Введение
Содержание
Заключение
Литература
Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями. Перед ним открывается много интересного, нового привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?»И если четко и обстоятельно взрослые ответят на вопросы детей, произойдет расширение словарного запаса ребенка. Родителям надо постепенно знакомить детей с предметами и явлениями окружающей жизни, учить правильно называть предметы домашнего обихода, одежду, посуду, игрушки, с которыми ребенок играет. Гуляя рядом с малышом на улице, показывать и называть здания, транспорт, растения, и другие интересующие ребенка объекты. Запас слов ребенка значительно расширится, если родители научат его различать и называть не только предметы, но и существенные детали предметов, различать их по форме, назначению и названию, определять сходные предметы.
Ребенку надо помочь понять смысл каждого слова, запомнить его, правильно употреблять слово в речи. Для этого следует широко использовать окружающие предметы и природные явления. «Посмотри, сколько красивых листьев на земле, - обращает родитель внимание ребенка, - это осенний ветерок сорвал их с деревьев, закружил в воздухе и укрыл ими землю. Это листопад». – «Листопад», - повторяет ребенок. Таким образом, представление о листопаде сливается воедино в сознании ребенка с новым словом.
Но назвать один раз слово, объяснить его смысл еще недостаточно. Для закрепления нового слова, например, «листопад», можно показать малышу картинку, на которой художник запечатлел это красивое явление, прочитать рассказ или стихотворении:
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят…
И только тогда, когда новое слово будет применено ребенком правильно, можно утверждать, что оно вошло в его активный словарь осмысленно.
Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка.
Специфика труда дошкольника состоит в том, что он тесно связан с игрой. Следует подчеркнуть, что у этих видов деятельности общий источник - потребность принимать активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности. В труде и в игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. В игре малыш действует в воображаемом плане, она не имеет конкретного результата. Ее развитие идет по пути возрастания условности игровых действий.
В труде действия и ситуация их выполнения реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.
Главная цель исследования – изучить проблему словарного запаса детей старшего дошкольного возраста и работу по его обогащению в процессе ознакомления с трудом взрослых.
Объект исследования – словарный запас детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности словарного запаса детей старшего дошкольного возраста
2. Проанализировать работу по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста
3. Изучить особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых
4. Выявить особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте
1,200 руб.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Словарная работа с детьми старшего дошкольного возраста
1.1. Особенности словарного запаса детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………………..6
1.2. Работа по обогащению словарного запаса детей старшего
дошкольного возраста………………………………………………………….16
Глава 2. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых
2.1. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте……………. 25
2.2. Особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте………...35
Заключение……………………………………………………………………..39
Список литературы………………………………………………………….....42
1,200 руб.
Каждому ясно, чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. Однако далеко не все понимают важность той роли, которую словарный запас играет при овладении ребенком грамотным письмом. Эта роль совершенно исключительна, и связана она с тем, что для усвоения и применения многих грамматических правил нужно уметь быстро и правильно подбирать проверочные слова. Но это возможно только при достаточно большом словарном запасе и правильном понимании лексического, смыслового значения каждого слова. Например, для того чтобы узнать, какую букву (Е или И) нужно писать в словах лиса, лисица, надо подобрать такое проверочное слово, в котором сомнительная гласная И оказалась бы под ударением. Ученики, имеющие недостаточный словарный запас и слабо ориентирующиеся в смысловом значении слов, вместо проверочных слов лис или лисий зачастую подбирают слово лес, что приводит к ошибочному написанию слова лиса. Точно так же к слову столица в качестве проверочного слова стол подбирается сталь, в результате чего опять-таки допускается ошибка. К тому же проверочные слова многие дети вспоминают крайне медленно, а это значит, что при письме под диктовку они просто не успевают этого сделать, и вынуждены писать наугад — как слышат.
Для предупреждения такой ситуации необходимо еще в дошкольном возрасте уделить накоплению детьми словарного запаса самое серьезное внимание. При этом заботиться нужно не только об усвоении ребенком как можно большего количества слов, но также и о правильном понимании их значений и смыслового родства. Кроме того, очень важно, чтобы словарный запас ребенок накапливал не хаотично, как это происходит в большинстве случаев, а в определенной системе.
Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении. Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов. В первую очередь ребенок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью, — названия окружающих предметов, игрушек и основных повседневных действий. При этом количество имеющихся у ребенка слов зависит от тех условий, в которых он живет и воспитывается. Так, двухлетние дети в разных семьях могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 и даже более слов. Качественный рост словаря выражается во все более глубоком понимании ребенком значений слов, включая многозначность и переносные значения. Например, под словом ножка ребенок понимает сначала только свою собственную маленькую ножку. Позднее он узнает, что этим же словом обозначается и ножка стола или стула, и ножка гриба, и пр. Или: глагол спать ребенок сначала понимает только как такое «действие», которое относится непосредственно к нему самому или к другим людям; но постепенно к нему приходит и понимание переносного значения этого глагола спать в зимнее время могут деревья и даже вся природа в целом..
Примерно с 3—3,5 лет в речи ребенка начинают появляться обобщающие слова (если, конечно, он слышит их в речи взрослых), которые обозначают не какой-то один конкретный предмет, а целые группы однородных предметов посуда, одежда, овощи, фрукты и т. П. Это очень важный этап, являющийся самым первым шагом к систематизации, упорядочению имеющегося у ребенка запаса слов. Остановимся на нем подробнее.
Итак, к началу школьного обучения ребенок должен иметь достаточно большой (включая обобщающие слова) и правильно систематизированный словарный запас, иметь представление о многозначности слов, о наличии у некоторых слов не только основных, но и переносных значений. Грамотную помощь в очень сложном для ребенка процессе накопления и обогащения словаря обязаны оказать ему родители и педагоги дошкольных учреждений — чтением, словесными играми, обучением рассказыванию по картине, наконец, своей грамотной и образной речью.
1,200 руб.
. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997. 324с.
2. Арсентьева С.Ф. Особенности словаря детей среднего и старшего дошкольного возраста. Ленинград, 1978. 276с.
3. Арушанова А.Г., Юртайкина Т.М. Формы организованного обучения родному языку и развитие речи дошкольников. - М., 1993. 351с.
4. Вольцис К. О воспитании целенаправленности у детей в процессе совместного труда//Дошкольное воспитание. -1972. - №1. -С. 13-17.
5. Запорожец А.В. Роль элементов практики и речи в развитии мышления у детей. //Избранные психологические труды. - М., 1986. 384с.
6. Зимняя И.А. Речевая деятельность и психология речи. //Основы теории речевой деятельности. - М., 1974. 276с.
7. Иванова Н.П. Система словарной работы как средство оптимизации умственного воспитания младших дошкольников. //Пути совершенствования умственного воспитания дошкольников. Сборник научных трудов. Ульяновск, 1986. 562с.
8. Крылова Н.М. Роль моделирования в формировании системных знаний о труде взрослых. //Умственное воспитание детей в детском саду. Сборник научных трудов. Л., 1981. 428с.
9. Логинова В., Мотирина Л. Формирование представления о труде взрослых//Дошкольное воспитание. - 1970. - №10. - С. 56-63.
10. Логинова В.И. Формирование словаря. //Развитие речи детей дошкольного возраста./Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1984. 456с.
11. Мишарина Л.А. Ознакомление с трудом взрослых как средство умственного и речевого воспитания младших дошкольников. //Пути совершенствования умственного воспитания дошкольников. Сборник научных трудов. Ульяновск, 1986. 274с.
12. Неверович Я.З. Начальные формы трудовой деятельности у детей дошкольного возраста//Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А.В.Запорожца и Д.Б. Эльконина. - М., 1965. С. 158-189.
13. Психология совместного труда детей /Под ред. Я.Л. Коломинского. - Минск, 1987. 378с. С. 5-76.
14. Сенько Т. Шестилетки: труд и признание в группе//Дошкольное воспитание. - 1986. - №7. - С. 47-50.
15. Сергеева Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. - М., 1987. 587с.
16. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. 112с.
1,200 руб.