Введение
Содержание
Заключение
Литература
Исследования отечественной педагогики в области нравственного воспитания охватывают эмотивную, когнитивную, конативную сферы, но обнаруживается отсутствие стройной системы как исходной позиции для структурирования синтетического поля достижений науки.. Проблема нравственного сознания рассматривается различными областями научного знания. Вопросы формирования нравственного сознания тесно переплетаются с рядом актуальных тем самой разнообразной проблематики, охватывающей широкий спектр направлений исследований в философии, этике, культурологии, праве, теологии, психологии, аксиологии и др. Плотная увязка педагогических аспектов проблемы формирования нравственного сознания с полем исследований со смежной проблематикой в вышеперечисленных науках делает достаточно сложной ее полноценное осмысление.
В психологии развитие нравственного сознания рассматривалось через диалектику взаимосвязи категорий значения и личностного смысла (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др.), развития представлений и понятий (Л.С. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), освоения детьми нормативного содержания морали (З.Я. Неверович, Н.Н. Поддъяков, С.Г. Якобсон и др.).
В отечественной педагогике различные аспекты формирования нравственного сознания детей младшего школьного возраста рассматривались в той или иной мере в контексте изучения следующих традиционных направлений: роли знаний о социальной действительности и морали в нравственном воспитании детей (С.А. Козлова, Я.З. Неверович, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и др.); роли гуманных чувств в формировании морального облика ребенка (Т.А. Владимирова, А.В. Запорожец, И.А. Княжева, Л.П. Стрелкова, С.А. Улитко и др.); возможностей разных видов деятельности в формировании нравственных качеств, отношений (Р.С. Буре, Л.В. Крайнова, В.Н. Давидович и др.); положения ребенка в группе сверстников (Т.А. Репина, О.М. Гостюхина, С.Г. Якобсон и др.); значимости норм и правил в регуляции ребенком собственного поведения (Т.П. Гаврилова, Т.И. Ерофеева, Е.А. Киянченко и др.); воспитания культуры поведения (С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, В.Г. Нечаева и др.).
Содержание ряда работ позволяет говорить о том, что вопросы формирования нравственного сознания, не являясь предметом специального изучения, находят свое отражение в структуре исследовательского материала как особо значимые характеристики развития личности ребенка.
Особое место в жизнедеятельности ребенка занимают формы его общения с окружающими, нормы и правила поведения в обществе людей. Особенно стоит отметить, что развитие нравственного сознания у детей младшего школьного возраста наиболее продуктивно происходит в игровой деятельности, так как именно игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эта линия культурного развития представляет особый интерес для специалистов. Постановка указанной проблемы в специальной психологии и педагогике нам представляется чрезвычайно актуальной, т.к. она не являлась до сих пор предметом специального исследования. С точки зрения теоретического и практического изучения важными представляются вопросы, касающиеся положительного содержания воспитательного потенциала той среды, в которой живут дети, ее влияния на формирование индивидуальных мировоззренческих установок развивающейся личности, т.к. несмотря на огромное влияние образования, все же младший школьный возраст в психологии отмечается как особый период формирования социальной идентичности, усиления ориентации на личностные образцы с социально-нормативным содержанием.
Взаимоотношения рождаются между детьми во время игры, совместной трудовой деятельности, на занятиях и т.д. Между детьми обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Игра – во многом, самая любимая деятельность детей. Это их образ жизни, ориентированный на жизненно важные потребности развития. Ребенок в своем развитии проходит несколько стадий и на некоторых из них (например, дошкольный возраст) игра выступает ведущим видом всей деятельности. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Признание ролевой игры как ведущей деятельности младшего школьного возраста, т.е. деятельности, позволяет рассматривать игру как универсальное средство оптимизации психического развития, как деятельность, в контексте которой правомерно ставить и эффективно решать коррекционные задачи. Игра выделяет и моделирует социальные отношения с помощью игровых действий, ролей, игровых предметов и замещения.
Несмотря на множественность подходов к исследованию проблемы нравственного воспитания детей, остаются недостаточно выясненными механизмы становления и развития начал их нравственного сознания у детей в ходе ролевой игры, не в полной мере выявлены ресурсы для совершенствования содержания и технологии его формирования.
Очевидная социальная актуальность и педагогическая значимость проблемы формирования начал нравственного сознания детей обусловили выбор темы настоящего исследования «Сюжетно-ролевые игры в нравственном воспитании младших школьников».
Объект исследования - нравственное становление детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – процесс нравственного воспитания детей в процессе сюжетно-ролевой игры.
Цель исследования – изучение особенностей формирования начал нравственного сознания у детей 7 – 9-го года жизни в ходе сюжетно-ролевой игры.
В соответствии с определенной темой целью были поставлены следующие задачи исследования:
1.определение проблемы нравственного развития личности, выявление механизмов нравственного самовоспитания;
2.выявление направлений развития теории и методики воспитания нравственных качеств у детей;
3.определение значения сюжетно-ролевой игры в развитии младшего школьника.
4.проведение экспериментального исследования значения ролевой игры как средства нравственного воспитания младшего школьника;
5.подбор и апробирование методики нравственного развития младших школьников средствами сюжетно-ролевой игры;
6.выявление динамики развития нравственного сознания младших- школьников после проведения специально подобранной методики.
Гипотеза исследования. Наше исследование строится на предположении о том, что у некоторых детей младшего школьного возраста отмечается невысокий уровень нравственного развития, который при правильном подборе и проведении коррекционной работы по формированию нравственных качеств средствами сюжетно-ролевой игры будет повышаться.
Методика и процедура исследования: терминологический метод, теоретический анализ педагогических идей, явлений, фактов; разработка концепции и средств ее реализации; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); педагогическое наблюдение, исследовательские беседы, изучение документации образовательных учреждений, анкетирование и др.
База исследования: МОУ СОШ № 1382 г. Москвы. В эксперименте принимали участие 10 детей, учащиеся 2 «А» класса.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения значения сюжетно-ролевой игры как средства нравственного воспитания младшего школьника 7
1.1Проблема нравственного развития личности. Механизмы нравственного самовоспитания 7
1.2Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей 13
1.3Значение сюжетно-ролевой игры в развитии младшего школьника 16
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Экспериментальное исследование значения сюжетно-ролевой игры как средства нравственного воспитания младшего школьника 21
2.1Определение методов исследования и проведение констатирующего эксперимента 21
2.2Методика нравственного развития младших школьников с использованием сюжетно-ролевой игры 26
2.3Проведение контрольного эксперимента 29
Выводы по главе 2 32
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения 38
1,200 руб.
Знание и готовность действовать в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, радости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств составляет понятие нравственность. Без нее человек не может жить среди других людей.
Чтобы ребенок понял объективное значение передаваемых ему норм и требований, необходимо вызвать у него соответствующее эмоциональное отношение и помочь ему реализовать это отношение в практическом опыте. Наибольшие возможности для этого создаются в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, в процессе которой дети начинают не только осознавать, но и переживать необходимость выполнения нравственных норм для достижения успеха всеми участниками.
Особое место в жизнедеятельности ребенка занимают формы его общения с окружающими, нормы и правила поведения в обществе людей. В младшем школьном и дошкольном возрасте это игра. Именно в игре происходит становление и развитие нравственного сознания ребенка.
Оптимизировав опыт исследователей, психологов и педагогов мы выяснили, что основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
В нашей работе, на основании полученных теоретических данных, мы определили проблемы нравственного развития личности, выявили механизмы нравственного самовоспитания; рассмотрели направления развития теории и методики воспитания нравственных качеств у детей; и определили значения ролевой игры в развитии младшего школьника.
После этого был организовано и проведено экспериментальное исследование значения сюжетно-ролевой игры как средства нравственного воспитания младшего школьника. Полученные результаты показали, что уровень нравственного развития детей недостаточно высок, на основании чего были подобраны методы формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Для выявления эффективности подобранной программы мы провели контрольное обследование уровня нравственного развития младших школьников, в результате которого была выявлена положительная динамика в уровне нравственного развития детей. Таким образом, нами были выполнены поставленные в начале исследования и достигнута первоначальная цель.
Перспективы дальнейшего обращения к проблеме формирования начал нравственного сознания младших школьников могут быть представлены рядом возможных направлений: уточнение возрастных и индивидуальных особенностей развития начал нравственного сознания детей младшего школьного возраста; пересмотр возрастных возможностей освоения современными школьниками нравственных представлений, понятий и др.; изучение интеграции, дифференциации и преемственности содержания формирования начал нравственного сознания дошкольников и младших школьников; обновление содержания социально-нравственного воспитания младших школьников и разработка стандарта школьного образования как результата осмысления обществом необходимости выработки национальной нравственной идеи, а также единых, общечеловеческих взглядов на проблему добра и зла и др.
В заключении следует отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что у детей отмечается невысокий уровень нравственного развития, который при правильном подборе и проведении коррекционной работы по формированию нравственных качеств с применением сюжетно-ролевых игр будет повышаться. Полученные в ходе эксперимента результаты стали подтверждением данного предположения.
1,200 руб.
1.Акмамбетов Г.Г. Проблема нравственного развития личности – Алма-Ата, 1971 – с. 82.
2.Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.
3.Богданова О. С, Петрова В. И. Воспитание культуры поведения учащихся 1-1-11 классов. М., 1972, с. 162
4.Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.
5.Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979.
6.Буре Р. С., Костелова Л. Д. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей//Ярославском педагогическом вестнике. 2000. № 2.
7.Выготский Л.С. Собрание соч. Т. 5. – М., 1983.
8.Давидович В.Н. Формирование положительного взаимовлияния детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе совместной продуктивной деятельности. Дис. …канд.пед.наук - М., 1994. – 166 с.
9.Дробницкий О.Г.Проблемы нравственности.-М.: Просвещение,1977.
10.Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 1998. № 9-10.
11.Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Изд-во Ростовского ун-та, 1983.
12.Липкина А.И. Психология ребенка и формирование нравственных компонентов его мировоззрения //Вопросы психологии 1980. № 1. С. 11 – 21
13.Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.
14.Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 1984.—256с.
15.Немов Р.С. Психология: Учебн. пособие дя студентов высш. пед. уч. заведений. В 3 кн.: Т. 1. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000.
16.Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6.
17.Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников. - М.: Просвещение, 1981.
18.Рубинштейн С.А. Проблемы обшей психологии. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1976. - 416с.
19.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ.сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 288с.
20. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности – М.: Политиздат, 1986 – с. 11.
21.Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1. Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 304 с.
22.Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М., 1962, с. 44-45.
23.Стрежнева Т.В. Учебно-методическое пособие по курсу «Этика». – Мн.: МИТСО, 2003. – 80 с.
24.Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 2000. – 544 с.
25.Структура личности и некоторые закономерности формирования ее сознания – Томск, 1979 – с. 57.
26.Уледов А.К. Нравственное воспитание. - М.: Мысль, 1979.
27.Урунбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки. - Алматы: Казгосиздат, 1999.
28.Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1985. № 6. С. 26—38.
29.Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 1983.
30.Хрестоматия по детской психологии//Под ред. Г. В. Бурменской. М., 1996.
31.Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - 360 с.
32.Эльконин Д. Б. Детская психология. Учебное пособие для вузов. Издательство: Академия. 2007.-384с.
1,200 руб.