В В Е Д Е Н И Е
Актуальность. На современном этапе развития промышленности перед руководителями предприятий остро стоит проблема снижения работоспособности сотрудников вследствие неблагоприятной социально-экономической обстановки: несвоевременная выплата заработной платы, рост цен, напряженные отношения в коллективе и с руководством, а также недостаточной профессиональной подготовки кадров. Такое положение вещей влечет за собой ряд проблем, таких как снижение интереса к профессиональной деятельности, эмоционального напряжения, что в свою очередь становится причинами ухудшения физического и психического здоровья рабочих – стрессов.
Вот почему в рамках психологии труда необходимо заниматься не только изучением и обоснованием путей, методов и средств совершенствования деятельности, но также исследованием фундаментальных явлений психики человека (формирование субъекта труда, механизмы регуляции состояний, роль личностных особенностей в трудовом поведении, формирование профессиональных способностей и т. д.).
Любая деятельность человека сопровождается ответной реакцией его психических и физиологических функций, которая отражает, во-первых, процессы адаптации к реальному или ожидаемому воздействию рабочей нагрузки, факторов окружающей среды, эмоциональных переживаний и, во-вторых, характеризует остаточные процессы после этих взаимодействий. Функциональные реакции человека, задаваемые конкретным содержанием деятельности, всегда специфичны и целостны (взаимосвязаны, взаимообусловлены). Это дает основание говорить о функциональном состоянии - системной реакции организма и психики человека, выражающейся в виде интегрального динамического комплекса наличных характеристик физиологических, психологических, поведенческих функций и качеств, которые обусловливают выполнение деятельности.
Понятие «функциональное состояние» возникло в физиологии труда для характеристики мобилизационных возможностей и энергетических затрат работающего организма.
К функциональным состояниям можно отнести целый ряд специфических психических состояний, проявляющихся в процессе деятельности и влияющих на ее эффективность состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.
Стресс – это психическая реакция организма, возникающая в ответ на разнообразные экстремальные воздействия – стрессоры.
Изучением проблемы возникновения стрессовых реакций организма на внешние раздражители занимались такие ученые как Г. Селье, М.Ф. Секач, И.П. Павлов, П.В. Симонов, П.К. Анохина, В.А. Ананьев, В.Л. Марищук и многие другие.
Исходя из актуальности, недостаточной изученности данной темы, в качестве проблемы нашего исследования мы предлагаем рассмотреть зависимость реакции на стрессовые ситуации на производстве и профессиональной готовности сотрудников.
Объект исследования – профессиональная деятельность сотрудников автопредприятия.
Предмет исследования – стрессовые ситуации в профессиональной деятельности водительского состава автопредприятия ООО «Фракталь».
Цель исследования – изучить влияние стрессовых ситуаций на профессиональную деятельность сотрудников.
В качестве гипотезы нашего исследования принимается предположение о том, что поведение сотрудников АПТ в стрессовых ситуациях зависит от:
• темпераментальных особенностей и мотивации субъектов профессиональной деятельности;
• индивидуальных пространств восприятия и доминирующих эмоциональных переживаний стрессовых ситуаций;
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
1. Изучение состояния проблемы стресса в психологической литературе.
2. Проведение диагностического исследования.
3. Разработка методических рекомендаций.
Теоретической базой нашего исследования стали труды Климова Е.А., Тюнникова Ю.С., Решетовой З.А., Богданова Е.М., Ильина В.С. и др.
Новизна исследования состоит в том, что мы рассматриваем влияние стрессовых ситуаций на профессиональную деятельность водителей сквозь призму индивидуальных, психологических и типических особенностей субъектов профессионального труда через характеристику индивидуального пространства восприятия, осуществлено математическое моделирование индивидуального пространства восприятия с последующей психологической интерпретацией.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты нашего исследования могут быть использованы в работе психологов на автопредприятиях по профилактике и коррекции стрессовых переживаний в профессиональной деятельности.
Методы исследования: анализ литературы, эксперимент, шкалирование, контент-анализ.
База исследования: АТП «Фракталь» Красноармейского района г. Волгограда.
Структура работы: наша дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка изученной литературы, приложения
3,000 руб.
О Г Л А В Л Е Н И Е
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………
Глава I. Теоретический аспект изучения проблемы стрессов в психологии.
1.1. Стресс как эмоциональное переживание в профессиональной деятельности человека…………………………………………
1.2. Стрессовые ситуации в профессиональной деятельности человека как психологическая проблема…………………………….
1.3. Психологические детерминанты поведения человека в стрессовой ситуации………………………………………………..
Выводы по главе…………………………………………………..
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ АВТОПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ СОТРУДНИКОВ АТП «ФРАКТАЛЬ»
2.1. Характеристика индивидуального пространства восприятия стрессовых ситуаций водителями АТП «Фракталь»…………………............................................................
2.2. Характеристика эмоциональных переживаний водителей и способов выхода из стрессовых ситуаций…………………………
2.3. Психологическая характеристика темпераментальных особенностей и профессиональной мотивации водителей……………………………………………………………..
Выводы по главе…………………………………………………….
ГЛАВА III ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
3.1. Психологический практикум……………………………………
3.2.Методические рекомендации по формированию стрессоустойчивости………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………
3,000 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наше исследование состояло из трех глав и проводилось поэтапно.
В теоретической части нашего исследования нами были решены следующие задачи:
1. Дать определение стрессу как психологическому феномену:
Стресс – (от англ. stress – давление, напряжение) – это термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).
2. Выявить особенности профессиональных стрессовых ситуаций:
Стрессовые ситуации - это обычные и часто встречающиеся явления в любой профессии. Мы все временами попадаем в них. Реакция на такие ситуации у всех индивидуальная.
Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стрессовые ситуации являются неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень выражения стресса и слишком большой стресс.
3. Решение данной задачи обусловило выделение психологических детерминант поведения человека в стрессовых ситуациях. Такими детерминантами, на наш взгляд, являются:
- темпераментальные особенности личности;
- психологическое пространство восприятия;
- эмоциональное реагирование;
- мотивация;
- поведенческие особенности в принятии решения.
Для подтверждения нашей гипотезы, мы считаем целесообразным организовать экспериментальное изучение проблемы стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности сотрудников АТП.
Наше экспериментальное исследование было посвящено подтверждению предположения о том, что поведение сотрудников АПТ в стрессовых ситуациях зависит от:
- темпераментальных особенностей и мотивации субъектов профессиональной деятельности;
- индивидуальных пространств восприятия и доминирующих эмоциональных переживаний стрессовых ситуаций.
Диагностическое исследование предполагало изучение психологического пространства восприятия профессиональных стрессовых ситуаций отдельных респонедентов с учетом чего исследовались доминирующие эмоциональные переживания в стрессовых ситуациях, пути выхода из ситуации. Наряду с этим изучение проблемы влияния стрессовых ситуаций на профессиональную деятельность предполагало исследование темпераментальных особенностей испытуемых и мотивацию профессиональной деятельности. Полученные диагностические данные сопоставлялись. В итоге выстраивался психологический портрет респонендента (индивидуальное поведение в профессиональных стрессовых ситуациях). Каждая из методик проводилась со всеми вышеуказанными респондентами на протяжении всего экспериментального исследования. В целом по результатам эксперимента мы можем говорить о том, что наше предположение полностью доказано.
3,000 руб.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.М. Практикум по возрастной психологии. – М.: Изд-во Манифест. 1998 - 49 с.
2. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Изд-во Манифест. 1988. – 250 с
3. Василюк Ф. Е. Психология переживания М. Просвещение. 1984 – 340 с.
4. Грегор О. Как противостоять стрессу – М.: Манифест. 1990 – 130 с.
5. Губачёв Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л., Асадема. 1976 – 234 с.
6. .Дилигенский Г.Г. В поисках смысла и цели М. Асадема. 1986 – 384 с.
7. .Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // вопросы психологии, 1984, №4 . С. 15 -17.
8. .Додонов Б.И. Эмоции как ценность М.: Манифест. 1978 – 525 с.
9. .Дофман Л.Я. Индивидуальный эмоциональный стиль // Вопросы психологии 1989, № 5. С. 25 -28.
10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 1995 – 235 с.
11 .Дубровин А.Г. Типическое М.: Просвещение 1979 – 335 с.
12.Енюков И.С. Методы, алгоритмы, программы многомерного ста-тистического анализа. - М.: Просвещение 1986 – 215 с.
13 .Жеребова Н.С. Проблемы лидерства в коллективе. М.: Манифест. 1983 – 150 с.
14. .Журавлев А.А. Роль системного подхода в исследовании психологии труда коллектива // Психологический журнал, 1988, №6, - С. 64-68.
15 .3абродин Ю.М., Карпов А.В., Чернышев А.П., Шадриков В.Д. Психический анализ трудовой деятельности. - Ярославль: Просвещение 1990 – 120 с.
16. .3абродин Ю.М., Глоточкин А.Д., Сосновский Б.А. Базовая психо-логическая модель личности водителя // «Социс», 1990, вып. 4. С. 23 -28.
17.3аверт X. Тестирование личности. - М.: Просвещение 1997 – 120 с.
18 .Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. - М.: Просвещение 1986. - Т. 1. – 140 с.
19. 3дравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М. Просвещение 1988 – 150 с.
20. 3инченко В.П. Мифы сознания и структуры сознания // Вопросы психологии, 1991 №2. С. 36-38
21. 3инченко В.П. Восприятие как действие //Вопросы психологии, 1967, №1. С. 25-27.
22. Каган М.С. Человеческая деятельность. - М.: Адамас 1974. – 148 с.
23. Каменский B.C. Методы и модели неметрического многомерного шкалирования // Автоматика и телемеханика, 1977, № 8 . с. 25-26
24. Келасьев В.Н. Интегративная концепция человека. - СПб. Адамас, 1992 – 220 с.
25. Кеннон В. Физиология эмоций. Телесные изменения при боли, голоде, страхе и ярости. - Л., Просвещение, 1997 – 150 с.
26. Клигер С.Л., Косолапова М.С., Толстова Ю.Н. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. - М. Просвещение, 1978 – 210 с.
27. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. – Казань: Адамас, 1969 – 350 с.
28.Климов Е.А. Введение в психологию труда. -.М. Просвещение, 1988 – 340 с.
29.Ковалев А.Г. Психология личности. - М. Адамас, 1969 – 130 с.
30.Ковалев А.Г. Три парадигмы в психологии - три стратегии психо-логического воздействия // Вопросы психологии, 1987 .№ 3. С. 40.
31. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности / Отв. ред. А.А.Бодалев. -М. Адамис, 1988 – 315 с.
32. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. М.: Просвещение, 1990 340 с.
33..Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Просвещение, 1978 – 435 с.
34..Кондратьев С.В. Психология персонифицированного обучения. – Калуга: КГПУ, 2002. – 220 с.
35. Кононова В.Н. Применение теории психологических типов К.Г.Юнга к изучению личностных особенностей профессионалов // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 1994, № 3. – 40 с.
36. Кон И. С. Социология личности. М.: Просвещение, 1967 – 125 с.
37. Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М.: Манифест,1982 – 245 с.
38. Кричевский Р.Л., Дубовская Е,М. Психология малой группы: Теоретические и прикладные аспекты. - М.: Просвещение, 1991 – 330 с.
39.. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - Л.: Адамас, 1967 - 315 с.
46. Лакин Г.Ф. Биометрия. - М.: Просвещение, 1990 – 238 с.
40. Кулагина Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - Л.: Адамас, 1999 – 285 с.
41.Левитов Н.Д. Психология характера. - М. Просвещение, 1969 – 355 с.
42.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М: Просвещение, 1975 – 650 с.
43. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психо-логии. М.: Просвещение,1984 – 330 с.
44. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М.: Манифест, 1976 – 420 с.
45. Мескон, М.Альберг, Ф. Хедоури. Основы менеджмента: пер. с англ. - М.: “Дело ЛТД”, 1994. - 702 с.
Психические состояния и эффективность деятельности / Под ред. Ю.М. Забродина. - М.: Просвещение, 1983 – 238 с.
47. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – М.: Манифест, 2002.
48. Психодрама: Вдохновение и техника / Под ред п. Холмса и М. Карп – М :ВЕЛБИ, 2000.
49. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Манифест, 1996.
50. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960 – 435 с.
Селье Г. Стресс без болезней. - Спб, ТОО “Лейла”, 1994. - 384 с.
51. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Просвещение, 1981 -235 с.
52. Терехина А.Ю. Анализ данных методами многомерного шкалирования. – М.: Манифест, 1986 – 155 с.
53. Тюнников Ю.С. Политехнические ситуации в профессиональной деятельности рабочего. – М.: Высшая школа, 1992. – 127 с.
54. Шарай В. Б. Функциональное состояние студентов в зависимости от форм организации экзаменационного процесса. М. Просвещение, 1979 – 330 с.
3,000 руб.