий программ поддержки СМП.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды российских и зарубежных ученых по проблемам функционирования и государственной поддержки малого предпринимательства.
Информационная база исследования включала: нормативно-правовые акты (законы, постановления, распоряжения) Российской Федерации и Нового Уренгоя, программные документы по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка; статистические сборники Госкомитетов по статистике РФ; научные разработки ученых государственного института народного хозяйства, Института социально-экономических исследований научного центра РАН, Института экономики РАН.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования изложенных в ней предложений и рекомендаций для разработки и реализации концепции государственной поддержки малого предпринимательства и совершенствования практики взаимодействия местной власти Нового Уренгоя и ООО «Ван».
Структура работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
3,000 руб.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………. .7
Глава 1. Теоретический аспект изучения проблемы взаимодействия власти и бизнеса
1.1.Анализ отечественного и зарубежного опыта взаимодействия власти и бизнеса в теории и практике государственного управления…………………….11
1.2.Основные модели и ресурсы взаимодействия власти и бизнеса……………18
1.3.Актуальные проблемы и основные направления взаимодействия власти и бизнеса в РФ………………………………………………………………………...24
Глава 2. Анализ практики взаимодействия местной власти и предприятий, находящихся на территории МО (на примере ООО «Ван» в г. Новый Уренгой (ЯНАО))
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Ван»……………..40
2.2.Оценка основных направлений взаимодействия местной власти г. Нового Уренгоя и ООО «Ван»……………………………………………………………...64
2.3.Рекомендации по совершенствованию механизма взаимодействия местной власти Нового Уренгоя и ООО «Ван»……………………………………………66
Заключение………………………………………………………………………….76
Список использованной литературы……………………………………………...80
Приложения…………………………………………………………………………85
3,000 руб.
Заключение
На основе анализа специальной литературы и нормативно-правовых источников, мы считаем целесообразным, сделать ряд выводов:
По результатам аналитического исследования развития предпринимательства в Центральном федеральном округе можно сделать следующие выводы:
1. Вывод о неэффективности действовавшей системы государственной поддержки малого предпринимательства на основе эмпирических данных изучения мнений предпринимателей, которые, как показывают социологические опросы, противоречивы – наряду с негативной оценкой ими системы поддержки существует стремление сохранить ее, даже с учетом отмеченных недостатков. Этот факт свидетельствует о том, что поведение СМП ориентировано не на рыночные механизмы его регулирования, а на политику государственного патернализма, провозглашенную, но так и не реализованную в первых федеральных программах поддержки, а так же о неразвитости рыночных механизмов регулирования этого сектора.
2. Основные причины низкой эффективности сложившейся в России к 2007 году системы государственной поддержки МП обусловлены нестабильностью, противоречивостью и недостаточностью законодательной базы, непроработанностью механизмов реализации норм законов, отсутствием у властей объективной информации о состоянии сектора, финансовой необеспеченностью программ поддержки и выбором мероприятий, неадекватных реальным потребностям СМП, некоординированностью мер поддержки, осуществляемых по разным направлениям, несогласованностью логически связанных мер по срокам выполнения и ресурсам.
3.Выявленная неравномерность в развитии отдельных форм организационно-правового оформления малого бизнеса наряду с существованием региональной асимметрии в его развитии подтверждает необходимость проведения дифференцированной региональной политики поддержки малого предпринимательства. Вывод же о тяготении предпринимательства в форме ПБОЮЛ к регионам с низким уровнем социально-экономического развития и выполнении в них социальной функции обеспечения занятости населения необходимо учитывать не только при разработке политики государственной поддержки, но и при формировании общей стратегии развития в регионах с низким уровнем социально-экономического развития.
4. Ориентация на приоритетность развития малого предпринимательства, определенная программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2008 год), изменения в структуре управления его развитием, проведенные в ходе налоговой и административной реформ, разработка нового инструментария в виде ведомственной программы развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России на 2006 г. не принесли ожидаемых улучшений. Не произошло изменений и в системе статистического наблюдения за сектором малого предпринимательства в целом. Таким образом, решения по его развитию в новых условиях принимаются при отсутствии единого государственного информационного ресурса.
5. Анализ информационных аспектов мониторинга еще раз показывает общую запущенность проблем статистического наблюдения за МП России. Отсутствие адекватного представления о регулируемом объекте дискредитирует не только политику его поддержки, но и принижает роль этого сектора в экономическом и социальном развитии.
На основе анализа статистических данных и программных документов партии ЛДПР в области государственной поддержки малого предпринимательства в РФ, мы предложили ряд практических рекомендаций по решению проблем малого бизнеса в Центральном Федеральном округе.
Для решения проблемы получения достоверных данных о состоянии и динамике развития сектора малого предпринимательства поручить региональному комитету государственной статистике разработать мониторинговую систему анализа состояния малого предпринимательства; создать группу мониторинга малого предпринимательства, выделить средства для обеспечения её работы;
Для формирования понимания значимости на государственном уровне (со стороны администраций и депутатского корпуса) значимости развития малого предпринимательства образовать при региональной ТПП постоянно действующий “круглый стол” с одной темой: “Бизнес и власть.
Проблемы взаимоотношения” с приглашением предпринимателей, представителей органов законодательной и исполнительной власти, СМИ. По результатам заседаний принимать решение, которое обязательно опубликовывать в местной печати. Необходимо объявить развитие малого предпринимательства главным приоритетом экономической политики администрации области на ближайшие 2-3 года. Сделать обязательной общественную экспертизу законопроектов, поступающих на рассмотрение в органы законодательной власти.
Для обеспечения доступа малого бизнеса к материальным и финансовым ресурсам разработать областную программу (политику) в области кредитования и микрофинансирования малого бизнеса; создать открытую для пользования базу информационного обеспечения предпринимателей по вопросам получения кредитов, по конкурсам, тендерам, свободным площадям и земельным участкам и оборудования; осуществить меры по поддержке и развитию кредитной кооперации, лизинга, франчайзинга, субконтрактинга и других прогрессивных финансово-производственных схем малого бизнеса.
Для преодоления административных барьеров на пути развития предпринимательства начать введение Единых книг контроля по проверкам субъектов малого предпринимательства.
Для повышения самосознания предпринимателей в ЦФО, так как предприниматели пока не осознают себя реальной социально-значимой силой. Все усилия по формированию положительного имиджа предпринимателя не имеют значительных результатов. До сих пор целый ряд сфер малого бизнеса (автосервис, торговые услуги и торговля, транспорт и т.д.) контролируется криминальными структурами, работают по “серым” схемам налогообложения (не платят налог государству) и общественное мнение о малом предпринимательстве складывается резко отрицательное. Предприниматели же других сфер малого бизнеса не имеют возможности (и желания) опровергнуть такое общественное мнение через СМИ и административные аппараты всех уровней сделать условия для всех сфер малого предпринимательства равными и исключить возможность ухода в серые схемы, особенно для торговли, автосервиса и услуг. Совместно со СМИ в течение 2-3 лет целенаправленно работать по изменению социального статуса и имиджа предпринимателя с привлечением общественных организаций и звеньев инфраструктуры поддержки предпринимательства. Совместно с общественными организациями, ТПП разработать систему мер по повышению общественной значимости и имиджа предпринимателя.
3,000 руб.
Список использованной литературы
1. ФЗ №209 от 24.07.07 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Сборник документов – М., 2008.
2. Муниципальная целевая программ «Развитие и поддержка малого предпринимательства в муниципальном образовании город Новый Уренгой» на 2006-2010 годы //www.newurengoy.ru
3. Мероприятия муниципальной целевой программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства в муниципальном образовании город Новый Уренгой» на 2006-2010 годы //www.newurengoy.ru
4. ДОКЛАД о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов (муниципальных районов) Ямало-Ненецкого автономного округа за 2008 год и их планируемых значениях на 3-летний период//www.newurengoy.ru/
5. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом. М., - 2008.- 160.
6.Архангельский В.П., Доржиева Н.Д. Малое российское предпринимательство. СПб., - 2008.
7. Афанасьев В., Крылова Е. Малое предпринимательство в решении проблемы занятости // Российский эконочический журнал. 2007. № 10. С. 40-46
8.Бердашкевич А.П. Экономические и правовые основы развития инновационной деятельности в Российской Федерации в 2006 г. //Вестник Моск. Ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2008. - № 1. - С. 28-72.
9. Береснева А.В. Роль малого бизнеса в развитии экономики //ЭКО. - 2009. - № 8.
10. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия. М., - 2009. - 152 с.
11. Богатин Ю.В., Швандер В.А. Экономическое управление бизнесом. М., - 2008.-391 с.
12. Бородина В.В. Малые предприятия. Бухгалтерский учет, отчетность, анализ финансового состояния. М.,- 2009. - 231 с.
13. Брагина Е. Малый бизнес в развивающихся странах на фоне глобализации // Мэи-МО. 2009. №6. С. 126
14. Бугаян И.Р. Макроэкономика. Ростов-на-Дону, - 2008. - 352 с.
15. Бухвальд Е., Виленский А. Проект TACIS 9602: у регионов есть шанс оказать практическую помощь малому бизнесу //Рынок ценных бумаг. - 2009. - № 9.
16. Валдайцев СВ. Управление инновационным бизнесом. М., - 2008. - 343 с.
17. Геронин Н. Малый и средний бизнес учится //Деловой мир. № 246 2008
18. Вечканов Г.С, Вечканова Г.Р. Микроэкономика. СПб., - 2008. - 224 с.
19. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М., - 2008.- 480 с.
20. Глухова Я.В. Опыт развития малого предпринимательства в индустриально-развитых странах и в России. Дисс. канд. экон. наук. М.: Московский коммерческий университет, - 2008.С. 18
21. Долгов СИ. Глобализация экономики и ее значение для России. Дисс. на... д.э.н. М.:ВНИИ Внешнеэкономических связей, 2008
22. Демидов А.В. Государственная поддержка малого предпринимательства: региональный аспект // Российское предпринимательство.2008.№11.
23. Демидов А.В. Новации в системе государственной поддержки. Доклад на VII Всероссийской научно-практической конференции «Инновации и развитие малого бизнеса». – М., 2008.
24.Демидов А.В Особенности развития государственной системы регулирования предпринимательской деятельности. Доклад на VI Всероссийской научно-практической конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления». - М., 2009.
25. Демидов А.В. Программно-целевой подход к решению задач малого предпринимательства в Российской Федерации //Менеджер.2009.№1.
26. Демидов А.В. Применение программно-целевого метода при реализации государственной политики поддержки малого предпринимательства. Доклад на V Всероссийской научно-практической конференции представителей малых предприятий «Ускоренное развитие малого предпринимательства как фактор устойчивого роста экономики». - М., 2008. (0,34 п.л.).
27. Демидов А.В. Предпринимательство: от стихии к планомерному развитию// Менеджер.2007.№1. (0,25 п.л.).
28.Ионова Ж. Новый Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»: изменения, продиктованные жизнью // Хозяйство и право. 2008. № 2. С. 38
29. Колесникова Л. Предпринимательство: от «максимизации прибыли» к синергии социально-экономических систем //Вопросы экономики. - 2008. - № 10. - С. 123.
30.Малое - прекрасно. Роль малого бизнеса в экономике США //Наука и жизнь.- 2007.-№ 5.
31. Малое предпринимательство: Управление и организация. М., - 1997. -376 с.
Малое предпринимательство России. - М.: - Гос. ком. РФ по статистике, - 2008.
32. Малое предприятие: организация, экономика, учет, налоги. М., - 2001. -357 с. Малый бизнес в России. М., - 2008. - 348 с.
33. Малый бизнес в России: Социальные типы и сферы деятельности. М., -2007.-79
34.Малый бизнес и инфраструктура. СПб., - 2008. - 161 с.
35. Малый бизнес России: проблемы и перспективы. Аналитический доклад. М.-РАРМП,- 2007.-89 с.
36. Малый бизнес, рынок и общество. М.: МГУ, - 2008.
37. Малый бизнес: Возрождение предпринимательства в России. М., - 2008.-38 с. Малый бизнес: Перспективы развития. М., - 2009, - 147 с.
38. Муминов Р., Абдираимов И., Маленова С. Малый инновационный бизнес: факторы устойчивого развития //Проблемы теории и практики управления. - 2009.- № 4. - С. 85-89.
39.Музалевская И.Н. О правовых вопросах налогообложения малых предприятий // Правовые проблемы малого предпринимательства. М., 2008. С 266
40. Малое предприятие: организация, экономика, учет, налоги. М., - 2009. - 357.
41. Мамонтов В.Д. Малые предприятия в современной экономике России. Дисс. на соиск. ученой степени канд. экон. наук. Воронеж, 2009
42.Минделли Л.Э., Пипия Л.К. Малое и среднее инновационное предпринимательство: Условия развития и международное сотрудничество. М., - 2008. - 44 с.
43. Неклесса А.И. Глобализация и новое геоэкономическое мироустройство //Философия хозяйства. - 2008.- № 1(19). - С. 108-125.
44. О'Шоннесси Дж. Принципы организации управления фирмой. М., -2008.-296 с.
45. Обыденнова Т.Б. Правовой стандарт регулирования социально-трудовых отношений в современной России (на примере малых предприятий) //Общество, политика, наука: новые перспективы. М.: МОНФ, - 2008. - С. 104-126.
46. Россия в цифрах. М.: Госкомстат России, - 2008.
47. Фадеев В.Ю. Малое предпринимательство в Российской Федерации. Проблемы и перспективы. М., 2008.
48. Финансовые и институциональные проблемы российского малого предпринимательства: (Региональные аспекты). М., - 2007. - 86 с.
49. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия //МЭиМО. - 2008. - № 12.
50.Ходов Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации//Вопросы экономики. - 2008. - № 7.
51.Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе //Вопросы экономики. - 2009. - № 7.
52. Черновская В. Предпринимательские организации и гражданское общество в России //Мировая экономика и международные отношения. -2009.-№3.-С. 46-56.
53. Шапиро A.M. Опыт функционирования мелких и средних предприятий в экономике развитых капиталистических стран. М., - 2008.
54. Шиловцев СИ. Рыночная модернизация в Восточной Азии: опыт Тайваня //Современный Тайвань. М.: ИВ РАН, - 2007.
55. Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России //Российский экономический журнал. - 2008. - № 5-6.
56.Шулус А.А. Формирование системы поддержки малого предпринимательства в России. М., - 2008. - 103 с.
57. Юзбашьянц Г. Инновационная модель бизнеса //Человек и труд. - 2007. -№ 12. - С. 80-85.
58. Юрков С. Предпринимательство и нововведения в современных фирмах //Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 9.
3,000 руб.