В современных условиях развития общества особую значимость приобрела семья и внутрисемейные отношения, обострилась проблема общения в семье, поскольку семейные взаимоотношения носят менее эмоциональный и духовный характер. В современном быстроменяющемся мире у людей всё меньше времени остаётся для общения друг с другом, а общение с детьми, подчас, сводится лишь к удовлетворению элементарных потребностей. Многие родители не знают, чем живут их дети, что происходит в их внутреннем мире. Но дети – это будущее. И от того, как их воспитывают, зависит очень многое в жизни. Каждая эпоха, каждая культура всегда оказывала и оказывает своё специфическое, более или менее благоприятное влияние на развитие детей. В прежние времена жизнь ребёнка была в большей степени предопределена нормами и традициями и т. к. жизненный путь был уже изначально предопределён, практически не существовало выбора и возможности что-либо изменить. В последнее время действительность меняется так стремительно, что условия жизни отдельно взятой семьи в значительной степени влияют на формирование и развитие детей. Большинство современных семей не может обеспечить в достаточной мере потребность детей и подростков в общении и в обществе. Семья всё больше превращается в сообщество «по интересам», где лишь живут, едят и спят. Порой индивидуализм настолько возрастает, что члены семьи зачастую лишь сосуществуют друг с другом. В таких семьях практически не остаётся проблем, которые семья должна решать сообща, что лишает детей и родителей опыта совместных эмоциональных переживаний. Конечно, родители стремятся дать своим детям всё лучшее, оградить их от излишних тревог, обеспечить им «светлое будущее». Но в погоне за благами цивилизации, они порой забывают о необходимости простого, доверительного общения.
Особое значение в настоящее время приобрело межличностное общение и взаимопонимание в семьях, имеющих детей-инвалидов, что вынуждает семью вырабатывать новые модели взаимодействия.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты.
Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют,
что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с
недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими или физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.
Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция
роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за
последнее десятилетие увеличилась в два раза.
Низкая культура межличностного общения с детьми-инвалидами в семье приводит к фрустрации значимых потребностей личности в оценке и самооценке, в признании, в эмоциональной разрядке и эмоциональном контакте, во внимании, сопереживании, понимании и т.д., что вызывает внутриличностные конфликты, и в дальнейшем может привести к трудностям в межличностном общении.
2,500 руб.
Введение…………………………………………………………………………....2
Глава 1. Теоретические основы особенностей детско-родительского общения в семье………………………………………………………………………...….....6
1.1. Роль, цели и задачи семьи в развитии общества……………..…....6
1.2. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании личности детей…………………………………………………..….22
1.3. Особенности представления детей о родителях…………..……...26
1.4. Психологические особенности семей, имеющих
детей-инвалидов…………………………………………. ………...29
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей детско-родительского общения в семье…………………………………….. ………….41
2.1.Организация исследования………………………………………..….41
2.2. Методы исследования…………………………………………..…….42
2.3. Результаты исследования………………………………………..…...53
Заключение…………………………………………………………………..……63
Список литературы…………………………………………………………….....65
Приложение.
Список литературы
2,500 руб.
1. Ануфриев А. Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М., 2002. – 112 с.
2. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. //Психологический журнал, 1992. Т.13 №5.
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. -М., 1972.
4. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры. - СПб.: Соц.-психол. центр, 1996. - 379 с.
5. Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. –М., 1990.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна.-М., 1995.
7. Бернс Р. (Bu
s R.B.) Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986. - 420 с.
8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. СПб., 2003. - 400 с.
9. Берн Э. Трансактный анализ и психотерапия / Пер. с англ. - СПб., 1992. - 224 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
11. Гарднер Р. Психотерапия детских проблем. СПб., 2002. – 416 с.
12. Деменьтьева Н. Ф., Богаева Г. Н., Исаева Т. А. Социальная работа с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями. – М., 1996.
13. Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996.
14. Егидес А. П. Лабиринты общения, или как научиться ладить с людьми. – М., 2002. – 368 с.
15. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии. – М., 1993
16. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб., 2005 – 320с.
17. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.,1998. – 336 с.
18. Иващенко Г. М., Ким Е. Н. Социально-трудовая адаптация детей с ограниченными возможностями. – М., 2004.
19. Иващенко Г.М. Ким Е.Н. Об опыте социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Московском городском клубе «Контакты - 1». - М.: НИИ семьи, 1997.
20. Иващенко Г.М., Ким Е.Н., Мухин Н.Б. Из опыта социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. – М. 1998.
21. Ковалёв С.В. Психология современной семьи.- М., 1988.
22. Концепция подготовки к труду детей с отклонениями в развитии. – СПб., 1997.
23. Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.- 240 с., ил.
24. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.-208 с., ил.
25. Мастюкова Е. М. Ребёнок с отклонениями в развитии. – М., 1992.
26. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. – М., 1994.
27. Миллер А. Драма одарённого ребёнка и поиск собственного я /Пер. с нем. – М., 2006. – 144 с.
28. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М., - 1999. -224 с.
29. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – 3-е изд. – М., 1998. – 632 с.
30. Овчарова Р.Ф. Справочная книга школьного психолога. - М.,1996.
31. Овчарова Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы. - М., 1996.
32. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. - М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж, 2000.
33. Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с английского /под ред. Пилиповского В.Я..-М., 1992.
34. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ.сред. пед. учеб. заведений / Авт.- сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1998. – 160 с.
35. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации в практической деятельности/ Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М., 1996. – 144 с.
36. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями. – М., 1996.
37. "Практическая психодиагностика", составитель - Райгородский, г. Самара, 1998г.
38. Популярная психология для родителей; 2-е изд., испр.. Под ред. А. С. Спиваковской.- СПб, 1997 г.
39. Прутченков А.С. Социально - психологический тренинг межличностного общения. - М., 1991. - 48 с.
40. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. И доп. – М., 1998
41. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – М., 2003. - 480 с.: ил.
42. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. / Под ред. А. М. Панова. М. – 1997.
43. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М., 1999.
44. Смехов В. А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье// Вопросы психологии. 1985. №4. С. 83 – 92.
45. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога – родителям. – М., 1995 г. – 168 с.
46. Филонов Л.Б. Психодиагностические аспекты установления контактов между людьми (методика контактного взаимодействия). - Пущино, 1982.
47. Хаберли-Неф У. Сколько свободы нужно вашему ребёнку / Пер. с нем. Н. М. Ландсман. – М., 2003. – 192 с.
48. Харрис Т. (Harris Т.) Я – Окей, ты Окей / Пер. с англ. - М., 2004. - 369 с.
49. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования: М., 1998.- 255.
50. Ширн Ч., Рассел К. «Рисунок семьи» как метод изучения детско-родительских взаимоотношений //Проективная психология. – М., 2000.
51. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие / Под общей редакцией А. И. Вассермана. М.,1996.
52. "Энциклопедия психологических тестов", Москва, 1999 г.
2,500 руб.