Введение
Содержание
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Одной из наиболее острых социальных проблем в нашей стране является жилищная проблема.
Проводимая многие годы политика развития обобществленного жилищного фонда и распределения квартир по степени нуждаемости в них, как правило, не уменьшила числа очередников, а в последние годы определилась тенденция к их росту.
Ранее намеченная государственная программа обеспечения каждой семьи к 2000 году отдельной квартирой не действует. Значительная часть семей так и осталась стоять в очереди на улучшение, расширение, получение жилья. Очень многие по-прежнему проживают в коммуналках, семейных общежитиях, на частных квартирах или в родительском доме, который стал тесноват. Остались в длинной очереди семьи, проживающие в ветхом и аварийном жилье. Добавились к перечисленным категориям семей и мигранты, беженцы, постоянно растет список остро нуждающихся в жилье военнослужащих и других категорий граждан.
Таким образом, монополия государства в жилищной сфере не только не решала жилищной проблемы, а даже усугубляла ее.
Переход к рынку жилья принципиально меняет роль государства в решении жилищной проблемы. Формирование экономических отношений, основанных на законах рынка, с неизбежностью связано с проведением радикальных преобразовании не только в области обмена, производства и потребления, но и в жилищной сфере. Сущность преобразований, осуществляемых в этой сфере, заключается в создании рынка жилья, который должен стать необходимым элементом рыночной экономики. В новых социально-экономических условиях жилье становится обычным товаром, предметом купли-продажи, мены, дарения, наследования и других сделок. Однако указанный процесс может успешно развиваться лишь при условии, если такой товар, как жилье, будет фигурировать на рынке в достаточном количестве, т. е. появится множество продавцов и покупателей жилья, имеющих право его отчуждать и приобретать. Следовательно, должны быть собственники жилья, способные выступать на рынке жилья в качестве продавцов.
Идея осуществления столь коренной ломки отношений собственности в жилищной сфере формировалась постепенно, причем в неразрывной связи с решением вставшей перед обществом задачи перехода к экономическим отношениям, основанным на законах рынка, на развитии инициативы участников этих отношений.
До перехода к рыночным отношениям в жилищной сфере возможность продажи жилья (и то в установленных законом пределах) имели только граждане -“личные собственники”. Жилые помещения, которыми граждане пользовались на основании договоров найма в домах государственного и муниципального жилищного фонда, не могли быть предметом продажи и иных сделок. Проводимая в стране жилищная реформа имеет целью включить эти жилые помещения в рыночный оборот путем передачи их в собственность граждан, т. е. путем приватизации. Приватизация составляет основу при формировании рынка жилья.
Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации определены в Законе РФ от 4 июля 1991г. N1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации "Закон определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилье.
Целью таких преобразований является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшение использования и сохранности жилищного фонда. Вступление в права собственности на жилье через приватизацию дает гражданам возможность получать от государства практически бесплатно реальную недвижимость, столь высоко оцениваемую на рынке жилья”.
В настоящее время основным источником возникновения права частной собственности на жилые дома и квартиры является приватизация государственного и муниципального жилищных фондов. Но есть ряд ограничений по приватизации такого жилья. К отдельной категории жилья, запрещенной к приватизации, относится жилье в военных городках. В связи с этим возникает проблема, почему в то время, когда государство проводит политику в отношении обеспечения военнослужащих собственным жильем, запрещается приватизация жилья в закрытых военных городках.
Таким образом, целью настоящей дипломной работы является изучить особенности приватизации жилых помещений в закрытых военных городках.
Объектом исследования являются закрытые военные городки.
Предметом – процесс проведения приватизации жилых помещений.
Теоретическими и методологическими основами написания данной дипломной работы послужили законодательные и нормативные акты, а также труды известных отечественных юристов в области приватизации жилья в целом и приватизации жилых помещений в закрытых военных городках.
Следуя поставленным целям, мы решим следующие задачи:
Во-первых, ознакомимся с теоретическими основами осуществления приватизации жилья. То есть изучим действующую нормативную базу по вопросам приватизации жилья, исторический аспект возникновения приватизации в России и выясним, что представляет собой процесс приватизации жилья, условия ее проведения и ее значение.
Во-вторых, изучим порядок проведения приватизации жилья в России, возникновение и оформление права собственности на жилье, в том числе на жилье, приобретаемое военнослужащими.
В-третьих, рассмотрим собственно проблему приватизации жилья в закрытых городках. То есть изучим различия в заключении договоров социального найма жилого помещения, предоставляемого муниципальным образованиями, и договоров социального найма служебного помещения. Также выясним, почему запрещена такого рода приватизация и рассмотрим действующую судебную практику по этому вопросу
3,000 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ПРИВАТИЗАЦИЯ ЖИЛЬЯ: ПОНЯТИЕ, УСЛОВИЕ ПРОВЕДЕНИЯ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ ……………………………………….…..6
1.1. Нормативное регулирование процесса приватизации в его
историческом развитии …………………………………………….…….....6
1.2. Условия проведения приватизации жилья и ее значение для страны в
целом и для отдельного гражданина …………………………………… ...16
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВОМОЧИЙ
СОБСТВЕННИКА……………………………………………………………..19
2.1. Порядок проведения приватизации в России……………………………...19
2.2. Возникновение права собственности на приватизированное жилое помещение, правовой статус собственника жилья……………………………………....23
2. 3. Обязанности собственника жилья……………………………....................…….31
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ
ПОМЕЩЕНИЙ В ВОЕННОМ ГОРОДКЕ………………………………….35
3.1. Служебные помещения: характеристика, порядок получения и
проблема их приватизации ………………………………….……………35
3.2. Решение проблемы приватизации жилья в закрытых военных
городках на практике ……………………………………………………..52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..……………………………………………………. …………………….60
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………..…...........63-66
3,000 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый человек имеет право на свободный выбор способа удовлетворения своей потребности в жилье, в том числе посредством приватизации. Приватизация жилья - это бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах, а для граждан, забронировавших жилые помещения, – по месту бронирования жилых помещений. Но не каждый гражданин может воспользоваться своим правом. К таким категориям граждан относятся и военнослужащие, проживающие в закрытых военных городках.
Под закрытым военным городком понимается территория военного городка, которая ограничена забором, имеет контрольно-пропускной пункт, надлежащее содержание технических средств. Недостатки в организации пропускного режима не могут свидетельствовать об отсутствии статуса закрытого военного городка. К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, расположенных вне населенных пунктов.
В соответствии с Законом РФ “О приватизации жилищного фонда в РФ” от 04.07.1991г. предусмотрен перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации. К таким помещениям и относятся жилые помещения, расположенные в закрытых военных городках.
Военнослужащим, проходящим службу в воинских частях, предоставляется жильё. В военных городках данное жильё является служебным.
Согласно Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлены категории военнослужащих, которые обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы. К таким категориям относятся:
• военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей;
• офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;
• прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившими на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей.
"Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, проживающим в закрытых военных городках" .
Военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Исходя из вышеизложенного ясно, что государственная политика, направленная на обеспечение жильем военнослужащих, в целом выполняется (несмотря на то, что на практике имеется много объективных трудностей с его получением). Военнослужащий в закрытом городке по окончании военной службы свои обязательства перед государством выполняет. Остается ответственность государства обеспечить своему служивому достойную старость и «крышу над головой». И если государство выполняет свои обязательства, то военнослужащий получает в собственность жилье, которым имеет право распоряжаться по своему усмотрению.
Таким образом, на мой взгляд «проблемы приватизация жилья в закрытых военных городках» как таковой не существует, а существует проблема доступности жилья и обеспеченности жильем служивых людей.
3,000 руб.
БИБЛИОГРАФИЯ
I. Нормативные и правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М.: Теис. - 1996.
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (ЖК РФ) (с изм. и доп. от 31 декабря 2005 г.)
3. Закон РФ “О приватизации жилищного фонда в РФ” от 04.07.1991г.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 03.11.1998г.
5. Закон от 17 февраля 1990 г. “О собственности в СССР”.// Ведомости СССР. 1990.№11.
6. Закон РФ от 07 декабря 19991 г. “ О подоходном налоге с физических лиц” .
7. Закон РФ от 15 июня 1992 г. “О залоге”.// Ведомости РФ . 1992. №23.
8. Закон РФ от 24 декабря 1992 г. “Об основах федеральной жилищной политики”.//Ведомости, РФ. 1993. №3.
9. Федеральный Закон от 15 июня 1996г. “О товариществах и собственниках жилья”.
10. Федеральный Закон от 27 мая 1998 г. “О статусе военнослужащих”.// СЗ РФ. 1998. №22.
11. Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. “О собственности в РСФСР”.// Ведомости РСФСР. 1991. №30.
12. Закон РСФСР от 06 июля 1991 г. “О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР”.// Ведомости РСФСР. 1991. №28.
13. Указ Президента СССР от 19 мая 1990 г. “О новых подходах к решению жилищной проблемы в стране и мерах по их практической реализации”.// Ведомости СССР. 1990. №22.
14. Указ Президента РФ от 23 декабря 1993 г. №2275.// Собрание актов РФ. 1993. №52.
15. Определение Конституционного суда РФ от 01.10.97 г. N 116-О г. Москва Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шеффера В.Э. как не соответствующей требованиям федерального закона "О Конституционном суде Российской Федерации"
16. Постановление Совета Министров СССР от 02 декабря 1988г. в порядке продажи гражданам в личную собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда”.// СП СССР. 1989. №1.
17. Постановление Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 21 апреля 1989 г. // СП РСФСР. 1989. №13.
18. Распоряжение Мэра г. Москвы от 26 июня 1994 г. №252 - РМ “О дополнительных мерах по защите граждан от противоправных действий преступных сообществ при приватизации и отчуждении жилых помещений”.// Жилищная реформа в Москве. Сборник нормативных документов.
19. Постановление правительства Москвы от 26 ноября 1991 г. №199. “О бесплатной приватизации жилищного фонда в Москве”.//Вестник мэрии Москвы. 1991. №7.
20. Постановление правительства Москвы от 21 февраля 1995 г. №163. “Об изменении и дополнении прейскуранта на услуги, оказываемые при оформлении прав собственности на жилые помещения”. // Вестник мэрии Москвы. 1995. 23-29 март.
21. Примерное положение о приватизации жилищного фонда в РСФСР. // Жилищное законодательство. Юридический справочник. М., 1992.
22. Постановление Конституционного Суда от 03 ноября 1998 г. // СЗ РФ. 1998. №45.
23. Практика Верховного Суда РФ // Бюллетень ВС РФ. 1993. №11, 1994. №2, 1995. №6,1996. №2,1998. №4.
II. Научная и учебная литература:
1. Жилищный справочник / Москва, 1996г.
2. “Законодательство” №3 1998г.
3. Бюллетень Министерства юстиции РФ, №4/1999г.
4. “Домашний адвокат” /1994г №1.
5. В.И. Мамай, С.Н. Еремина. Юридический справочник для населения/ 1996г.
6. “Законность” /1997г.№4
7. “Хозяйство и право” №12 /1991г.
8. “Адвокат” / 1999г. №8
9. П.Я. Трубников. Право собственности граждан на жилье /Москва 1993г.
10. А.Н. Кичихин, И.Б. Марткович. Жилищные права. Пользование и собственность. Москва, 1997г.
11. П.И. Седугин. Жилищное право.Москва.1998г.
12. Законность /1999г. №9
13. Человек и закон /1995г. №12
14. Законность /2000г. №4
15. Бахрах Д.М. Административное право. М.-1996.-С.241
16. Гранат Н. Л. Правовые отношения // Юрист. - 1998. - №10.
17. Матузова Н. И. Теория государства и права: Курс лекций / М.: Юристъ, 1997.
18. Марченко М.Н. Общая теория государства и права /. М., 2001. Т. 2.
19. Решетов Ю. С. Правоотношения и их роль в реализации права / Издательство Казанского университета, 1993.
20. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.
21. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева. - М.: ИНФРА-М, 1999.
22. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик.// Ведомости СССР. 1991. № 26.
23. Алексеева О.И. мой дом стал чужим. // Российская газета. 1993. 17 июня.
24. Беспалов Ю. Обеспечение права ребенка на жилище. // Законность. 1998. №6.
25. Борисов К.Н. У дома должен быть хозяин. // Российская газета. 1993. 04 января.
26. Глухов К.А. Приватизация жилья. Комментарий к законодательству. Ч. 1. М., 1991.
27. Исрафилов Д.Н. Проблемы приватизации жилья. II Российская газета. 1992.,
11 ноября.
28. Иванов Г.Н. Жилищная реформа в России.// Российская газета. 1993. 12 февраля.
29. Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Маслов Н.В., Комментарий к законодательству о приватизации жилищного фонда. М., 1995.
30. Крашенниников П.В., Маслов Н.В., Кондоминимумы. Общая собственность в многоквартирных домах.
31. Чернышов Л. Квартира 20% заработка. // Ваше право. 1993. № 7.
32. А.В. Кудашкин доктор юридических наук профессор Военного университета О служебной жилплощади «Служивых людей», "Право в Вооруженных Силах", N 4, апрель 2005 г.
33. Л.Н. Сморчкова, КЮН, доцент кафедры ГПД Московского пограничного института ФСБ России, капитан юстиции «Некоторые аспекты обеспечения военнослужащих жилыми помещениями за счет средств, полученных от приносящей доходы деятельности»"Право в Вооруженных Силах", N 6, июнь 2005 г.
3,000 руб.