Введение
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека.
Данный возрастной период рассматривается в психологии как кризисный. У детей, впрочем как и у окружающих их взрослых, наступает так называемое «трудное время» - быстрый рост, половое созревание и не всегда эмоциональная сфера может перестроиться так же быстро как и физическая. Не все родители могут понять сразу, что их ребенок становится более взрослым, и продолжают его так же тщательно опекать и лелеять. Дети, в свою очередь, с присущим им максимализмом и желанием свободы отвергают эту опеку. Это становится причиной множества конфликтов в социальный среде, в которую вступает ребенок.
Процесс развития личности подростка обусловлен перемещением центра духовной и физической жизни ребенка из дома во внешний мир, переход в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы.
Подросток не может определить свое «Я», и у него появляются симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и куда идет. Подобная путаница ролей часто приводит подростков в группы правонарушителей, наркоманов, алкоголиков. Однако отрицательное прохождение кризиса подросткового возраста еще не означает, что человек останется неприкаянным на всю последующую жизнь, а тот, кто обрел ясные представления о своем «Я», не будет разочарован в столкновениях с жизнью.
Вот почему задача взрослого, помочь ребенку обрести себя в этом огромном мире, сформировать у него адекватную самооценку.
Без адекватной самооценки невозможно представить себе всестороннее развитие личности, ведь самооценка представляет собой оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Подростковый возраст является сензитивным для формирования целостного образа Я, основным компонентом которой является самооценка.
Целью деятельности педагога в этом направлении является создание условий для проявления у подростков инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, что достигается посредством театрализованной деятельности.
Проблемой изучения формирования адекватной самооценки подростка в процессе театрализованной деятельности на разных этапах занимались такие ученые, как Ш. Бюлер, Д.И. Фельдштейн, Л.А. Головей, И.С. Кон, И.К. Кузнецова, Г.А. Цукерман, Ремшмидт Х., Прихожан А.Н. и многие другие.
Актуальность данной темы обусловлена острой практической необходимостью определить место драмотерапии в развитии личности подростка.
Исходя из актуальности, недостаточной изученности данной темы, в качестве проблемы нашего исследования мы предлагаем рассмотреть драмотерапию как ведущий метод формирования адекватной самооценки подростка.
Цель – разработать и экспериментально апробировать серию занятий по драмотерапии для формирования адекватной самооценки подростков.
Объект исследования – процесс формирования адекватной самооценки подростков.
Предмет исследования – драмотерапия как одно из основных средств развития личности подростка.
В качестве гипотезы нашего исследования мы выдвигаем следующее предположение: эффективность процесса формирования адекватной самооценки подростка обеспечивается посредством драмотерапии.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Анализ теоретической и методической литературы по проблеме формирования самооценки в подростковом возрасте.
2. Анализ основных проблем подросткового возраста.
3. Разработать систему мероприятий драмотерапии для развития адекватной самооценки подростков.
4. Апробировать систему мероприятий драмотерапии для развития адекватной самооценки подростков.
Методы исследования: теоретический анализ; формирующий эксперимент,
статистический анализ.
Теоретической базой нашего исследования стали труды И.С. Кона, И.К.
Кузнецовой, Ш. Бюлера, И.В. Дубровиной, Г.С. Абрамовой, А.Н. Прихожан,
М. Кипниса, Ж. Морено и др.
3,000 руб.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический аспект проблемы развития личности подростка посредством театрализованной деятельности.
1.1. Исследование проблемы развития личности подростка в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов………………….6
1.2.Адекватная самооценка как основной показатель гармонично развивающейся личности ………………………………………………..19
1.3. Драмотерапия как ведущий метод формирования адекватной самооценки………………………………………………………………...25
Выводы по первой главе………………………………………………….38
Глава 2. Экспериментальное изучение развития адекватной самооценки подростков посредством театрализованной деятельности.
2.1. Диагностика развития самооценки подростков……………………39
2.2. Система коррекционно-развивающих мероприятий на основе драмотерапии……………………………………………………………...42
2.3. Динамика развития самооценки подростков……………………….61
Выводы по второй главе………………………………………………….63
Заключение………………………………………………………………..64
Список литературы……………………………………………………….66
Приложения……………………………………………………………….70
3,000 руб.
Заключение
Итак, в процессе исследования литературы по данной теме, мы считаем целесообразным сделать ряд выводов:
1. Существует множество фундаментальных исследований, гипотез, теорий подросткового возраста. Многие из рассмотренных концепций детского развития вновь приходят в столкновение и проявляют себя в области психологии подростка.
2. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека, то есть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой.
3. В школьном возрасте можно помочь ребенку направить его сознание на оценку и анализ своих личностных качеств, на представления об оценках его качеств окружающими, на отношение к другим.
4. В отечественной детской психологии выделяют три уровня развития самооценки школьников: предсамооценка, процессуально-ситуативная самооценка, рефлексивная самооценка.
5. Психодрама — метод групповой психотерапии, основанный на действии
6. Психодрама — мать многих форм работы с подростками на стыке психотерапии, психологии и искусства.
7. Театральная, психологическая игра обладает мощным потенциалом обучения и решения проблем. Это часть непрерывного процесса пересмотра жизненных ценностей, установок, моделей поведения, убеждений, который осуществляется через постоянное взаимодействие с партнером, с \"другим\"; путем вхождения в образ, освоения предлагаемых обстоятельств. Игры, интерактивные упражнения обеспечивают своего рода испытательный полигон для проверки жизненных стратегий и тактик поведении.
В ходе организации экспериментальной работы по развитию самооценки у детей старшего школьного возраста мы выявили, что наше предположение о том, что формирование адекватной самооценки будет эффективным в процессе драмотерапии верно.
В эксперименте приняли участие 10 человек. Для диагностики самооценки мы использовали методику исследование самооценки Дембо-Рубинштейн.
Для развития адекватной самооценки мы разработали серию упражнений и провели их с детьми, которые имели завышенную и заниженную самооценку.
В результате проведения коррекционно-развивающих мероприятий посредством метода драмы-дилеммы самооценка подростков данной экспериментальной группы соответствует норме адекватности: прослеживается положительная динамика развития самооценки.
3,000 руб.
Список литературы
1. Альбуханова-Славская К.А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни. – М., 1987.
2. Алемаскин М.А. Психологическая характеристика личности подростка-правонарушителя. – М., 1968.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – М., 1996.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1988.
5. Анастази А.,С. Урбина «Психологическое тестирование» - Питер 2003.
6. Анкудинова Н.Е. Особенности осознания своих умений у детей 5-7 лет. – М., 1959.
7. Арбелева М.М. Взаимосвязь самооценок детей и оценок родителей в школьном возрасте. – М., 1988.
8. Бодалев А.А., Куницына В. Н. К вопросу о восприятии человеком самого себя. – М., 1968.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1995.
10. Блонский П.П. Очерки научной психологии. – М., 1976.
11.Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. –М., 1967.
12. Зотова О.И. Проблемы отклоняющегося поведения. – М., 1982.
13. «Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника» / Под ред. Я.Л. Коломинского. – Минск, 1997.
14. Дранков В.Л. Психология художественного творчества. – М., 1991.
15. Кипнис М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. – М., 1989.
16. Козлов Как относится к себе и к людям. –М., 1994.
17. Кон И. Открытие Я. – М., 1978.
16. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. – М., 1972.
17. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М., 1976.
18. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии. – М., 1984.
19. Личко А.Е. Основные типы нарушений поведения у подростков. – М., 1973.
20. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская СП6., 1996. 175 с.
21. Молчалов Ю.А. Композиция сценического пространства. – М., 1981.
22. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М., 1998.
23. Мясищев В. II. Понятие личности в аспектах нормы и патологии . Психология личности: В 2 т. / Сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 1999. Т. 1. С. 197--223.
24. Мясищев В. II. Структура личности и отношения человека к деятельности // Психология личности: В 2 т. Сост. Д. Я. Райго родский. Самара, 1999. Т. 1. С. 223 226.
25. Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева и В.Н. Столина. – М., 1987.
26. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии 1995 № 2.
27. Петровский В. А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно- развивающее взаимодействие. Ростов н/д., 1995. С. 12.35.
28. Петровский В.А. Личность в психологии. – М., 1996.
29. Подервянский. Драматические игры. – М., 1996.
30. Практикум по возрастной и педагогической психологии /Под ред. Дубровиной И.В. – М., 1999.
31. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – М., 2002.
32. Практикум по детской психологии / Под ред. Урунтаевой Г. А., Афонькиной. – М., 1995.
33. Практическая психодиагностика: Методик и тесты – Самара, 1998.
34. Проблемы психологии современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М., 1982.
35. Психодрама: Вдохновение и техника / Под ред п. Холмса и М. Карп – М, 2000.
36. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996.
37. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной и зарубежной психологии. – М., 1991.
38. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М., 2003.
39. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М., 2000.
40. Словарь справочник по психодиагностике. /Под ред. Л. Бурлачук, с.Р. Морозова. – Спб. -2003.
41.Слуцкий В.М. Влияние оценки взрослого на формирование оценки к себе у детей. – М., 1985.
42.Станиславский Работа актера над собой. – М., 1954.
43.Тагиева Г.Б. Становление самооценки старших дошкольников как фактора психологической готовности их к школьному обучению. – М., 1983.
44. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального становления ребенка. – М, 1985.
45. Филонов г.Н. Воспитание личности школьника. – М., 1985.
46. Формирование личности в переходный период / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1987.
47. Чернецкая .Т.А. Как стать артистичным – М., 2000.
48. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.
49. Эльконини Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. – М., 1971.
50. Якобсон С.Г., Щур В.Г. Психологические механизмы усвоения детьми нравственных норм. – М., 1977.
3,000 руб.