Методологической основой данной работы являются работы Юнга К. Г., Фрейда 3., Адлера А., изучающие психологию души, как психологию воображения;; современные учения (Милис Д., Кроули Р., Гордон Д. и др.), работы Гилфорда, Торренса, Пономаренко, Богоявленской, Савенкова, Цыркуна.
Объект исследования данной курсовой работы: развитие творческих способностей в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: влияние специально организованного восприятия сказки на развитие творчества детей старшего дошкольного возраста.
Цель данного исследования – изучение проблемы развития креативных способностей дошкольников с помощью специально организованного восприятия сказки. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
- Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.
- Определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей.
- Определение основных направлений и педагогических задач по развитию креативных способностей в дошкольном возрасте..
- Выявление эффективности форм, методов и приемов развития креативных способностей путем использования сказок.
В данной курсовой работе мы применили следующие методы научно-педагогического исследования.
1. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
2. Диагностика творческих способностей детей.
3. Разработка комплекса формирующих воздействий, влияющих на развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.
. Таким образом, гипотеза в общем виде выглядит так: специально организованное восприятие сказки способствует развитию творчества детей старшего дошкольного возраста.
1,200 руб.
Введение
Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей в психолого- педагогической литературе 4
1.1. Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества 4
1.2. Понятие творческих способностей 9
1.3. Компоненты творческих способностей 13
1.4 Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей 21
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Роль сказки в развитии творческих способностей дошкольников 25
2.1.Основные виды сказок и жанры сказкотерапии 32
2.2. Механизмы воздействия сказок на развитие творческих способностей детей 36
2.3. Стратегии работы со сказкой 44
2.5. Условия успешного развития творческих способностей. 46
Психологический потенциал сказки 46
Выводы по 2 главе 59
Глава 3. Экспериментальное исследование влияния специально-организованного восприятия сказки на развитие творчества детей старшего дошкольного возраста 61
3.1. Организация и методы исследования. Характеристика состава испытуемых 61
3.2. Анализ результатов исследования. Тест креативности. 62
Заключение 70
ЛИТЕРАТУРА 72
1,200 руб.
Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок – дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69..
2. Алексеев К. И. Метафора как объект исследования в философии и психологии //Вопросы психологии. -1996. -№2. – с 73-85.
3. Белкин А. И. Биологические и социальные факторы. Формулирующие половую идентификацию /Соотношение биологического и социального в человеке (материалы к симпозиуму в г. Москве – сентябрь 1975 г.). – М., 1975, с 777-790.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с нем. Под общей редакцией д.ф.н. М. С. Мацковского. – СПб -М.: \"Университетская книга\" ACT. 1997 г.
5. Булашевич Т. С. Через дремучий лес к душевной гармонии и к гармонии с внешними миром //Журнал практического психолога. – 1997. -№6. -с 123-126.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк.: книга для учителя. – М.,: \"Просвещение\", 1991.
7. Гинзбург М. Р. Использование метафоры изменения при работе со старшими подростками //Психологическая наука и образование. -1997. – №1. – с 66-75.
8. Гордон Д. Терапевтические метафоры: оказание помощи другим посредством зеркала. – СПб.: \"Белый кролик\", 1995.
9. Граник Г. Г., Концевая Л. А. Восприятие школьниками художественного текста //Вопросы психологии. -1996. – №3. – с 43-52.
10. Жоль К. К. Мысль, слово, метафора. – Киев, 1994. Ю.Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.: (Серия \"Мастера психологии\")
11. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. – М.: \"Российское педагогическое агентство\", 1997.
12. Кон И. С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. – М.: Олимп; ООО \"Фирма \"Издательство ACT\", 1998.
13. Лук А.Н. Психология творчества. – Наука, 1978. 125 стр
14. Мартьяненко В.Ф. Введение в философию: Учеб. пособие для студентов высш. учеб, заведений – Мн.: БГУ, 1986 – 124. с.: ил.
15. Мелик-Пашаев А. А. Об источнике способности человека к художественному творчеству //Вопросы психологии. – 1998. – №1. – с 76-82.
16. Милис Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и \"внутреннего ребенка\". – М.: \"Класс\", 1996.
17. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки, – М.: Молодая гвардия, 1989. стр. 255-
18. Новиков Л. А. Искусство слова. – М., 1991.
19. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? – М.: \"Знание\", 1987
20. Осорина М. В. \"Черная простыня летит по городу\", или зачем дети рассказывают страшные истории //Журнал практического психолога. -1997. – №6. – с 105-112.
21. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теории и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. B.C. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2001. – 607 с.
22. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Издательство \"Наука\", 1976.-302с..
23. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986.
24. Пропп В. Я. Морфология сказки. 2-е из. – М., Наука, 1969.
25. Процесс конструирования метафоры как объект психологического исследования //Психологический журнал. – 1997. – №6. -с 121-128.
26. Психология и педагогика. Ученые записки ЛГУ, №224. Л.: Издательство ЛГУ, 1957.
27. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.
28. Сапогова Е. Е. Вниз по кроличьей норе: метафора и нонсенс в детском воображении //Вопросы психологии. -1996. – №2. – с 5-13.
29. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. Уч. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
30. Столяров A.M. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. – М: ВНИИПИ, 1988. – 126 с.
31. Телия В. Н. Метафора как модель смысло-производства и ее экспрессивно-оценочная функция //Метафора в языке и тексте. – М., 1988.-с 26-51.
32. Тихомиров O.K. Психология мышления. – М.: МГУ, 1984. – 270 с.
33. Трунов Д. Г. Использование метафор в психотерапевтической работе //Журнал практического психолога. -1997. – №1. – с 14-21.
34. Хасан Б. И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола //Вопросы психологии. – 1997. -№3. – с 32-39.
35. Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. Пер. с англ. Ю. М. Донца. Под общ. ред. В. В. Зеленского. – СПБ.: БСК, 1997.
36. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
37. Шелби Б. Открой своего ребенка с помощью тестов. – Тюмень,: \"Скорпион\", 1995.-с 10-21.
38. Эриксон Э. Идентичности: юность и кризис. – М. -1996.
39. Юнг К. Г. Архетип и символ.-М., 1990.
40. Юнг К. Г. Божественный ребенок: аналитическая психология воспитания. – СПБ – М.: \"Олимп\", ООО \"Издательство АСТ-ЛТД\", 1997.
41. Юнг К. Г. Собрание сочинений: конфликты детской души /Пер. с нем. – М.: Канон, 1994.
1,200 руб.