К концу XV – началу XVI вв. в большинстве стран Западной Европы происходит быстрое разрушение основ феодального общества, его устоев и традиций. Начальный период этого процесса характеризуется ярким расцветом новой культуры. Этот период обычно называют эпохой Возрождения. Название это первоначально означало возрождение к жизни античного наследия, которое в средние века было забыто. В XV – XVI вв. интерес к нему быстро возрастает, оно усиленно изучается, на произведения античного искусства и науки смотрят как на образцы. Этот интерес появился уже у Данте, свидетельствуя о ростках новой культуры. Однако важнее позднейший, переносный смысл того же названия: возрождение (после длительного средневекового застоя) творческой активности человека в самых разнообразных областях — в экономике и технике, в политической жизни, в исследовании земного шара и природы, в поэзии и искусстве. Вся эта кипучая деятельность была порождена быстрым ростом производительных сил и борьбой против феодальных отношений, ставших тормозом для их развития.
Переворот в экономике, связанный с великими географическими открытиями, развитие мореплавания, торговли, зарождение крупной промышленности вызывают рост новой культуры. Благодаря заморским путешествиям кругозор человека расширяется, завязываются широкие культурные связи. Распространяется книгопечатание. Ознакомление с земным шаром, а затем открытие Коперником закона вращения Земли рушат всю систему схоластических представлений о мире. Возникает интерес к познанию природы, появляются ростки научного мировоззрения.
500 руб.
1. Концепция человека в ренессансной культуре2. Проблема зла в человеке в эпоху Ренессанса3. Взгляды Шекспира на мир и человека3.1. Доброе — злое (“Макбет”, “Король Лир”, “Гамлет”)3.2. Злое
500 руб.
Почему нам близок Шекспир? Потому что время, в которое он жил, — это наше страшное время. Террор, междоусобицы, беспощадная борьба за власть, самоуничтожение, “огораживание” Англии XVII века — это наш “великий перелом”, наша “перестройка”, наш переход к эпохе первоначального накопления. Впрочем, у Шекспира все это “спрятано”, он не любил говорить, что его предки теряли землю, а он ее приобретал, он не распространялся о гонениях на крестьян, он был поэтом, писавшим страсти человеческие.
Шекспир — это вневременность и внеисторичность: прошлое, настоящее и будущее у него — одно. По этой причине он не устаревает и не может устареть. Вот почему сегодня мы прочитываем все, что он написал, как сказанное о нас.
Шекспир — это он сам, но и все интерпретации Шекспира — это обязанная Шекспиру культура, о которой он не подозревал. Гений — это семя, божественный ген, мистическая сила, реликтовый взрыв, рождающий огромные расширяющиеся миры, это космическая иррадиация, вселенское поле, в котором находятся миллионы негениев, поле, которое питает их человечность.
Тайна Шекспира — это тайна предела человеческих возможностей, тайна высшего творчества, тайна “Божьего дара”. Разгадывать эту тайну будут столько, сколько просуществует человечество. Ибо Шекспир и есть человечество в миниатюре.
500 руб.
1. Гарин И. И. Пророки и поэты: Т. 6. — М.: Терра, 1994.
2. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения.// Сост. А. А. Тахо-Годи. — М.: Мысль, 1998.
3. Урнов М. В. Вехи традиции в английской литературе. — М.: Худож. лит., 1986.
4. Шведов Ю. Ф. Эволюция шекспировской трагедии. М.: Искусство, 1975.
5. Энциклопедия литературных героев. — М.: Аграф, 1997.
500 руб.