Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка труда и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке.
Государство предпринимает меры в поддержку малых предприятий. Это различные социальные программы: кредитование из бюджетов различных уровней, компенсация банковских процентных ставок, решение вопросов с арендой нежилых помещений, информационная поддержка, налоговые льготы, система грантов, субсидии и дотации. Малые предприятия пополняют бюджеты и обеспечивают население рабочими местами.
Актуальность выбранной темы. На сегодняшний день при всей важности и значительной роли малого предпринимательства в экономике государства и отдельного города, в России малому бизнесу не уделяется достаточного внимания, как на уровне федерального законодательства, так и в рамках регионального и местного законодательства.
Целями настоящей работы являются: анализ программ социальной поддержки малого бизнеса в г. Москве.
Объектом настоящего исследования выступают предприятия малого бизнеса города Москвы.
Предметом исследования выступает социальная поддержка малого бизнеса.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать роль малого бизнеса в экономике города Москвы.
2. Выявить факторы, влияющие на развитие малого бизнеса г. Москвы.
3. Изучить социальную программу развития МБ г. Москвы на 2004-2006 год.
4. Проанализировать направления деятельности государства по решению проблем малого бизнеса.
2,500 руб.
Введение 3
Глава 1 Малый бизнес и социальные программы правительства по его поддержке 5
1.1. Роль малого бизнеса в экономике города Москвы 5
1.2. Социальная программа развития МБ г. Москвы на 2004-2006 год. и обзор законодательства РФ 7
1.3. Налоговые поступления малого бизнеса в бюджет г. Москвы 12
Выводы по главе 1 16
Глава 2 Анализ текущего состояния МБ и факторов мешающих его развитию 18
2.1. Анализ МБ Северо-Западного административного округа г. Москвы 18
2.2. Факторы и обстоятельства, влияющие на развитие МБ 27
Выводы по главе 2: 31
Глава 3 Решение проблем малого бизнеса, поддержка государством 33
3.1.Кредитная поддержка МБ 33
3.2.Предоставление нежилых помещений 40
3.3.Информационная поддержка и законодательные решения 48
3.4. Субсидии, дотации и система грантов 54
Выводы по главе 3 55
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложения 62
2,500 руб.
Количество субъектов малого предпринимательства в 2005 г. составляет от 605 до 625 тысяч единиц, в том числе 365 – 385 тысяч малых предприятий и 244 тысячи индивидуальных предпринимателей. На малых предприятиях занято 3,5 – 3,7 млн. человек, т. е. 61 – 65% работающих в Москве. Суммарная выручка малых предприятий достигает 6,8 – 7,2 триллиона рублей. Основная масса малых предприятий функционирует в сфере торговли и общественного питания (в 2005 г. – 64,3%).
По разным оценкам, потребность малого бизнеса сейчас в кредитах составляет 25—30 млрд. долл., в то время как банки выдали кредитов на сумму 6—7 млрд. долл.
Малые предприятия арендуют у территориального агентства Департамента имущества города Москвы 176,2 тыс.кв. м. нежилых помещений, что составляет 41,6% от общей площади всех сданных территориальным агентством в аренду нежилых помещений (423,1 тыс.кв.м).
Государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства имеют право на предоставление малым предприятиям льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность. Страхование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях.
Органы местного самоуправления разрабатывают и осуществляют комплекс мероприятий по созданию сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, меры по размещению заказов на производство и поставки специализированного оборудования и иных видов продукции для субъектов малого предпринимательства, содействуют в создании и организации деятельности малых предприятий специализированных оптовых рынков, ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Социальная программа поддержки малого предпринимательства города Москвы на 2005 – 2006 год включает в себя ранее перечисленные методы по развитию малого бизнеса и положительным моментом ее реализации являются снижение безработицы, пополнение бюджета города от налоговых поступлений и рост ВРП.
В процессе осуществления своей деятельности малый бизнес находится под влиянием ряда факторов, сдерживающих его развитие. Эти факторы можно разделить на три группы: общие (общеэкономического характера), территориальные и частные (преимущественно организационного характера).
Несмотря на прирост общей суммы налогооблагаемой прибыли МП в 2005 г. на 26% (в сопоставимых ценах), сумма налоговых поступлений МП в федеральный и региональный бюджеты снизилась на 23%. Но, тем не менее, прирост общей суммы налоговых поступлений от МП за 2 года составил 5,9% (в сопоставимых ценах).
В платежах, поступающих в городской бюджет, примерно одинаковые доли составляют налог на имущество (9,7%) и единый налог (9,2%), наибольшую долю имеет налог на прибыль МП (44,3%) и треть платежей приходится на налог на доходы физических лиц (36,9%).
В целом за 2 года темп прироста ВДС МП составил 17,1%, ВРП Москвы – 15,9%. В 2005 году доля платежей в федеральный бюджет составила 67,1%, а доля платежей в бюджет Москвы – 20,3%.
Валовая добавленная стоимость, произведенная малыми предприятиями, в 2005 г. достигла 1,02 – 1,08 трлн. руб., что составило 35,3 – 37,3% ВРП Москвы.
Существует внушительный перечень проблем в сфере малого предпринимательства. Разрешить данные противоречия без помощи государства не представляется возможным.
2,500 руб.
. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г.).
3. Федеральный закон от 19 июля 1998 года № 115-ФЗ \"Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)\".
4. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ \"О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации\" (с изм. и доп. от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля 2006 г.)
5. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I \"О банках и банковской деятельности\" (с изм. и доп. от 13 декабря 1991 г., 24 июня 1992 г., 3 февраля 1996 г., 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г.).
6. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ \"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей\" (с изм. и доп. от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г.).
7. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ \"О лицензировании отдельных видов деятельности\" (с изм. и доп. от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 21 марта, 2 июля 2005 г.).
8. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ \"Об акционерных обществах\" (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 февраля, 6 апреля, 2, 29 декабря 2004 г.).
9. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ \"Об обществах с ограниченной ответственностью\" (с изм. и доп. от 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г., 29 декабря 2004 г.).
10. Байша Ж.Ф. Предпринимательское право: Конспект лекций. – М.: Феникс, 2005.
11. Бажан А.И.. Реструктуризация в сфере кредитования малого бизнеса. // \"Деньги и кредит\" 2000. N 4.
12. Беляева О.А. Предпринимательское право России: Курс лекций. – М.: Юридический Дом \"Юстицинформ\", 2005.
13. Блинов А.О. \"Малое предпринимательство: организационные и правовые основы деятельности\". М., 1998.
14. Веричев Д. Банковская реформа: перспективы и прогнозы // Финансовая аренда (лизинг) в России. Обзор рынка 2001-2002. М, 2002.
15. Гусева Т.А. Предпринимательское право. – М.: РИОР, 2004.
16. Данные Госкомстата РФ, www.gks.ru.
17. Данные исследовательского отдела журнала \"Экономист\" // Финансовая аренда (лизинг) в России. Обзор рынка 2001-2002. М, 2002.
18. Долинская В.В. Предпринимательское право. – М.: Академия, 2004.
19. Ершова И.В. Предпринимательское право. – М.: Юриспруденция, 2005.
20. Журнал Экономика и жизнь. 2001. N 43.
21. Журнал Экономика и жизнь. 2002. N 16.
22. Журнал Экономика и жизнь. 2003. N 13.
23. Журнал Экономика и жизнь. 2003. N 33.
24. Игнатов В.Г., Бородина O.Д. Органы власти и поддержка малого бизнеса. // Учебно-справочное пособие. М., 1998.
25. Иоффе А.Д. Малый бизнес России: проблемы и перспективы. – М.: Феникс, 2002.
26. Кавеев Х. Роль и место малых предприятий в экономике РФ // Власть, №8-9, 1998 г.
27. Карпинская В., Калиниченко Н. «Помогите бедному малому» // Итоги, 7.11.2004.
28. Квасюк В. Большая забота о малом бизнесе / \"Российская газета\" № 30, 2003.
29. Лебедева Е.И. Предпринимательское право. – М.: Высшая школа, 2004.
30. Макаров Н.Д., Рябов Е.А. Предпринимательское право. – М.: Форум, 2005.
31. Макэндрюс Т. Становление зрелого и действенного банковского сектора в России // Механизмы развития малого предпринимательства в России. Аналитический сборник. М., 2002.
32. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. / Под общ. ред. проф., д.э.н. Е.Г.Ясина, д.э.н. А.Ю.Чепуренко, В.В. Буева. – М.: Фонд \"Либеральная миссия\", 2003.
33. Москва. Вице-премьер Алексей Кудрин выступает за законодательное определение понятия \"малое предприятие\" // REGIONS.RU, 19 декабря 2001 г.
34. Олейник О.М. Предпринимательское (хозяйственное) право: В 2-х т. Т.2. – М.: Юристъ, 2002.
35. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России /Аналитический сборник. — М: АМиР, ИПИ, 2002.
36. Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право. – М.: Юристъ, 2005.
37. Предпринимательское право Российской Федерации / под ред. Губина Е.П., Лахно П.Г. – М.: Юристъ, 2004.
38. Рагимов СИ, Петров Б.В. Современные проблемы развития малого предпринимательства в России. // Финансы. 2001.
39. Слуцкий Л.Э. «Банк и малое предприятие: проблемы взаимодействия» // Деньги и кредит, №10, 2005.
40. Цыганов А.Г. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства. // Информационный бюллетень. М., 2001.
41. http://www.banki.ru/news/
42. Комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Северо-Западном административном округе на 2004-2006 годы
2,500 руб.