Введение
Вырастить и воспитать гармонично развитого человека, способного чувствовать, сопереживать, понимать - желание и стремление многих родителей. На достижение этой цели направлены и усилия педагогов.
Человек изначально, с момента своего рождения, помещён в мир культуры.
В этом мире накоплен и зафиксирован гигантский общечеловеческий опыт.
Современный человек для сознательного существования в мире, для того, чтобы сформировать свое ценностно-смысловое пространство, должен поместить себя в мир общечеловеческих ценностей. Это погружение он осуществляет с помощью непосредственного переживания. И тогда общечеловеческие ценности начинают функционировать в реальных жизненных связях субъекта, начинают определять его отношение к миру.
Без чувственно-эмоционального постижения окружающего невозможно приобщение к культурным ценностям. Способность к сопереживанию, вчувствованию в предмет (живой, неживой), явление увеличивает возможность чувственно-эмоционального постижения мира. В свою очередь, успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения возможно на базе развития творческого воображения детей; развития самосознания.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что за последние десятилетия увеличилось количество детей с эмоциональными трудностями: акцентуация характера, повышенная агрессивность, неумение проявлять эмпатию. Таким образом, существует острая практическая необходимость найти причины, по которым у детей отсутствуют эмпатийные переживания в межличностном взаимодействии со сверстниками.
Проблема развития эмпатии у детей по праву признается одной из самых значимых и дискуссионных. Прежде всего, это связано с альтернативностью понимания термина «развитие эмпатии» в различных научно-теоретических подходах и отдельных концепциях. В основном, ключевым положением существующих теорий является противоборство или единство двух противоположных подходов в методологии изучения эмпатии – когнитивного и мотивационного.
Проблема межличностных отношений, эмоциональных трудностей, связанных с общением со сверстниками, агрессивностью в поведении является очень важной проблемой нашего времени, так как растет число неблагополучных детей с ярко выраженной акцентуацией характера, неумеющих сопереживать окружающим их людям.
Исходя из актуальности, недостаточной разработанности данной темы, в качестве проблемы нашего исследования мы предлагаем рассмотреть проблемы соотношения развития социально-психологических факторов: общение, умение взаимодействовать в коллективе сверстников и их влияния на развитие эмпатии старших дошкольников.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы нашего исследования «Развитие эмпатии у дошкольников в условиях межличностного взаимодействия со сверстниками».
Объект исследования: развитие личности дошкольника в условиях межличностного взаимодействия со сверстниками в ДОУ.
Предмет исследования: процесс развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте.
Цель исследования: изучение возможности развития эмпатии у дошкольников в условиях межличностного взаимодействия со сверстниками.
Гипотеза: развитие эмпатии у старших дошкольников будет проходить более успешно, если:
- эмпатия будет рассматриваться как личностное новообразование и основная составляющая эмоционального благополучия ребенка старшего дошкольного возраста;
- в качестве социально-психологических детерминантов успешного развития эмпатии детей дошкольного возраста могут выступать: уровень коммуникативных навыков, развитие эмотивности, социальный статус ребенка в группе ДОУ как показатель успешного межличностного взаимодействия дошкольников;
- в качестве ведущего средства, способствующего успешному развитию эмпатии со сверстниками будет рассматриваться игра;
- развитие эмпатии будет строится как поэтапный процесс в условиях межличностного взаимодействия со сверстниками.
Задачи:
1. Дать психолого-педагогическое обоснование проблеме развития эмпатии на основе анализа литературы.
2. Обосновать условия и средства, способствующие успешному развитию эмпатии у старших дошкольников.
3. Изучение эмпатийных проявлений старших дошкольников с помощью специальных диагностических средств.
4. Разработать модель процесса развития эмпатии у старших дошкольников и изучить ее проявления в межличностном взаимодействии со сверстниками.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогических исследований, разработка теоретических моделей.
- эмпирические: организация экспериментальной деятельности, включающая диагностику эмпатийных переживаний дошкольников, наблюдение.
База исследования: ДОУ № 370 Красноармейского района, г. Волгограда.
3,000 руб.
Содержание
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития эмпатии дошкольников.
1.1. Сущность эмпатии и особенности ее развития в дошкольном детстве......6
1.2. Социально-психологические детерминанты развития эмпатии у дошкольников……………………………………………………………………18
1.3. Игра как средство развития эмпатии у дошкольников…………………...25
Выводы по первой главе………………………………………………………...31
Глава 2. Процесс развития эмпатии у старших дошкольников.
2.1. Диагностика проявления эмпатии у старших дошкольников................32
2.2. Формирование способности к эмпатическому переживанию у старших дошкольников в игровой деятельности...............................................................39
2.3. Динамика развития эмпатии у старших дошкольников.........................45
Выводы по второй главе………………………………………………………...49
Заключение.............................................................................................................51
Библиография.........................................................................................................54
Приложение………………………………………………………………………58
3,000 руб.
Заключение
На основе анализа психолого-педагогической литературы и диагностического исследования мы считаем целесообразным сделать ряд выводов:
1. Эмпатия (от греч. cmpathtia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека.
2. Сензитивным периодом для развития эмпатии является дошкольный возраст. Именно в дошкольном возрасте формируется способность сопереживать, сочувствовать. Если это не заложить в детстве, то потом уже будет поздно.
3. Общение как деятельность берет на себя существенную нагрузку в формировании эмпатии у ребенка и является основным условием развития эмпатийных переживаний. Общение объединяет взрослого и ребенка, помогает взрослому передавать малышу опыт собственных чувствований, а ребенку -- принимать этот опыт, который преподносится ему в облегченной форме, с учетом уровня его развития.
4. Эффективным средством для развития эмпатии в дошкольном возрасте является игра. В процессе игры у детей вырабатывается привычка соотношения своих чувств с миром другого человека, постижение эмоционального состояния партнера, умение чувствовать, понимать, сопереживать, прийти на помощь товарищу.
5. Мы выделяем следующие социально-психологические детерминанты успешного развития эмпатии у старших дошкольников:
- индивидуально-психологические особенности: уровень, коммуникативные навыки, эмотивность.
- социально-психологические: социальный статус ребенка в группе.
6. Экспериментальное исследование было направлено на подтверждение нашей гипотезы о том, что
- в качестве социально-психологических детерминантов успешного развития эмпатии детей дошкольного возраста могут выступать: уровень коммуникативных навыков, развитие эмотивности, социальный статус ребенка в группе ДОУ как показатель успешного межличностного взаимодействия дошкольников;
- эффективным средством преодоления эмоциональных трудностей дошкольников является игра с эмоциональным переживанием.
Для этого на первом этапе исследования мы провели диагностику индивидуально-психологических особенностей дошкольников, нами были использованы следующие методики:
- изучение коммуникативности ( методика «Анкетирование» Венгер Л.А., Цукерман Г.А.).
- изучение эмотивности (методика «Дифференцированная оценка эмотивности» Е.В. Никифорова, Т. Д. Марцинковская.
- изучение эмпатийных переживаний;
- выявление социометрического статуса в группе ДОУ (методика «Секрет»).
Эффективным средством преодоления эмоциональных трудностей дошкольников является игровая коррекция детей, сопровождающаяся положительными эмоциональными переживаниями. В ходе формирующего эксперимента нами была проведена серия игр, направленная на развитие эмпатии, эмотивности и коммуникативных навыков старших дошкольников. По результатам эксперимента В ходе проведения коррекционно-развивающей работы по формированию эмпатийных переживаний дети, активно принимали условия игры, с интересом исполняли предложенные роли, входили в образ, демонстрировали соответствующие случаю эмоции. Таким образом, под влиянием групповой коррекционно-развивающей работы произошли позитивные изменения по всем пяти показателям, однако более всего они относятся к показателям социометрического статуса, эмоционального благополучия и эмпатийных проявлений в поведении старших дошкольников.
В ходе проведения контрольно-оценочного эксперимента мы выявили положительную динамику развития эмоционального благополучия у детей, имеющих эмоциональные трудности в общении.
На современном этапе каждому педагогу необходимо привить ребенку способность к сочувствию и сопереживанию, так как это является одним из свойств человека как общественного существа. Сочувствовать, сопереживать – значит понимать то, что переживает он. Без этого невозможно развитие гармоничной, полноценной личности ребенка.
Перспективы исследования:
- Развитие эмпатии у дошкольников в условиях эмоционально-личностного общения с родителями.
- Развитие эмпатии у дошкольников в условиях педагогического пространства ДОУ.
3,000 руб.
Библиография
1. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение / Пер. с англ. — М., 1988.
2. Божович Л. И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. — М, 1978.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
4. Бреслав Г. М. На путях эмпиризма: Параметры и измерения эмоций // Вопросы психологии. — 1977. — № 3.
5. Бреслав Г.М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у до-школьников // Вопросы психологии. — 1984. — № 3.
6. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. — М., 1990.
7. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. — Рига, 1984.
8. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя... — М., 1996.
9. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. — М., 2001. -Ч. 1, 2.
10. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций: Тексты. — М., 1993.
11. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976.
12. Вопросы мотивации эмоций: Учебное пособие для студентов. — Вып. 1. - М., 1973.
13. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. — М., 1950.
14. Выготский Л. С. Учение об эмоциях // Собр. соч. — М., 1984. — Т. 4. -С. 90-318.
15. Выготский Л. С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии // Вопросы психологии. — 1968. — № 2. — С. 149-152.
16. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.
17. Гаврилова Г. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. — 1975. — № 2.
18. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. — М., 1981.
269
19. Гаврилова Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего дошкольного возраста // Вопросы психологии — 1974 — № 5.
20. Галигузова Л. Н. К вопросу о происхождении и специфике потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста // Новые исследования в психологии. — 1980. — № 2.
21. Гальперин П.Я. Физиологические особенности детей. — М., 1965.
22. Гельгорн Э., Луфтборроу Дж. Психофизиология эмоций. — М., 1985.
23. Гельгорн Э., Луфтборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. — М., 1966.
24. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М., 2000.
25. Гордеева О. В. Развитие у детей представлений об амбивалентности эмоций // Вопросы психологии. — 1994. — № 6.
26. Гордеева О. В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. - 1995. -№ 2.
27. Григорович Л. А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. — М., 2002.
28. Дмитриева С. Влияние социальных эмоций на развитие общения детей дошкольного возраста: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1997.
29. Додонов Б. И. В мире эмоций. — Киев, 1987.
30. Додонов Б. И. Типы общей эмоциональной направленности и тенденции структурирования эмоциональной сферы // Вопросы психологии. - 1972.-№ 1.
31. Додонов Б. И. Эмоции как ценность. — М., 1978.
32. Запорожец А. В., Ветер Л. А., ЗинченкоВ.П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. — М., 1967.
33. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника. — М., 1985.
34. Запорожец А. В. Избр. психологические труды: В 2 т. — М., 1986.
35. Запорожец А. В. Роль Л.С.Выготского в разработке проблемы эмоций // Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. — М., 1981.
36. Запорожец А. В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. — 1974. - № 6.
37. Изард К. Психология эмоций. — СПб., 2000.
38. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб., 2001.
39. Конева О. Б. Влияние социальных эмоций на процесс социализации детей дошкольного возраста: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1996.
40. Кошелева А. Д. Роль социальных эмоций в становлении нравственной позиции дошкольника // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. — М., 1983.
41. Корепанова М.В. Теория и практика становления и развития образа Я дошкольника: Монография. – Волгоград: Перемена, 2001.
42. Лабунская В.А. Невербальное поведение. — Ростов н/Д, 1986.
43. Лабунская В.А. Психологическое исследование условий, влияющих на успешность опознания эмоциональных состояний по выражению лица: Дис.... канд. психол. наук. — Л., 1976.
44. Лабунская В.А. Факторы успешного опознания эмоциональных состояний по выражению лица // Психология межличностного познания. — М., 1981.
45. Лебединская К. С, Никольская О. С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма // Дефектология. — 1988. — № 2.
46. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. — 1967. — № 6.
47. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. — М., 1971.
48. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1965.
49. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Избр. психол. произв.: В 2 т. — М., 1983. — Т. 1.
50. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.
51. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. — М., 1980.
52. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. — М., 1997.
53. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М., 1999.
54. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. — М., 1997.
55. Неверович Я.З. Роль эмоций в процессе мотивации поведения у детей // Тезисы научных сочинений советских психологов к XXI Международному психологическому конгрессу. — М., 1976.
56. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми 7 Под ред. М.И.Лисиной. — М., 1985.
57. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я.З. Неверович. — М., 1986.
58. Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций // Психология эмоций: Тексты / Ред. В.К.Вилюнас. - М., 1984.
59. Сели Дж. Очерки по психологии детства. — М., 1909.
60. Симонов П. В. Что такое эмоция. — М., 1966.
61. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. — М., 1988.
62. Фигурин Н.Л., Денисов М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. — М., 1949.
63. Психологическая служба в образовании / Под ред. Дубровиной И.В. – М., 2001.
64. Реан А.А. «Дошкольная педагогика и психология» – М., 2000.
3,000 руб.