ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что, поняв механизм формирования творческих способностей человека, мы сможем влиять на эффективность приемов и методов обучения, на то, как часто применять средства активизации деятельности. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.
Важным является вопрос о развитии умственных способностей человека, об его одаренности. И самое главное, какое влияние на эти способности оказывает развитие творческого потенциала ребенка, каким образом психологически правильно развивая воображение, обогащая духовный и культурный уровень можно достичь качественного улучшения процессов воображения.
Ускорение научно-технического прогресса зависит от количества и качества творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте.
Проблема развития способных детей сейчас имеет очень большое значение. Многие деятели современной науки выделяют личностный фактор как единственный, благодаря которому человечество может двигаться вперед. Поэтому как за рубежом, так и у нас в стране, разрабатываются новые программы развития талантливых детей и подростков, дающие им возможность как можно раньше начать реализовывать свой потенциал. Но, по-настоящему хорошие методики могут быть разработаны только на основе твердой теоретической базы, после того как проблема будет всесторонне изучена и будут сформированы теоретические положения в рамках единой психолого-педагогической концепции.
Проблемой творческих способностей занимались Н.С. Лейтес, Р.С. Матюшкин А.М., Дж. Гилфорт, П. Торренс, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, Э.Де Боно, Дж. Рензулли и др.
Цель исследования: теоретически обосновать и провести работу по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: творческие способности младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей у младших школьников возможно при проведении коррекционной работы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Определить методики диагностики творческих способностей.
3. Выявить особенности развития творческих способностей младших школьников.
4. Разработать программу развития творческих способностей младших школьников.
5. Провести работу по развитию творческих способностей младших школьников.
6. Проанализировать результаты исследования.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Проведение психолого-педагогического исследования по методикам:
a) Краткий тест творческого мышления П. Торренса;
b) Тест на изучение задач на воображение;
c) Методика «Матрица Равена».
3. Методы математической статистики.
База исследования: школа №136 г. Челябинска 1А и 1Б классы в количестве 49 человек.
3,000 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..…...3
ГЛАВА I. Развитие творческих способностей детей
младшего школьного возраста как психолого-
педагогическая проблема………………………………………...6
1.1. Понятие творческих способностей в психолого-
педагогической литературе…………………………………….…6
1.2. Особенности развития творческих способностей
у младших школьников……………………………………….….15
1.3. Развитие творческих способностей детей младшего
школьного возраста ………………………………………………25
ГЛАВА II. Диагностика творческих способностей детей
младшего школьного возраста…………………………………...34
2.1. Организация и методы исследования……………………….34
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов
констатирующего исследования …………………………………40
ГЛАВА III. Развитие творческих способностей у детей
младшего школьного возраста…………………………………..47
3.1. Программа развития творческих способностей
младших школьников…………………………………………….47
3.2. Анализ результатов формирующего исследования……….51
ЗАКЛЮЧЕНИЯ…………………………………………….…….58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..…61
3,000 руб.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать.- М.: МПСИ, 2004.-144с.
2. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: Издательство Буковского, 1994.-60с.
3. Большая Советская Энциклопедия: изд. в 30т.-М.: Мир./Отв. ред. А.М. Прохоров, 1978.-Т.5.
4. Богоявленская Д.Б. Одаренность: Рабочая концепция. - М.: Знание, 1998.-102с.
5. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество//Вопросы психологии. – 1990.- №4. –С.5-9.
6. Выготский Л.Н. Воображение и его развитие в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997.-92с.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя.-М.:Просвещение, 1991.-157с.
8. Гильбух Ю.3. Внимание: одаренные дети.-М.:Знание, 1991.-120с.
9. Гильбух Ю.3., Гарнец О.Н., Коробко С.Л. Феномен умственной одаренности// Вопросы психологии.-1991.-№4.-С.10-18.
10. Годфруа Ж. Психология: изд. в 2 т.-М.:Мир, 1992.-Т.1.
11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.-СПб.:Питр Ком, 1999.-252с.
12. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994.-157с.
13. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения//Вопросы психологии.-1980.-№2.-С.25-27.
14. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей// Дошкольное воспитание.-1967.- №12.-С.73-75.
15. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.
16. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения//Вопросы психологии. -1993.- № 2.-С. 54-58.
17. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2т.-М.: Просвещение, 1986.
18. Клименко В. В. Психологические тесты таланта.-Харьков: Фолио, 1996.-58с.
19. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании.-М.: Издательство МГУ, 1979.- 96с.
20. Крылов Е. Школа творческой личности//Дошкольное воспитание. -1992.-№ 7.-С.11-20, №8.–С.12-19.
21. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей//Дошкольное воспитание.-1995.-№9.-С.52-59, №10.-С.62-69.
22. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993.- 56с.
23. Лейтес Н.С. Легко ли быть одаренным?//Семья и школа, 1990.- №6. -С. 34-42.
24. Лейтес Н. С.Воспоминания, размышления, беседы// Психологический журнал.-1992.-Т.13, №1-С.147-165.
25. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды.- М.: МПСИ,2003.-250с.
26. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности.- М.: Просвещение, 1960.-170с.
27. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание,1984.-121с.
28. Лейтес Н.С. Судьба вундеркиндов//Семья и школа, 1990.- №12.- С. 12-16.
29. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-193с.
30. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978.-125с.
31. Лосева А.А. Психодиагностика одаренности.- М.: Трикста, 2004.-176с.
32. Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности//Вопросы психологии.-1994.-№5.- С.86-95.
33. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. - Рига: Эксперимент, 1994.-62с.
34. Нестеренко А. А. Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета. - 1993. -32с.
35. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки, - М.: Молодая гвардия, 1989. -299с.
36. Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994.-79с.
37. Одаренные дети. /Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого.- М.: Прогресс.- 1991.
38. Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены// Общественные науки за рубежом. Р.Ж. Серия Науковедение,1968.-№4.-С.32-39.
39. Основные современные концепции творчества и одаренности//Под. ред. Д.Б. Богоявленской. М: Академия, 1997.-434с.
40. Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике// Дошкольное воспитание. -1989.- №6.–С.69-72.
41. Полуянов Д. Воображение и способности. -М.:3нание, 1985.-50с.
42. Пономарев Я.А. Психология творения.- М.: Наука, 1972.
43. Проблема развития познавательных способностей/Под ред. Н.А. Менчинской.- М.: Педагогика, 1983.-270с.
44. Проблемы способностей в советской психологии. Межвузов. сб. науч. тр.- Л: ЛГПИ, 1984.-385с.
45. Развитие и диагностики способностей/ Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова.- М.:Наука,1991.
46. Ратанова Т.А. Диагностика способностей детей: Учебное пособие,-2-е изд.,-М.:МПСИ: Флинта,2003.-168с.
47. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. №3.-С. 24-28.
48. Савенков А.И. Одаренный ребенок, особенности психического развития //Магистр. 1997. №5.- С.5-8.
49. Способности и склонности/ Под ред. Э.А. Голубевой.- М.: Педагогика,1989.
50. Стернберг Р. Учись думать творчески/Р. Стернблерг, Е. Григоренко // Основные современные концепции творчества и одаренности/ Под ред. Д.Б. Богоявленской.- М.,1997.- С. 186-213.
51. Теплов М. Б. Избранные труды.: В 2-х т., Т.1.-М.: Педагогика, 1970.- 370с.
52. Туник Е.Е. Тест Е. Торренса: Диагностика креативности.-СПб.: ГП «Иматон», 1998.
53. Урбан К.К. Поощрение и поддержка креативности в школе //Иностранная психология.-1999.-№11.-С.41-51.
54. Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников.-М.: Академический Проект,2004.-144с.
55. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности: Избранные труды.- М.:Ин-т практ. Психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
56. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб. науч. тр.- Свердловск.: СИПИ, 1990.
57. Фримэн Дж. Ваш умный ребенок.- М.: Семья и школа,1996.-621с.
58. Фримен Дж. Обзор современныхпредставлений2 о развитии способностей // Основные современные концепции творчества и одаренности/ Под ред. Д.Б. Богоявленской.- М., 1997.- С. 371-399.
59. Фримен Дж. Одаренные дети и их образование: Обзор международных исследований// Иностранная психология.- 1999.- №11.- С.10-18.
60. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков// Основные современные концепции творчества и одаренности/ Под ред. Д.Б. Богоявленской.- М.,1997.- С.243-264.
61. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности.- СПб.: Питер, 1997.-212с.
62. Цукерман Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности // Вопросы психологии.- 1999.- №6.- С. 3-18.
63. Чудновский В.Э. Одаренность: дар или испытание/ В.Э. Чудновский, В.С. Юркевич.- М.: Знание, 1990.
64. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения.- М.: АО «Столетие», 1995.
65. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей/Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова.-М.,1991.- С.7-21.
66. Шадриков В.Д. Способности человека// Основные современные концепции творчества и одаренности/ Под ред. Д.Б. Богоявленской.- М., 1997.- С.24-38.
67. Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология».- М.: МПСИ,2002.- 144с.
68. Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследовыания. – Киев: Книгоспилка, 1926.
69. Шумакова Н.Б. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников/Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова, Н.П. Щербо// Вопросы психологии.-1991.-№1.- С.27-32.
70. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей.- М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.
71. Шуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. М. Новая школа, 1994.-251с.
72. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г., Вдовина В.В. \"Поваренная\" книга воспитателя. - Норильск, 1994.-50с.
73. Щебланова Е.И. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных и творческих способностей детей 6-7 лет/ Е.И. Щебланова, И.С. Аверина, Е.Н. Задорина//Вопросы психологии. 1994.-№4.- С. 143—146.
74. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники: их проблемы и особенности// Школа здоровья.- 199.-№3.- С. 41-51.
75. Щебланова Е.И. Диагностика одаренности младших школьников // Школа здоровья. – 1999.- №1.-С. 26-37.
76. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики.-М.:МПСИ,2004.-368с.
77. Эльконин Д.Б. Проблемы психодиагностики// Избр. Психол. Тр.- М., 1989.- С.281-305.
78. Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. М. Знание, 1991.-78с.
79. Юркевич В.С. О «наивной» и «культурной» креативности// Основные современные концепции творчества и одаренности/Под ред. Д.Б. Богоявленской.- М., 1997.- С.127-142.
80. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность.- М.: Просвещение, 1996.-202с.
3,000 руб.