Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Имеются представления о том, что агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а также о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой.
Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи. Агрессия \"доброкачественная\" (настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля, амбиции), агрессия \"злокачественная\" (насилие, жестокость, наглость, хамство, нахрап, зло) и собственно агрессивный, деструктивный тип агрессии (по Фромму).
Деструктивная агрессия всегда ассоциировалась с таким философско-нравственным понятием как зло. Дискуссии о том, является ли зло имманентным для человека, или он по природе своей добр, продолжались в течение многовековой истории человечества. Уже в древнейшей философии присутствуют полярные точки зрения по этому вопросу. Китайский философ Сюн-цзы считал, что человек имеет \"злую природу\". Другой китайский философ Мэн-цзы провозгласил идею о том, что все люди рождаются добрыми или, по меньшей мере, нравственно нейтральными, а затем воздействие порочных общественных факторов может привести к тому, что человек станет злым. Философ был убежден, что раз человек по своей природе добр, то, следовательно, принуждать его к совершению зла значит принуждать к совершению противоестественного.
Подобную идею высказал и продолжил 19 столетий спустя Жан-Жак Руссо.
По мнению Lewis DO, в отличие от некоторых биологических видов, таких, как специально выведенные агрессивные грызуны, ни одна из этнических, расовых или религиозных групп не показала себя врожденно более агрессивной, чем другие (хотя на протяжении истории, народ той или иной страны периодически проявлял себя в этом отношении отличным от прочих). Социальные и биологические науки пришли к тому, что, возможно, наиболее важное влияние на формирование и развитие агрессивного поведения оказывают средовые факторы. К таковым можно отнести порочное воспитание, включающее физические наказания, моральное унижение, социальную и сенсорную изоляцию, табу на эмоциональные проявления, а также такие мега-факторы как скученность (небывалое увеличение плотности населения). Природа человеческой агрессии с трудом поддается анализу. Поведение и Джека Потрошителя, и Джона Д. Рокфеллера можно считать агрессивным, однако, разница между ними огромна
750 руб.
Способность к межличностным контактам требует, прежде всего, эмпатии.
Эмпатия есть понятие, обозначающее способность к аналоговой, опосредованной функции лимбической системы, обработке информации, исходящей извне, ее расщеплению, и выработке стратегии и тактики поведения для получения наибольшей выгоды путем установления обратной связи прогноза последующих событий. Эмпатия не есть что-либо застывшее, но процесс в результате которого происходят межличностные контакты, в результате которых человек способен удовлетворять (в рамках социума) свои витальные и др. потребности, в том числе и высшие. В результате общения происходят изменения и в нейрохимическом статусе каждой из общающихся сторон. Если функция лимбической системы нарушена, автоматически нарушается и способность к эмпатии. Получается порочный круг. Чем более высока у человека способность к эмпатии, тем более он будет стремиться к общению, и, таким образом, эти способности станут еще большими, и наоборот. Человек с низкими эмпатическими способностями будет избегать общения, в результате чего у него будет страдать процесс идентификации и, таким образом, его витальные потребности удовлетворены не будут. Такие люди склонны к интроспекции и, как правило, склонны к морализаторству болезненной саморефлексии и, как это называет ряд авторов, снижением чувства собственной достоверности, чувством внутренней пустоты, мертвенности, смерзлости и рассуждательству, а также обладают низким аффективным фоном (дистимией). К чему ведет сенсорная и эмоциональная депривация известно — частенько к психозу. Такие субъекты рациональны, так как их мышление лишено эмоционального достаточного обеспечения. Порой под влиянием внешних обстоятельств стрессового характера они переходят на другой более высокий уровень экзистенции. После чего у них появляется чувство собственной ущербности, т. к. они познали другой более высокий экзистенциальный уровень.
Тогда, как та крыса, нажимающая на рычаг, они стремятся вновь повысить свой низкий эмоциональный уровень путем приятия психотропных таблеток, участия в различных опасных, связанных с риском делах и т. п.
В своей работе \"Заметки об отношении комплекса неполноценности к комплексу вины\" (1938) Александер разграничивает психологию чувства вины и психологию чувства неполноценности, т. е. стыда. В психоаналитической литературе той поры термины вина и стыд использовались как взаимозаменяемые; Александер показал, однако, что они имеют различное эмоциональное содержание и совершенно противоположные функциональные результаты. Чувство вины — это реакция на какое-либо неправильное действие, совершенное или замысленное по отношению к другому, что вызывает стремление получить наказание. Виновный человек, таким образом, ищет наказания; далее, его вина, тормозя дальнейшую агрессивность, имеет парализующий эффект. Такая реакция наиболее наглядным образом просматривается у депрессивных больных, заторможенных и отсталых, обвиняющих себя в греховности. Стыд, с другой стороны, — это реакция на, ощущение слабости, неумелости, униженности по отношению к другим. Психологическая реакция на стыд противоположна реакции на чувство вины: она стимулирует агрессивность. Чтобы избавиться от стыда, индивид должен доказать, что он не слаб, что он может победить того, кто его опозорил. Стыд — настолько примитивная реакция, что проявляется даже у животных; но чувство вины может возникнуть лишь тогда, когда у индивида развита совесть, то есть — иначе — когда он осознает и принимает моральные ценности своего круга. Враждебные, агрессивные, отчужденные импульсы вызывают чувство вины; оно, в свою очередь, подавляет возможность человека утвердиться в соревновании с другими. Невозможность самоутвердиться тормозит успешное соревнование с другими, парализует агрессивность и враждебность, которыми впоследствии будут также подавлены чувством вины. Таким путем создается замкнутый круг, лежащий в основе многих невротических расстройств.
Так, Япония является страной, базирующейся на культуре стыда, в то время как США — типичный представитель культуры вины. Как иллюстрирующий факт, за 1980 г. в США произошло 10728 убийств (население 220 млн. человек), в то время как в Японии было зарегистрировано 48 случаев (население 120 млн. человек). Риск подвергнуться насильственному нападению в Нью-Йорке в 200 раз выше, чем в Токио. Эйбл-Эйбесфельд трактует подобные факты существованием так называемого \"культурального корсета\".
Можно прийти к выводу, что к формированию деструктивного агрессивного поведения могут приводить те или иные особенности тесного взаимодействия между биологическими и социально-средовыми факторами.
750 руб.
1. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа. — М., 1995.
2. Антонян Ю. М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология. — М., 1991.
3. Докинз Р. Эгоистичный ген. — М.: Мир.
4. Лоренц К. Агрессия. — М., 1994.
5. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. — Киев, 1995.
6. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. — М., 1993.
7. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994.
8. Это человек (философская антропология). — М., 1995.
9. Ясперс К. Общая психопатология. — М., 1997.
10. F. A. Elliot Violence: A Product of Biosocial interactions. The Bulletin of the American Academy Of Ps.
11. Lewis DO, Moy E, Jackson LD: Biopsychological characneristics of children who later murder. Am J. of Psych.
750 руб.