Актуальность исследования: человек, живущий в мире, познающий его – не бесстрастный созерцатель того, что происходит вокруг. Он действует в предметном мире, так или иначе изменяет его, воздействует на него и сам подвергается воздействиям, идущим от окружающих и своих собственных действий и поступков. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается. Характер и сила этого переживания и составляет эмоционально-волевую сферу человека.
В настоящее время существует масса исследований, посвящённых тревожности и самооценки личности, что создает достаточно четкие основания для дальнейшего понимания этой эмоции. Чаще всего, появление личностной тревожности у людей, в той или иной степени обусловлено возрастными особенностями развития и имеют временной характер. Если же состояние тревожности болезненно заострено или сохраняется длительное время, то это служит сигналом, признаком неблагополучия, говорит о физической или нервной ослабленности человека.
Проблемы самосознания и самооценки в настоящее время становятся самыми популярными в психолого-педагогической науке о личности. При анализе нарушений самооценки исследователи обычно концентрируют внимание на изучении ее уровня (неадекватно заниженного или завышенного), меньший интерес вызывает такой параметр самооценки как устойчивость, хотя на важность изучения этой переменной указывает целый ряд авторов.
Самооценка - оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других. Относясь к ядру личности, самооценке является важным результатом ее поведения. Различают ретроспективную, текущую и прогностическую самооценку, что соответствует оцениванию себя, своих поступков в прошлом, настоящем в будущем. Параметры самооценки: ее адекватность, обоснованность, диференцированность и рефлективность. Во многих исследованиях (Захарова А.В., Липкина А.И., Прихожан А.М. и др.) показано центральное место самооценки в структуре личности,
Несмотря ни на что, проблема самооценки и тревожности достаточно актуальна в настоящее время, проблема взаимосвязи данных показателей недостаточно четко определены, вследствие чего мы решили в своём исследовании обратиться к данной проблеме, так как она кажется нам наиболее интересной и актуальной и, раскрыв суть данного вопроса, мы сможем применить результат в практической деятельности психолога.
Актуальность, социальная значимость исследования определило выбор темы нашей работы: «Взаимосвязь самооценки и уровня тревожности».
Цель исследования: изучить проявления личностной тревожности как проблемы коммуникации жизни человека.
Объект исследования: тревожность как эмоциональное нарушение.
Предмет исследования: проявления личностной тревожности как проблемы коммуникации жизни человека.
Гипотеза исследования: Наша работа в данном исследовании строилась на предположении о том, что существует связь между уровнем тревожности детей подросткового возраста и самооценкой личности. Чем выше уровень тревожности, тем ниже самооценка подростков.
В исследовании перед нами были поставлены следующие задачи:
1.проанализировать научную литературу по теме исследования и охарактеризовать основные понятия тревожности, виды, особенности проявления тревожности;
2. рассмотреть понятие самооценки, выделить уровни и основные характеристики самооценки личности;
3.выявить взаимосвязь самооценки и тревожности детей подросткового возраста;
4.подобрать и апробировать методики по выявлению уровня тревожности и самооценки у группы подростков;
5.Проанализировать полученные в ходе экспериментального исследования результаты, провести статистическую обработку данных и выяснить влияние уровня тревожности на самооценку детей подросткового возраста.
Нами были подобраны следующие методики по выявлению уровня тревожности и самооценки у подростков:
1.Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилберга);
2. Методика С.А. Будасси (изучение самооценки).
Практическая значимость исследования заключается в том, что были подобраны методики по исследованию тревожности и самооценки подростков и была выявлена взаимосвязь даны показателей. Полученные результаты могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
База исследования: МОУ СОШ № 1327 г. Москвы. В исследовании принимали участие ученики 9 класса (20 человек).
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки 6
1.1Тревожность как эмоциональное нарушение. Виды, причины возникновения тревожности 6
1.2 Самооценка как психолого-педагогическое явление 10
1.3 Взаимосвязь уровня тревожности и самооценки 12
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки 17
2.1 Определение методов исследования 17
2.2 Проведение эксперимента и анализ полученных результатов 18
Заключение 25
Список литературы 27
Приложения 29
1,200 руб.
В результате проведения теоретического исследования, мы выяснили, что тревожность - сложное эмоциональное состояние, которое включает в себя несколько эмоций отрицательной модальности, основой то ого является страх (стыд, гнев, злость, застенчивость и т). Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Оптимальный уровень тревожности естественная и обязательная активность личности в деятельности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности это так называемая “полезная тревожность”
В процессе работы над теоретическим исследованием связи самооценки и тревожности подростков, мы проанализировали различные источники информации и пришли к выводу, что самооценка оказывает непосредственное влияние на все виды деятельности детей. Все авторы едины во мнении негативного влияния заниженной и сильно завышенной самооценки на психическое развитие, успешность обучения и интеллектуальное развитие и успешность деятельности подростка.
Нами было спланировано, организовано эмпирическое исследование. Мы выдвинули гипотезу о том, что существует прямая связь между самооценкой и тревожностью подростка: при высоком уровне тревожности отмечается низкая самооценка. Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы подобрали и апробировали методики по определению уровня самооценки и тревожности у группы подростков из 20 человек, обучающихся в 9 классе общеобразовательной школы.
Наше исследование нельзя назвать новым, но это не уменьшает важности проделанной работы. Мы смогли адаптировать выбранные методики именно на ту группу подростков, в которой ещё не проводилось подобное исследование.
Благодаря нашему эксперименту мы смогли подтвердить предположение, на котором основывалась наше работа. Выбранные методики помогли нам оценить уровень самооценки и тревожностью личности и при помощи статистических методов объяснить существующую связь между данными понятиями.
Таким образом, наша гипотеза о том, что существует связь самооценки и тревожности подростков, подтвердилась. Можем считать исследование завершенным, так как были выполнены задачи исследования, достигнута цель работы и доказана гипотеза исследования.
1,200 руб.
1.Абрамова Г.С. Практическая психология. - М.: изд. Центр «Академия», 1997г
2.Ананьев Б.Г.. О проблеме современного человекознания. М.: Наука , 1977 г., 380 с.
3.Антонова Г.П., Икунина З.И., Антонова И.П., Антонова Н.А. «Возрастная и педагогическая психология», М.2002
4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности, – М; мысль, 2000.
5.Астапов В. М. Тревожность у детей. – М.: ПЭР СЭ, 2001. С.41
6.Берн Э. Игры, в которые играют люди. (под. Ред. М.С. Мацковского.- М: Прогресс).1990г.
7.Бернс Р.. Развитие Я - концепции и воспитание. М.: Прогресс , 1986 г., с.422
8.Бернс Р. Я – концепция и Я – образы. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003г., 656 с.
9.Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М.: Прогресс , 1986 г.
10.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) М., Просвещение, 2001.
11.Брушлинский А.В.Проблемы психологии субъекта. М.,1994 г., 90 с.
12.Выготский Л. С. Собр. Соч.: в 6 т. М.,1992г
13.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999.
14.Джемс У.. Психология. М.: Педагогика, 1991 г., с.88
15.Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / под ред. И.В.Дубровиной. М., 1990.
16.Зимбардо Ф.. Формирование самооценки. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003г.
17.Кеттелл Дж. Интеллектуальные тесты и измерения. М., 1990.
18.Корнеева Л.Н.. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестник ЛГУ . 1989 г., Вып . 4 , с.91-96
19.Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, Л.А. Ярошевского. Ростов-на-Дону. 1999.
20.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.: ТЦ Сфера, Юрайт, 2001 г., 464 с.
21.Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 г., с.304.
22.Немов Р.С. Психология. М.:Владос, 2003 г., т .1, 688 с.
23.Немчинов Т. А. «Тесты, диагностики»,М.1999
24.Петровский А.В.. Введение в психологию. М., 1995 г., с.410
25.Пиаже Ж. Избр. психол. труды. М.: Просвещение, 1969.
26.Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. С.6
27.Психологический словарь под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика - Пресс, 2001 г., 440 с.
28.Психологическое тестирование / Раздел 7/ Личность: опросниковые методики/ Часть 1/ Тексты опросников/ Пенза, 1990 г., с.124
29.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. — М.: Педагогика, 1989. — т.1 — 488 с.; т.2 — 328 с.
30.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Речь; 2004 г.
31.Творогова Н.Д. Страх и тревожность. Психология. Лекции для студентов медицинских вузов. - М.: ВУНМЦ, 1998, с.271-275.
32.Тертель А. Л. Психология в вопросах и ответах: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 176 с.
33.Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда. /Психологический словарь (Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова)- М.: Педагогика-Пресс, 1999, с.385-386.
34.Тревога и тревожность /сост.В.М. Астапова –СПб., 2001.-256с
35.Шибутани Т. Социальная психология. М., 1991г.
1,200 руб.