Современный подросток развивается в мире неопределённости и противоречий. Переходное состояние нашего общества способствует отклоняющемуся эмоциональному развитию личности (Т.П. Гаврилова (1997); Ф. Дольто (1997); А.И. Захаров (1995); Д.И. Фельдштейн (1995). Наиболее общим показателем эмоционального неблагополучия является личностная тревожность.
Анализ причин тревожных расстройств у подростков и взрослых позволяет связать определённые эмоциональные и личностные отклонения с взаимоотношениями, с положением человека в контактной группе и более широкой социальной среде (Н.П. Аникеева (1989); Л.И. Белозерова (1983); А.А. Бодалев (1986); В.В. Евсеенко (1998); О.А. Идобаева (1998); В.Р. Кисловская (1975); Е.О. Ковальчик (1994); Я.Л. Коломинский (1972, 1984, 1997); Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова (1988, 1994); О. Крушельницкая, А. Третьякова (1997); И.В. Дубровина, Б.С. Круглов (1988); А.М. Прихожан (1975, 1977, 2000).
Однако в исследованиях личности, в частности в исследованиях тревожности, принцип учета среды зачастую имеет лишь декларативный характер. Расширение круга психологических исследований привело к необходимости рассмотрения личности не только в контексте общественных процессов, но и в контексте естественных социальных ситуаций, в которых функционирует личность (Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова (2001). В настоящее время одним из самых актуальных направлений в исследовании личности, является изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их вклад в личностное развитие и поведение (Л. Хьелл, Д. Зиглер (1999).
Актуальность данного исследования заключается в следующем: изучение проблемы взаимосвязи личностной тревожности у подростков с их социально-психологическими характеристиками способствует более глубокому осмыслению детерминант и факторов возникновения тревожности, определению эффективных социально-психологических условий эмоционального развития в подростковом возрасте.
Цель исследования – определить характер взаимосвязи личностной тревожности и социально-психологических характеристик подростков и дать ее психологическую интерпретацию.
Объектом исследования являются эмоциональное развитие подростков.
Предметом исследования – взаимосвязь личностной тревожности и социально-психологических характеристик подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста
2. Изучить психологические особенности эмоциональной сферы подростков
3. Описать развитие личностной тревожности у подростков
4. Исследовать специфику проявления личностной тревожности у подростков.
5. Предложить психолого-педагогические рекомендации по развитию и контролю эмоциональной сферы подростков
Гипотеза - личностная тревожность в подростковом возрасте обусловлена гендерными различиями.
Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составляют тест исследования тревожности (опросник Спилберга) и психолого-педагогические рекомендации по развитию и контролю эмоциональной сферы подростков.
1,200 руб.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности эмоциональной сферы подростков
1.1. Психолого-педагогическая характеристика
подросткового возраста…………………………………………………….5
1.2. Психологические особенности эмоциональной
сферы подростков…………………………………………………………..8
Глава 2. Выявление особенностей эмоциональной сферы подростков
2.1. Развитие личностной тревожности у подростков…………………11
2.2. Методики выявления уровня тревожности ……………………….13
2.3. Психолого-педагогические рекомендации
по развитию и контролю эмоциональной сферы подростков…………..21
Заключение…………………………………………………………………35
Список литературы………………………………………………………...40
1,200 руб.
Личностная тревожность – свойство личности, устойчивая индивидуальная характеристика, которая отражает предрасположенность субъекта к тревоге; возникает в результате фрустрации значимых потребностей (в первую очередь – социальных); развивается в результате воздействия часто повторяющихся ситуаций тревоги; складывается как базальная тревожность на ранних этапах онтогенеза. В подростковом возрасте личностная тревожность становится целостной эмоциональной характеристикой личности, которая характеризуется многозначностью факторов детерминации, многообразием и неоднозначностью внутренних связей.
В настоящее время отсутствует единая концепция тревожности, что обусловлено различными подходами к данной проблеме в психиатрии, физиологии, психологии и клинической фармакологии. Следует отметить, что тревожность и страх имеют два взаимосвязанных и в то же время достаточно самостоятельных аспекта: объективный, проявляющийся в виде разнообразных физиологических реакций, и субъективный, затрагивающий внутренний мир индивидуума. При этом наиболее часто применяемые методы экспериментально - психологического исследования феноменов тревожности и страха оценивают именно субъективные переживания, которые подвержены значительным флуктуациям, связанным со спецификой конкретной методики, социокультурными и гендерными установками пациента, уровнем его образования, отношением к обследованию и т.п. Подобная ситуация затрудняет эффективную диагностику и коррекцию тревожных состояний и обусловливает актуальность поиска объективных критериев тревожности и страха.
Личностная тревожность не обязательно проявляется непосредственно в поведении, она имеет выражение субъективного неблагополучия личности, создающего специфический фон ее жизнедеятельности, угнетающий психику. Анализ публикаций позволил нам выявить основные негативные стороны высокого уровня личностной тревожности:
1. Личность с высоким уровнем тревожности склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности. А. М. Прихожан считает, что тревожность «как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при постоянной тревожности».
2. Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью личности и способствует развитию предневротических состояний. Исследованиями доказано, что студенты с высоким уровнем тревожности представляют собой потенциально невротическую группу в состоянии предболезни и нуждаются в специальном контроле со стороны профилактической службы.
3. Высокий уровень тревожности отрицательно влияет на результат деятельности. Отмечается корреляция тревожности со свойствами личности, от которых зависит учебная успеваемость.
4. Тревожность в числе некоторых индивидуально-психологических особенностей личности оказывает существенное влияние на профессиональную направленность. Так, показано, что учащиеся, характеризующиеся высоким уровнем тревожности, избегают ориентации на профессии, связанные с техникой и знаковыми системами, предпочитая профессии типа «человек – природа», «человек – художественный образ».
5. Тревожность по-разному сказывается на устойчивости поведения и проявлении навыков его самоконтроля. Если при низком уровне тревожности отмечается сохранение испытуемыми уверенности в своих силах, отсутствие нервозности, а в случае ошибок в деятельности – адекватное отношение и стремление исправить их, то испытуемые с высоким уровнем тревожности проявляли раздражительность, нетерпеливость, вступали в полемику с экспериментатором или, признавая свой неуспех, стремились объяснить его внешними причинами.
Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность деятельности, высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности. Так, тревожность рассматривается как источник агрессивного поведения. Это отмечается в анализе поведения как детей, так и взрослых. Кроме того, исследования ряда авторов показали, что тревожность ведет к отсутствию у человека уверенности в своих возможностях в общении, связана с отрицательным социальным статусом, формирует конфликтные отношения.
Как видим, решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности.
Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.
Тревожность оказывает существенное влияние и на самооценку ребенка. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе.
Важное место в современной психологии занимает изучение гендерных аспектов тревожного поведения. Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых \"опасных людей\" - пьяниц, хулиганов и т. д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д..
Особенно острой проблема тревожности является для детей подросткового возраста. В силу ряда возрастных особенностей подростничество часто называют \"возрастом тревог\". Подростки тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в школе, взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками. И непонимание со стороны взрослых только усиливает неприятные ощущения.
Таким образом, вопросы изучения детской и подростковой тревожности занимают значительное место в современной психологии. Среди наиболее злободневных вопросов - выявление причин возникновения и способов коррекции тревожного поведения. Не последнее место занимает изучение гендерных различий в проявлении тревожности.
Гипотеза исследования подтвердилась - личностная тревожность в подростковом возрасте обусловлена гендерными различиями
1,200 руб.
Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал, 1992. т. 13 №5.
2. Андреева И.Н. Профилактика личностной тревожности у подростков // Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф: Материалы VIII Международной конференции, 29 мая – 1 июня 2001 г., г. Минск. – Мн., 2001.
3. Андреева И.Н. Эмоциональное неблагополучие в сфере межличностных отношений и отклоняющееся формирование личности подростка // Вестник ПГУ. Серия А. Гуманитарные науки. – 2000.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968. 327с.
5. Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. А.В. Петровского. - М., 1980. 422с.
6. Захаров А.И. Неврозы у детей. - СПб.: Дельта, 1996. - 480 с.
7. Изард К. Э. Психология эмоций / Перев. С англ. - СПб.: Издательство \"Питер\", 2000. - 464 с.
8. Кле М. Психология подростка. - М., 1991. 427с.
9. Кон И.С. Психология старшеклассника. — М., 1980. 426с.
10.Кочубей Б., Новикова Е. Как лечить тревожность. // Семья и школа, 1988, №8.
11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). — М., 1996. 265с.
12. Мэй Р. Проблема тревоги / Пер. с англ. А. Г. Гладкова. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 432 с.
13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманист изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. 473с.
14. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М. — Воронеж, 2000.Тревога и тревожность. Хрестоматия / Сост. В.М. Астапов. — СПб., 2001. 475с.
15. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование, N 2, 1998.
16. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М., 1990. 347с.
17. Торлецкий С. А.., Цыбульский В. Е. День страха. - М.: \"КСП+\", 2003. 352 с.
1,200 руб.