Объектом нашего исследования является процесс воспитания детей в трехпоколенной семье.
Предметом исследования – организационно-педагогические условия формирования положительных взаимоотношений в 3-х поколенной семье.
Цель исследования: изучить теоретические основы семейной педагогики и особенности формирования положительных взаимоотношений в 3-х поколенной семье.
Методы исследования: анкетирование, опрос, беседа, беседа-интервью, тесты, консультации, круглый стол с родителями.
Гипотеза: формирование положительных взаимоотношений в трехпоколенной семье будет наиболее эффективным, если:
- педагоги ДОУ будут владеть методами и приемами повышения педагогического потенциала родителей на основе современных достижений науки и методики воспитания детей дошкольного возраста;
- взаимодействие взрослых с детьми способствует обогащению духовно-нравственных качеств личности ребенка;
- воспитание основывается на обычаях и традиции народа.
В связи с эти поставлены следующие задачи:
- изучить педагогическую литературу по данной проблеме;
- раскрыть особенности взаимоотношений в трехпоколенной семье;
- выявить пути и условия формирования положительных
взаимоотношений в трехпоколенной семье;
Методологической основой исследования являются труды АС. Макаренко, К.Д. Ушинского, теоретические положения об единстве общественного и национального в этнопедагогике, о сущности традиций и обычаев якутского народа в семейном воспитании В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Волкова, Б.Н. Попова, А.А. Григорьевой, М.М. Прокопьевой, Г.С. Поповой, Н.Д. Неустроева, И.С. Портнягина, К.С. Чиряева, К.Д. Уткина.
Практическая значимость дипломной работы заключается в разработке методических рекомендаций для родителей по данной проблеме.
2,500 руб.
Использованная литература
1. Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. Якутск: Ситим,1995.- 187с.
2. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. - Якутск: Якутское книжное издательство, 1979. -184с.
3. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1982.- 238с.
4. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родит6елями; зачем? Как? – М., АПО, 1993.- 265с.
5. Бардин С.М. Этика взаимных отношений. – М., 1972.- 64с.
6. Белякова А.М., Ворожейкин Е.М. Советское семейное право. – М., 1974.- 374с.
7. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов пединститутов / Ю.К.Бабанский, В.И.Журавлев, В.К.Розов и др.; Под ред. В.И.Журавлева. – М.: Просвещение, 1988. -239с.
8. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед.учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -168 с.
9. Воронцов Д.Д. Страна детства. М.,Знание, 1986. - 96с.
10. Воспитателю о работе с семьей / Л.В. Зачик, Г.А.Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989 – 192с.
11. Ворожейкин Е.М. Молодым супругам о браке и семье, правах и обязанностях. – М., 1975.- 183с.
12. Голод С.И. Семья и брак: Историко-социологический анализ. Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1998. -272с.
13. Григорьева А.А., Прокопьева М.М. Семейная педагогика. - Якутск, 1998. - 38с.
14. Дошкольное воспитание №10, 1999.
15. Дубрович А.Б. Кто в семье психотерапевт? - М.: Знание, 1985. - 80с. -
(Нар. ун-т. Пед.фак.; №10).
16. Дуброва В.П. Теоретико-методические основы взаимодействия
детского сада и семьи. Учебн. пособие. – М., 1997. – 85с.
17. Дружинин В.Н. Психология семьи – М., 1994. – 213с.
18. Джайнотт Х.Ж. Родители и дети. Пер. с англ. И.Ю.Истратовой -
М.: Знание, 1986, - (Нар.ун-т. Пед.фак; №4). - 96с.
19. Домашнее воспитание. №3, 2001.
20. Диалоги о воспитании / Под ред. В.Н. Столетова. – М., 1985. – 222с.
21. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и дошкольное воспитание. Учеб. пос. – М.: Знание, 1998. – 115с.
22. Ковалева Л.Е. Микроклимат семьи - М.: Знание, 1979. - 96с. -(Нар.ун-т. Пед.фак.; №6).
23. Коломинский Я.Л. Психология общения. - М.: 3нание, 1974. –
(Нар.ун-т. Пед.фак. №4) - 96с.
24. Коломинский Я.Л. Беседы о тайнах психики. – М., 1976. – 65с.
25. Кон-Калик В.А. Семейная педагогика – Грозный, 1987. – 74с.
26. Крупина И.В. Основы семейного воспитания. Педагогика. 2-е изд. - М., 1996. – С.436-450.
27.Макаренко А.С. О воспитании в семье. – М., 1983. – 356с.
28. Макаренко А.С. Лекции для родителей. – М., 1984. – 415с.
29. Мы и наша семья – /под ред. Зацепин В., Цимбалюк В. – М., 1983. – 164с.
30. Неустроев Н.Д. Этопедагогака народов Севера: Учебное пособие по спецкурсу для подготовки учителей школ коренных народов Севера -Якутск: ИПКРО, 1999. -140с.
31.Оконешникова А.П. Этнопедагогические особенности народов в воспитании детей. - Пермь, 1996. – 85с.
32. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М., 1990. – 34с.
33. Овчарова Р.В. Сто маленьких уроков в большой семейной академии. – Архангельск, 1992. – 129с.
34. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание, 1981. - 96с. - (Нар.ун-т. Пед.фак.; №6).
35. Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее - Якутск, 1993. – 53с.
36. Попов Б.Н. Изменение семьи народов Якутии - Якутск, 1994. – 32с.
37. Попова Г.С. Воспитание детей у народа саха – Якутск: Бичик, 1998. -
80с.
38. Портнягин И.С. Кут-сюр как форма обучения и подготовки будущих учителей по национальной культуре: Учебное пособие. - Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета, 1995.-25с.
39. Портнягин И.С. Этнопедагогика: школа и «кут-сюр» о воспитании. Учебное пособие. Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета, 1997. -64с.
40. Портнягин И.С. Этнопедагогика «кут-сюр»: педагогическое воззрение народа саха. М.: Academia, 1998. -184с.
41. Портнягин И.С. Этнопедагогическое учение - айыы. Школа кут-сюр. Учеб.пособие. - Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета, 1994. -70с.
42. Прокопьева М.М. Программа курса «Семейная педагогика» - Якутск,
1998. – 20с.
43. Прокопьева М.М. Основы самоорганизации семьи. /Якут, гос.ун-т им. М.К.Аммосова - Якутск: Бичик, 2000. -112с.
44. Прокопьева М.М. Работа с родителями в ДОУ – Якутск, 2002. – 34с.
45. Прокопьева М.М. Родители и дети – Якутск, 2003. – 18с.
46. Прокопьева М.М. Семья как самоорганизующаяся социально-педагогическая система. – М.: Изд-во РАО, 2002. – 82с.
47. Прокопьева М.М. Семейная педагогика. Учеб. пособие ОИРО – Якутск, 2001. – 32с.
48. Психологическая служба в школе: Методы изучения семьи - Якутск: Изд-во ИСКРО, 1995. -№5. - 64с.
49. Семенова А.Д. Лекции по этнопедагогике: Учебное пособие - Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета, 1997. -80с.
50. Серошевский В.Л. Якуты. - М., 1993. – 534с.
51. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – Новосибирск, 1985. – 213с.
52. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей. –
2-е изд. - М.: Дет.лит., 1989. -367с.
53. Спицын Н.П. Хроника семейного общения. - М.: Знание, 1987. - 96c. -(Нар. ун-т. Пед.фак.; №6)
54. Субботский Е.В. Как рождается личность. - М.: Знание, 1978.
(Нар.ун-т.пед.фак.; №12) - 96с.
55. Тимофеева Р.Е. Организация и методика педагогических исследований. - Якутск: Изд-во ИСКРО, 1993. -24с.
56. Уткин К.Д. Культура народа Саха: этнофилософский аспект. – Якутск: Бичик, 1998. -368с.
57. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – М.: «Просвещение», 1968. -560с.
58. Харчев А.Г. Нравственность и семья. – М., 1981. – 73с.
59. Чиряев К.С, Васильева Ф.А. Норуот педагогикатын дьарыктарын хайысхалара. - Opohy, 1997.- 49с.
60. Чиряев К.С. О5ону дьиэ-кэргэннэ иитии. - Дьокуускай, 1973. – 42с.
61. Чиряев К.С. Ыал ымыыта - ыччакка. - Дьокуускай, 1981. – 23с.
62. Чиряев К.С., Васильева Ф.А. Норуот педагогикатын ыллыктарынан. – Дьокуускай, 1995. – 21с.
63. Шадрина А.А. Якутские народные игры. - Якутск, 1990. – 36с.
64. Этика и психология семейной жизни / Сборник научных трудов. – М.: Просвещение, 2001. – 183с.
65. Этика и психология семейной жизни / Под ред. И.В. Гребенникова. – М., 1984. – 104с.
66. Яковлева А.Н. Семья и вопросы воспитания детей: Учебное пособие. - Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета, 1997. - 48с.
2,500 руб.