Бихевиоризм (от англ. behaviour–поведение) – это одно из наиболее значимых направлений в психологии, начало которому положил американский исследователь Джон Уотсон (1878–1958). Бихевиоризм – это направление психологии, имеющее четкий естественнонаучный уклон. По мнению бихевиористов, такие термины как «осознание», «переживание», «страдание» и т.п. не могут считаться научными, потому как являются продуктами человеческого самонаблюдения, а соответственно, они субъективны; наука же, с их точки зрения, не может оперировать представлениями о том, что не может быть зафиксировано объективными средствами. Предметом изучения бихевиористов было поведение, активность.
Согласно теории Д. Уотсона, существует так называемая схема S—R, согласно которой стимул (S) порождает реакцию (R), и, что важно, в представлениях классического бихевиоризма, характер реакции определяется только стимулом. Эта схема определила и научную программу Уотсона, смысл которой заключался в том, чтобы научиться управлять поведением: по его мнению, поскольку реакция определяется стимулом, необходимо подбирать соответствующие стимулы, чтобы получить нужное поведение .
Определенно особой ветвью бихевиоризма можно назвать социобихевиоризм, который сформировался в 60-е гг. двадцатого века. Новизной в этом направлении можно назвать представление о том, что человек может овладевать поведением не через собственные пробы и ошибки, но, наблюдая за опытом других и теми подкреплениями, которые сопутствуют тому или иному поведению («научение через наблюдение», «научение без проб». Таким образом, определяется когнитивность человеческого поведения, то есть оно подразумевает также и познавательный компонент, в частности, символический. Этот механизм оказывается важнейшим в процессе социализации, на его основе формируются способы реализации агрессивного и кооперативного поведения.
Проходя все этапы своего развития, бихевиоризм претерпел довольно много изменений, и, несмотря на это, можно утверждать, что эти изменения носили характер совершенствования изначальной идеи, нежели создание какой-либо новой теории.
750 руб.
Введение 3
1. Необихевиоризм 5
2. Агрессия и фрустрация 11
3. Теория межличностных взаимоотношений Келли и Тибо 14
Заключение 18
Литература 19
750 руб.
Итак, говоря о необихевиоризме в социальной психологии, нельзя не отметить, подводя итоги всего вышесказанного, что необихевиористская ориентация в современной социально-психологической теории тесно соприкасается с ориентацией психоаналитической и когнитивистской ориентацией. И, несмотря на противостояние и соперничество этих подходов, а современной науке тенденция их развития такова, что они стремятся к так называемому взаимопроникновению идей, которые дополняют и обогащают друг друга. Многие специалисты полагают, что такая тенденция к эклектичности, свойственная современным исследователям, опирающимся в своих работах на различные виды подходов, полезна, потому как, только общение, соприкосновение и должное отношение к иным точкам зрения способно взглянуть на, казалось бы, неразрешимую проблему по-другому и, наконец-таки, ее понять. Поэтому, говоря о значении в социальной психологии необихевиоризма, несмотря на то, что многие специалисты считают теории, предложенные необихевиористами, ошибочными, тем не менее, это направление привнесло много полезнейшей информации в науку психологии и дало толчок к развитию в дальнейшем важнейших идей, основанных на изначальных, пуская и, как считается, ошибочных, теориях ранних бихевиористов. Таким образом, можно сказать, что необихевиоризм в социальной психологии стоит на одном уровне с такими открытиями как психоанализ и т.д., потому как помогает лучше понять причинно-следственные связи в человеческом поведении и найти эффективные способы решения психологических проблем, возникающие в социуме.
750 руб.
1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М., Изд-во Моск. ун-та, 1978. С. 70-83.
2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А.. Теории диадического взаимодействия. Электронная библиотека С. Павлова. М., Изд-во Триада. 2004. – с. 312.
3. Былилина Е.К. История психологии. Учебное пособие для вузов. Самара. Изд-во Айкон. 2004. – с.562.
4. Басс А.Х. Психология агрессии, 1961; Образовательный портал Н. Поповой http://www.nat-soul.ru/
5. Социальная психология. Хрестоматия.// Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая Библиотека учебной и научной литературы www.i-u.ru
6. Доллард Д. и др. Фрустрация и агрессия. Образовательный портал Н. Поповой http://www.nat-soul.ru/
7. Миллер Н.Е. Фрустрационно-агрессивные гипотезы (физиологическое обозрение), 1939; Образовательный портал Н. Поповой http://www.nat-soul.ru/
8. Скиннер Б.Ф. Поведение культур, 1961. Американская академия искусства и наук; Федеральный образовательный портал. http://ecsocman.edu.ru/
9. Скиннер Б.Ф. и Роджерс К.Р. Вопросы о контроле поведения человека, 1956; Федеральный образовательный портал. http://ecsocman.edu.ru/
10. Скиннер Б.Ф. и Роджерс К.Р. Вопросы о контроле поведения человека, 1956; Федеральный образовательный портал. http://ecsocman.edu.ru/
11. Социальная психология. Хрестоматия.// Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая Библиотека учебной и научной литературы www.i-u.ru
12. Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 61-81. Д.У.Тибо, Г.Келли http://ecsocman.edu.ru/
750 руб.