ГлавнаяГотовые работы Мышление и особенности его формирования у детей с проблемами в развитии

Готовая дипломная работа

на тему:

«Мышление и особенности его формирования у детей с проблемами в развитии»









Цена: 3,000 руб.

Номер: V34116

Предмет: Психология и педагогика

Год: 2007

Тип: дипломы

Отзывы

Айжамал 26.08.2020
Вас беспокоит автор статьи Айжамал из Кыргызстана,  моя статья опубликована, и в этом ваша заслуга. Огромная благодарность Вам за оказанные услуги.
Татьяна М. 12.06.2020
Спасибо Вам за сотрудничество! Я ВКР защитила на 5 (пять). Огромное спасибо Вам и Вашей команде Курсовой проект.
Юлианна В. 09.04.2018
Мы стали Магистрами)))
Николай А. 01.03.2018
Мария,добрый день! Спасибо большое. Защитился на 4!всего доброго
Инна М. 14.03.2018
Добрый день,хочу выразить слова благодарности Вашей и организации и тайному исполнителю моей работы.Я сегодня защитилась на 4!!!! Отзыв на сайт обязательно прикреплю,друзьям и знакомым  буду Вас рекомендовать. Успехов Вам!!!
Ольга С. 09.02.2018
Курсовая на "5"! Спасибо огромное!!!
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Ксения 16.01.2018
Спасибо большое!!! Очень приятно с Вами сотрудничать!
Ольга 14.01.2018
Светлана, добрый день! Хочу сказать Вам и Вашим сотрудникам огромное спасибо за курсовую работу!!! оценили на \5\!))
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Вера 07.03.18
Защита прошла на отлично. Спасибо большое :)
Яна 06.10.2017
Большое спасибо Вам и автору!!! Это именно то, что нужно!!!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!

Поделиться

Введение
Содержание
Заключение
Литература
Для человека свойственен высший познавательный процесс, название которому – мышление. В житейской практике мышление может ассоциироваться со здравым смыслом, интуицией... В действительности, оно не имеет ничего общего ни с тем, ни с другим. Оно представляет собой способность учиться, решать поставленную задачу. Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Оно порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.
Развитие мышления ребенка в системе начального образования является его необходимой составляющей в связи с резко возрастающим объемом научного содержания изучаемых дисциплин.
Мышление есть высшая форма отражения окружающей действительности. Мышление (если вспомнить наиболее краткое из определений, дающихся в общей психологии) есть обобщенное и опосредствованное словом познание действительности. Мышление дает возможность познать сущность предметов и явлений. Благодаря мышлению становится возможным предвидеть результаты тех или иных действий, осуществлять творческую, целенаправленную деятельность.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что во многих работах мышление характеризуется способностью к оперированию понятиями, суждениями и умозаключениями, а его развитие сводится к развитию логических приемов мышления (Г.П. Антонова, Н.Б. Истомина, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Л.И. Румянцева, Н.Ф.Талызина и др.).
Существует ряд работ, в которых на основе трудов П.Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л.В. Занкова, Ю.М. Колягина, А.А. Люблинской, И.Л. Никольской, А.А. Столяра, Д.Б. Эльконина и др. предлагается несколько иное определение понятия мышления. Мышление определяется как способность и умение ребенка младшего школьного возраста самостоятельно производить: простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение; составные логические операции: построение отрицания, доказывание как построение рассуждения, опровержение как построение рассуждения; использование для выполнения этих операций индуктивных и дедуктивных логических схем.
В самом определении умственной отсталости содержится указание на то, что первейшим ее признаком является нарушение познавательной деятельности. Именно это обстоятельство заставило создать для обучения умственно отсталых детей особую сеть школ. У умственно отсталого ребенка-дошкольника наблюдается крайне низкий уровень развития мышления, что, прежде всего, объясняется неразвитостью основного инструмента мышления — речи. Из-за этого он плохо понимал смысл разговоров членов семьи, содержание тех сказок, которые ему читали. Он часто не мог быть участником игр, так как не понимал необходимых указаний и инструкций; к нему все реже обращались с обычными поручениями, так как видели, что ребенок не может понять их смысл.
Проблема организации развития мышления детей с проблемами в развитии в педагогической, дефектологической и психологической теории до сих пор не нашла своего однозначного и общепринятого решения, однако одним из важнейших дидактических условий решения этой задачи является специально разработанная система заданий, ориентированная на обучение младших школьников приемам мышления.
Наибольшее противоречие в складывающейся ситуации состоит в том, что от ребенка, пришедшего в первый класс, уже сразу требуется достаточно высокий уровень развития логического мышления, необходимый для успешного усвоения программы. В этой связи довольно часто в последние годы при выявлении готовности будущих первоклассников к школе их проверяют на уровень развития логического мышления уже в процессе приема в первый класс. Низкий уровень этого развития может привести к отказу в приеме ребенка в классы с насыщенными программами обучения, в гимназические классы. Причина в том, что недостаточная развитость логической сферы первоклассника в течение первого года обучения создаст ему большие трудности в обучении, и трудности эти не уменьшатся с переходом в следующие классы, а будут увеличиваться.
Имеется ряд педагогических исследований (Ш.А. Амонашвили, А.В. Белошистая, В.В. Давыдов, Г. Доман, Н.Б. Истомина, М. Монтессори, И.Л. Никольская и др.), доказывающих, что при организации систематического педагогического воздействия на развитие мышления соответствующие интеллектуальные операции могут быть сформированы у ребенка в младшем школьном возрасте. Становление и активизация «сильного мышления» у ребенка интеллектуализирует его познавательную деятельность, делает ее активно-поисковой, формирует творческое и деятельностное отношение к действительности. Ребенок чувствует себя уверенно в различных отношениях с окружающим миром.
Изучение дефектологической и психолого-педагогической литературы дало основание сделать вывод, что, хотя проблема организации развития мышления детей с проблемами в развитии в дефектологической, педагогической и психологической теории до сих пор не нашла единого решения, практически все исследователи единодушны в том, что в практике обучения целенаправленная работа по развитию мышления младших школьников необходима и должна носить системный характер (А.В. Белошистая, Е.В. Веселовская, Н.Б. Истомина, Е.Е. Останина, А.А. Столяр, Л.М. Фридман и др.).
Многие исследователи отмечают, что целенаправленная работа по развитию мышления младших школьников, независимо от уровня развитости интеллекта, должна носить системный характер (Е.В. Веселовская, Е.Е. Останина, А.А. Столяр, Л.М. Фридман и др.). При этом исследования психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.) позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса развития мышления младших школьников зависит от способа организации специальной развивающей работы.
Анализ современных программ для специализированной начальной школы для детей с проблемами в развитии показал, что большинство из них содержат задания, направленные на развитие мышления школьника, но они не носят системного характера, часто используются в качестве необязательного материала. Часть заданий уже предполагает наличие у ребенка сформированных логических операций.
Таким образом, налицо противоречие между необходимостью развития мышления младшего школьника с проблемами в развитии и отсутствием доступной педагогу систематизированной коррекционно-развивающей программы, направленного на формирование и развитие мышления учащихся с проблемами в развитии. Данное противоречие обусловило проблему, разрешению которой посвящено данное исследование: «Мышление и особенности его формирования у детей с проблемами в развитии». Для эффективного развития мышления младших школьников с проблемами в развитии необходимо использовать специальную программу, включающую систему заданий, которую можно использовать в учебном процессе при изучении различных учебных предметов дополнительно к учебникам. При этом сама программа должна учитывать специфику интеллекта, восприятия и мышления детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии. Только в этом случае можно говорить о том, что она соответствует личностно ориентированному подходу к обучению.
Цель исследования – подбор, теоретическое и экспериментальное обоснование системы специальных заданий как средства развития мышления младших школьников с проблемами в развитии.
Объект исследования – развитие мышления младших школьников с проблемами в развитии в процессе обучения.
Предмет исследования – мышление и особенности его формирования у детей с проблемами в развитии.
В основу исследования была положена следующая гипотеза. У детей с проблемами в развитии отмечается нарушение всех психических процессов, в том числе и мышления. Развитие мышления младших школьников с проблемами в развитии это коррекционный педагогически управляемый процесс, эффективность которого зависит от направленности и содержательного наполнения специально разработанной системы заданий.
Под системой заданий понимается соответствующий отбор и систематизация заданий, созданных и апробированных в ходе исследования дидактических материалах.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили задачи исследования:
1. На основании анализа научной литературы по рассматриваемой проблеме рассмотреть охарактеризовать понятия исследования: мышление, виды и функции мышления, его роль в психической деятельности личности.
2. Дать сущностную характеристику детям с проблемами в развитии.
3. Проанализировать современное состояние проблемы развития мышления младших школьников с проблемами в развитии с целью выявления особенностей его развития.
4. Провести эмпирическое изучение особенностей мышления у детей с проблемами в развитии.
5. Обосновать специфику построения программы, необходимой для развития мышления учащихся с проблемами в развитии начальных классов.
6.Экспериментально проверить эффективность программы по формированию мышления у детей с проблемами в развитии.
Методологическую основу исследования составили: типология форм мышления, познания и систематизации научных знаний (П.В. Копнин); анализ научного способа мышления (М.К. Мамардашвили); теории развития мышления (А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн); теории развития мышления младшего школьника (В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже, Н.Ф.Талызина); теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин), теории развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков).
Для решения поставленных задач использовались взаимодополняющие методы исследования: методы теоретического исследования (теоретический анализ философских, психолого-педагогических исследований, сравнительный анализ учебных программ, учебников, учебных пособий), диагностический метод (тестирование), констатирующий и формирующий эксперименты, количественный и качественный анализ результатов проведенных экспериментов.
Экспериментальная база исследования. В эксперименте приняли участие ученики первых классов коррекционного образовательного учреждения VIII вида г. Москвы.
Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап (09.2006–10.2006) установочный – изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования; анализ и оценка современного состояния проблемы в теории и практике.
Второй этап (10.2006-11.2006) – экспериментальный – подбор диагностических методов для исследования мышления у детей с проблемами в развитии, проведение констатирующего эксперимента.
Третий этап (11.2006-12.2006) – обобщающий – анализ и описание результатов констатирующего эксперимента, подбор программы по развития мышления у детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии.
Четвертый этап (12.2006-01.2007) – проведение формирующего эксперимента и проверка эффективности подобранной программы посредством контрольного эксперимента. Подведение итогов и анализ результатов всего исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
-теоретически и экспериментально подобрана и обоснована программа для развития мышления учащихся начальных классов с проблемами в развитии;
-сформулированы психолого-педагогические принципы построения системы развития мышления младших школьников с умственной отсталостью.
Теоретическая значимость исследования:
-уточнено содержание понятий мышление, виды и функции мышления, его роль в психической деятельности личности;
-систематизированы представления о значимости и особенностях развития мышления младших школьников с проблемами в развитии, что является определенным вкладом в теорию коррекционно-развивающего обучения;
Практическая значимость работы заключается в подборе и систематизации программы, включающей систему специальных заданий, направленных на развитие мышления младших школьников с проблемами в развитии. Данная система может быть использована в учебном процессе в практике работы учителей начальных классов с разным предметным содержанием, а также при индивидуальной работе с учащимися, а так же применяться в процессе обучения детей с проблемами в развитии в специализированных учреждениях.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечена применением групп методов, отвечающих целям и задачам исследования; опорой на современные методологические и теоретические исследования в области педагогики и психологии; поэтапным построением эксперимента и его данными.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
3,000 руб.

Похожие работы:

Особенности формирования нравственного сознания у детей с нарушениями в психическом развитии 

Исследования отечественной педагогики в области нравственного воспитания охватывают эмотивную, когнитивную, ...

Роль информации в современной экономике и рынок информационный услуг. особенности формирования рынка информационных услуг в России 

Введение Актуальность темы. Экономическая информация состоит из всех объективных фактов и всех предположений, ...

особенности упражнений с мячом для детей дошкольного возраста  

Физкультурно-оздоровительное направление работы российских детских садов всегда составляло одну из наиболее ...

Поиск по базе выполненных нами работ: