Гармоничное развитие современной личности одна из основных задача современного общества. Особенно это касается личности в подростковом возрасте, который является самым сложным из этапов онтогенеза. Это связано с включением подростка в новый вид ведущей деятельности, с изменением социальной ситуации развития, возникновением новых социальных групп (Л.И.Божович, И.С.Кон, В.Э.Чудновский и др.). Кроме того в этом возрасте
Семья занимает важное место в человеческом обществе. На протяжении всей истории крепкие семьи были залогом стабильности и благополучия в обществе. Именно в семье человеческая индивидуальность присоединяется к общественной культуре, в ней человек усваивает нормы, правила, ценности человеческого поведения. Однако современные семьи переживают кризис, существуя в мире жестокого обращения с детьми, насилия в браке, алкоголизма и других проблем.
На сегодняшний день в России отмечается рост числа семей алкоголиков. Такие семьи – острая социально-педагогическая проблема, так как они не выполняют основную общественную функцию – воспитательную. По результатам различных исследований (Л.С. Алексеевой, М. М. Плоткина, А.С. Спиваковской, В. И. Ширинского и ряда других) было выявлено отрицательное влияние алкогольной семьи на нравственное и психическое развитие подростка. Деятельность социального педагога заключается в том, чтобы помочь семье находящейся в кризисе.
Цель исследования: определить факторы риска алкоголизации подростков в семье.
Объект подростковый алкоголизм.
Предмет особенности семейного воспитания при формировании подросткового алкоголизма.
Гипотеза факторами риска алкоголизации подростков в семье являются:
родители не запрещают (поощряют) потребление спиртных напитков;
периодическое употребление алкоголя родителями;
в семье приняты алкогольные традиции;
подростки вместе с родителями посещают компании, где употребляют спиртные напитки и др.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы, влияния семьи алкоголиков на социализацию подростка.
2. Изучить отношение подростков к спиртным напиткам.
3. Выявить факторы риска в семьях, употребляющих алкоголь, обуславливающие алкоголизацию подростков.
4. Разработать рекомендации, направленные на антиалкогольное воспитание молодежи.
Исследования проводились нами в общеобразовательной школе № 2 г. Россошь на базе 6 и 7 классов.
Методы исследования.
1. Беседа «Отношение подростков к спиртным напиткам» (в устной форме).
2. Тест «Определение подростков, нуждающихся в антиалкогольной помощи».
3. Анкета «Что значит алкоголь для подростка».
4. Беседа с педагогами школы и родителями.
Положения, выносимые на защиту:
1. Семья является одним из основных факторов социализации подростков, влияющих на становление его личности.
2. Употребление алкоголя в семье приводит к дальнейшей алкоголизации подростков, воспитывающихся в такой семье.
3. Для снижения уровня подростковой алкоголизации необходимы специальные меры коррекции и профилактики.
3,000 руб.
Введение…………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические подходы к проблеме семьи как фактора алкоголизации подростков………………………………...
5
1.1. Семья как психологический феномен………………………. 5
1.2. Влияние семьи на социализацию подростков…………….. 15
1.3. Факторы риска алкоголизации подростков ……………….. 20
1.4. Профилактика алкоголизации в семье ……………………. 23
Глава II. Определение семейного фактора алкоголизации подростков …………………………………………………...
40
2.1. Отношение подростков к алкоголю…………………………. 40
2.2. Подростки, воспитывающиеся в семье алкоголиков……….. 47
2.3. Факторы риска в семейной алкоголизации подростков…… 52
Рекомендации……………………………………………………………. 54
Заключение………………………………………………………………. 58
Источники и литература………………………………………………. 59
3,000 руб.
Семья – это главный социальный институт. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. Она имеет свою структуру, выполняет ряд функций и принципов. Существует типология неблагополучных семей. Одну, из которых мы рассмотрели в нашей работе – это семья алкоголиков. На этот момент это актуальная проблема, с которой работает социальный педагог.
Результаты нашего исследования показали, что положительное отношение подростка к спиртным напиткам зависит от благополучия (неблагополучия) его семьи. Таким образом была доказана наша гипотеза, определяющая обусловленность положительного отношения подростков к спиртным напиткам от факторов неблагополучия, существующих в семье алкоголиков.
Работа социального педагога должна осуществляться по двум основным направлениям. Это работа с семьей и работа с самим подростком.
По мнению И.В. Дубровина, основной задачей социального педагога является совмещение воспитательной работы с решением острых жизненных проблем в семье, испытывающей на себе драматизм сложных социальных коллизий. Для укрепления взаимоотношений в семье социальный педагог разрабатывает рекомендации.
3,000 руб.
1. Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1./ Л. С.Алексеева, М. М.Плотник, А. С. Спиваковская, В. И. Ширинский– М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995. – С. 40.
2. Братусь Б. С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма/ Б. С.Братусь, П. И. Сидоров– М.: Изд-во МГУ, 1984.
3. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей/М.И.Буянов – М.: Просвещение, 1988. – С. 234.
4. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей/ Ю. В.Василькова, Т. А. Василькова– М.: Издат. центр «Академия», 1999. – С. 289.
5. Волкова Е. М. Трудные дети или трудные родители?/ Е.М.Волкова – М.: Профиздат, 1992. – С. 272.
6. Вроно Е. С. Трудные родители, несчастные дети/Е.С.Вроно // Семья и школа. – 1996.
7. Выготский Л. С. История культурного развития нормального и ненормального ребенка/Л.С.Выготский // Психология личности. – М.: Тексты, 1989. – С. 386.
8. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка/А.И.Захаров – М., 1990. – С. 432.
9. Кевля Ф. И. Социально-педагогическая поддержка семей и детей группы риска/Ф.И.Кевля // Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998. – С. 46.
10. Ковалев С. В. Психология современной семьи/С.В.Ковалев – М.: Просвещение, 1989. – С. 340.
11. Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – 2-е изд./Д.В.Колесов – М.: Педагогика, 1984.
12. Кочетов А. И., Верницкая Н. Н. Работа с трудными детьми: Кн. для учителя/ А. И. Кочетов, Н. Н. Верницкая– М.: Просвещение, 1986. – С. 198.
13. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений/Т.А.Куликова – М.: Издат. центр «Академия», 1999. – С. 238.
14. Ласточкина В. А., Якужева А. Н. Антиалкогольное воспитание учащихся средних, учебных заведений/ В. А. Ласточкина, А. Н. Якужева – М., 1987.
15. Макеева А. Г. Лысенко И. А. Долго ли до беды? Пед. профилактика детского наркотизма/ А. Г. Макеева, И. А.Лысенко – М.: Инка-Пресс, 2000. – С. 157.
16. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина/А.В.Мудрик – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – С. 256.
17. Патронг Д. П. Профилактика социальной дезадаптации учащихся/Д.П.Патронг // Сов. педагогика. – 1990. – № 5.
18. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений/И.П.Подласый – М.: Просвещение; Гуманит. изд. центр «Владос», 1996. – С. 476.
19. Селеванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина/В.С.Селеванов – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – С. 336.
20. Сидоров П. И., Митюхляев А. В. Ранний алкоголизм/ П. И.Сидоров, А. В. Митюхляев– Архангельск: Изд. АГМД, 1999. – С. 306.
21. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ./Н.Смелзер – М.: Феникс, 1994. – С. 487.
22. Смирнова Е. // Семья и школа/Е.Смирнов – 1987. – № 12.
23. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М. А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. – С. 320.
24. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. – С. 272.
25. Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для учителей и родителей. – 2-е изд., стереотип/В.Г.Степанов – М.: Изд. центр «Академия», 1998. – С. 324.
26. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учеб. Пособие/С.В.Тетерский – М.: Академический Проект, 2000. – С. 496.
27. Титаренко В. И. Семья и формирование личности/В.И.Титаренко – М.: Мысль, 1987. – С. 176.
28. Торохтий В. С. Психологическое здоровье семьи и пути его изучения/ В. С. Торохтий // Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1996. – № 3.
29. Турбовской Я. С. Парадоксы воспитания / Педагогический факультет/ Я. С. Турбовской– М.: Знание, 1984. – № 12.
30. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова– М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. – С. 432.
31. Харчева В. Г. Основы социологии: Учеб. для сред. спец. учеб. Заведений/В.Г.Харчева – М.: Логос, 1997. – С. 365.
32. Шершнева А. И. Безопасность человека/А.И.Шершнева – М., 1994.
33. Шульга Т. И., Олиференко Л. Я. Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьей: Метод. рекомендации специалистов/ Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко – М.: Благотворительный фонд «Слово» – ООО «Симс», 1999. – С. 20.
34. Шульга Т. И., Олиференко Л. Я. Методика работы с неблагополучной семьей: Из опыта учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков/ Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко – М.: Благотворительный фонд «Слово» – ООО «Симс», 1999. – С. 35.
35. Ягодинский В. Н. Уберечь от дурмана: Кн. для учителя/В.Н.Ягодинский – М.: Просвещение, 1989. – С. 96.
3,000 руб.