Введение
Голос является неотъемлемой частью человеческой речи. Качество голоса, навыки владения голосом оказывают большое влияние на такие характеристики устной речи, как темп, слитность, мелодика, словесное и логическое ударение. Голос определяет выразительность, интонационную оформленность, внятность устной речи.
Развитие речи способствует развитию личности. Что подчеркивает в своем высказывании Е.И. Тихеева: «Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи - значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человека». Нарушения голоса в детском возрасте сопровождаются снижением функциональных возможностей гортани и отклонением от нормы отдельных параметров голоса - высоты, силы, тембра, диапазона.
Детский возраст характеризуется вегетативной лабильностью и понижением устойчивости нервной системы к неблагоприятным воздействиям. Неправильное использование ещё несформировавшегося голосового аппарата, особенно во время или после простудных заболеваний, может привести к значительным функциональным и органическим нарушениям голоса.
Расстройство голосовой функции ведёт к существенным нарушениям процесса речевой коммуникации, так как голос является одним из основных средств выразительности, слышимости, эмоционального и смыслового значения речи. М.Е.Хватцев отмечает, что, сознавая свой недостаток, ребёнок стесняется говорить, особенно с посторонними, больше молчит, избегает детского коллектива, уклоняется от игр с товарищами, от посещения детского сада, школы.
Такой ребёнок становится мнительным, раздражительным, вспыльчивым, озлобленным. Всё это мешает ему затем в учении, а впоследствии препятствует выбору любимой профессии, мешает в труде и повседневной жизни. Вот почему работа над голосом является важным разделом работы логопедов.
Проблему формирования и развития голоса рассматривали ученые различных специальностей: лингвисты, психолингвисты, логопеды, фониатры, сурдопедагоги. Можно выделить работы Алмазовой Е. С., Вильсона Д., Дмитриева Л. Б., Ермаковой И. И., Жинкина Н. И., Лавровой Е. В., Максимова И. А., Митринович-Моджеевска А., Правдиной О. В., Таптаповой С. Л., Телеляевой Л. М., Хватцева М. Е., в которых рассматриваются различные вопросы теории и практики формирования и развития голоса.
Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что дошкольный возраст является сензитивным периодом развития голоса детей. Проведение систематической полноценной работы по формированию голоса особенно необходимо именно в дошкольном возрасте, так как для детей крайне важной задачей является формирование голоса нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра. Решение этой задачи невозможно без специальной коррекционно-профилактической работы над качеством голоса ребенка. На современном этапе вопрос о выборе коррекционно-профилактических мер остается дискуссионным и требует своего разрешения в аспекте определения эффективных коррекционно-профилактических мер по нивелированию голосовых нарушений у детей дошкольного возраста.
Цель исследования – на основе анализа современные подходов к профилактике голосовых нарушений в детском возрасте предложить меры коррекционно-профилактической работы по улучшению голоса у дошкольников.
Задачи исследования:
1.Проанализировать анатомо-физиологические особенности голосообразования у детей.
2. Охарактеризовать возрастные особенности голосовой функции.
3. Подобрать методики и провести исследование голосовых нарушений у детей дошкольного возраста.
4. Провести работу над голосом и изучить динамику развития голоса у детей дошкольного возраста.
Объект исследования – особенности голоса детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – современные подходы к коррекционно-профилактической работе и нивелированию голосовых нарушений у детей.
База исследования: ДОУ № 1901 г. Москвы. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Общее количество испытуемых составило 10 человек.
Основные этапы и методы исследования: работа состояла из следующих этапов:
1) Констатирующий;
2) Обучающий;
3) Количественный и качественный анализ полученных данных.
В исследовании использовались теоретические методы: анализ специальной литературы по проблеме исследования; эмпирические методы: эксперимент, беседа, наблюдение.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы.
3,000 руб.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...............3
Глава I. Теоретический аспект изучения современных подходов к профилактике голосовых нарушений в детском возрасте
1.1. Анатомо-физиологические особенности голосообразования у детей…………….6
1.2. Возрастные особенности голосовой функции…………………………………….17
1.3. Основные направления работы по развитию голоса……………………………..23
1.4.Современные подходы к профилактике голосовых нарушений детей…………..31
Выводы …………………………………………………………………………………..40
Глава II. Методика и организация исследования голосовых нарушений у детей дошкольного возраста
2.1. Методика исследования голоса детей дошкольного возраста……………...........41
2.2. Процедура проведения обследования……………………………………………...45
2.3.Результаты обследования……………………………………………………............46
Выводы……………………………………………………………………………...........61
Глава III. Особенности работы над голосом дошкольников
3.1. Подготовительный этап…………………………………………………………….62
3.2 Основной этап……………………………………………………………………….65
3.3. Результаты повторного обследования……………………………………………..68
Выводы……………………………………………………………………………...........71
Заключение……………………………………………………………………………….73
Список литературы………………………………………………………………………76
3,000 руб.
Заключение
На основе анализа специальной литературы и экспериментального исследования, мы считаем целесообразным, сделать ряд выводов:
Основными причинами голосовых нарушений, по Орловой О.С., выступают: заболевания желез внутренней секреции и половых желез; заболевания сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта, органов дыхания; воздействие внешних вредностей (пыль, курение, алкоголь и пр.); механические повреждения голосового аппарата, послеоперационные последствия; последствия простудных заболеваний; нарушение центральных механизмов голосообразования; психогенные воздействия.
По мнению специалистов (Таптаповой С.Л., Телеяевой Л.М., Л. Б. Дмитриева) для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с точными и выразительными интонациями. Обладая большой подражательностью, они легко усваивают интонацию и способ голосоподачи окружающих их взрослых.
Анализ исследований современных авторов (Топтаповой С.Л., Орловой О.С., Телеляевой Л.М., Дмитриева Л.Б. и др.) показал, что можно выделить следующие основные положения системы работы по формированию голоса у детей дошкольного возраста.
В связи с тем, что дошкольный возраст – период интенсивного развития голоса в норме, поэтому важно не упустить возможности развития голоса у детей в этом возрасте. Необходимо поощрять любые, приближенные и даже случайные вокализации ребенка, и как можно шире использовать для общения голос. Необходимо как можно раньше начинать работу над голосом, чтобы не допустить угасания голосовых реакций (лепета). Необходимо научить детей различать на слух нормальный и нарушенный тембр, изменения силы, высоты голоса.
Таким образом, ребенок научится модулировать собственный голос, что поможет ему выделять словесное ударение, выражать различные интонации. Кроме того, слуховое восприятие, дополненное тактильно-вибрационными и кинестетическими ощущениями поможет старшим дошкольникам выработать навыки самоконтроля над голосом.
Работу над голосом нужно проводить в единстве с работой над дыханием и артикуляцией. Известно, что голосовой аппарат – это сложная система, все части которой тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому формирование полноценного голоса невозможно без соответствующего речевого дыхания и артикуляции. Работа над голосом должна быть неотъемлемой частью работы над произношением.
В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Общее количество испытуемых составило 10 человек. Целью исследования было выявление особенностей акустических характеристик голоса детей дошкольного возраста. Исследование проводилось по рекомендациям Вильсона Д., Правдиной О.В., Рау Ф.Ф., Таптаповой С.Л., Фомичевой М.Ф.
Анализ результатов показал, что 38% детей имеют голос, по тембру, высоте и силе приближенный к норме (Илья Б., Руслан Н., Никита Т.). У Ильи и Руслана выявлен легкий гнусавый оттенок голоса, у Никиты – все параметры в норме. У 25% детей (Яны П. и Аиды Б.) легкое нарушение голоса. Указанные нарушения тембра, высоты и силы голоса незначительно влияют на внятность речи. И, на наш взгляд, при хорошо организованной работе преодолимы. Умеренное нарушение голоса – у 25% детей (Нелли Н., Вари Д.). У Нелли нарушена только высота голоса, но нарушение тяжелое, стойкое, значительно ухудшающее внятность речи. У Вари нарушены все параметры голоса. У 13% детей (Петя И.) – тяжелое нарушение голоса, требующее серьезной коррекционной работы над тембром, высотой и силой. Возможно, что этому ребенку необходимо медицинское обследование.
Таким образом, результаты исследования наглядно демонстрируют, что работа над голосом, которая проводится в данной группе детей, является недостаточной для формирования голоса, приближенного к норме.
По нашему мнению, в работе с детьми необходимо уделять больше внимания, как развитию голоса, так и коррекции выявленных нарушений. Нами была проведена коррекционная работа по восстановлению голосовых функций у детей.
При повторном исследовании выявлены следующие результаты: дыхание: брюшное дыхание - 5 детей (49,8 %) грудное дыхание – 4 ребенка (33,4%), грудно - брюшное – 1 ребенок (16,8%). Выдох: ровный выдох – 5 детей (66.4%) Прерывистый выдох – 2 ребенка (16,8%) прерывистый выдох с содружественными движениями – 3 ребенка (16,8%). Громкость речи: норма – 6 детей (50%), тихий голос – 4 детей (45%). Высота основного тона: соответствие высоты голоса полу и возрасту ребенка – 2 ребенка (16,6%). Умение воспроизводить высоту голоса по образцу – 1 ребенок (8,4%). Произвольно повышать и понижать голос – 4 ребенка (33,2%). Диапазон – 5 детей (41,5%). Назализация: норма - 2 ребенка (16,6%), легкая назализация – 6 детей (49,8%), умеренно – выраженная назализация – 2 ребенка (33,6%).
Таким образом, в результате проведения коррекционно-логопедической работы, общая картина коррекционной работы положительная, так как произошли изменения в голосе на 8 %, особенности выдоха на 8%, громкость речи улучшилась на 25% ,высота основного тона улучшилась на 8%, назализация из умеренно выраженной исправилась, с 58,5%, на 33,6%, что составило улучшение на 24,9%. Таким образом, можно говорить о том, что проведенная нами работа по улучшению голосовых функций была проведена успешно.
3,000 руб.
Список литературы
1. Алмазова Е. С. Нарушения голоса у детей и подростков // Расстройства речи у детей и подростков /под ред. Ляпидевского С. С. – М., 1969.
2. Алмазова Е. С. Опыт логопедической работы с детьми, страдающими нарушениями голоса // Очерки по патологии речи и голоса /под ред. Ляпидевского С. С. – вып. 2 – М., 1963.
3. Алмазова Е. С. К вопросу о нарушении голоса //Очерки по патологии речи и голоса /под ред. Ляпидевского С. С. – вып. 1. – М., 1960.
4. Акулова О. В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества // Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. – СПб., 1996.
5. Арушанова А. Сценарии активизирующего общения в семье: [развитие речи] / А. Арушанова, Т. Юртайкина // Дошк. воспитание. – 1994. – № 12 ; 1995. – № 2, 4, 5.
6. Бессонова Т.П., Грибова А.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас и грамматический строй – М., 1997.
7. Бородич А.Н. Методика развития речи детей. – М., 1999.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1991.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1991.
10. Воспитание, образование и развитие детей 6-7 лет в детском саду и семье / Т. Н. Доронова [и др.]. – М. : Просвещение, 2005. – 174
11. Василенко Ю.С. Голос, фониатрические аспекты - М., 1990
12. Вильсон Д. Нарушения голоса у детей. – М., «Медицина», 1990.
13. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. – М., 1996.
14. Главтузова О.П. Рекомендации по развитию речи на седьмом году жизни - М., 2005.
15. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми разговорной речи. – М., 1999.
16. Глухов В.П. Программа формирования диалогической и монологической речи у дошкольников с ОНР – М., 2001.
17. Дмитриев Л. Б., Телеляева Л. М., Таптапова С. Л., Ермакова И. И. Фониатрия и фонопедия. – М., «Медицина», 1990.
18. Детский голос (Экспериментальные исследования) // Под ред. В.Н. Шацкой – М. 2000.
19. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1991.
20. Ефименкова Л.Н. Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда в дошкольном логопункте – М., 1991.
21. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М., «Просвещение», 1996.
22. Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М., 1958.
23. Жинкин Н. И. О теориях голосообразования //Мышление и речь/под ред. Жинкина Н. И. и Шемякина Ф. Н. – М., 1963.
24. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. – М., «Просвещение», 1990.
25. Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М., 1958.
26. Зиндер Л. Р. Общая фонетика. – М., 1973.
27. Занятия по развитию речи в детском саду. /Под ред. О.С. Ушаковой – М., 2001
28. Ивановская Ф. А. Профилактика голосовых расстройств //Очерки по патологии речи и голоса /под ред. Ляпидевского С. С. – вып. 1. – М., 1960.
29. Ивановская Ф. А. Сборник логопедических упражнений при расстройствах голоса. – М., 1961.
30. Ипполитва А.Г. Обследование детей с ринолалией. В сборнике «Открытая ринолалия» М., 1983г.
31. Короткова Э.П. Требования к беседе воспитателя и ребенка. – М., 1986.
32. Комарова С.В. Активизация диалогической речи у детей средней и старшей группы специального детского сада// Логопед № 4, 2006, с. 100
33. Лалаева Р.А. Программа развития речи детей с ОНР – М., 1991.
34.Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи/ Лалаева Раиса Ивановна, Серебрякова Наринэ Витальевна. - СПб.: Союз, 2001.
35. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2001.
36. Леонтьев Л.Н. Психологическое исследование речи. – М., 1982.
37. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников. - СПб., 1994.
38. Лопухина И.С. Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи. М., 1995.
39. Лаврова Е. В. Нарушения голоса //Логопедия /под ред. Волковой Л. С. – М., «Просвещение», 1989.
40. Лаврова Е. В. Характеристика и классификация нарушений голоса /Дефектология, № 1, 1987.
41. Ляпидевский С. С., Нейман Л. В., Гриншпун Б. М. Анатомо-физиологические механизмы речи //Расстройства речи у детей и подростков /под ред. Ляпидевского С. С. – М., 1969.
42. Орлова О.С. Нарушение голоса у детей – М., 2005
43. Правдина О. В. Голос и его нарушения //Очерки по патологии речи и голоса /под ред. Ляпидевского С. С. – вып. 2. – М., 1963.
44. Рябченко А. Т. Функциональные нарушения голоса. – М., 1964.
45. Развитие детского голоса // Под ред. В.Н. Шацкой - М., 2003.
46. Максаков А. И. Развитие речевого голоса у дошкольников /Дошкольное воспитание, № 1, 1988.
47. Максимов И. А. Фониатрия. – М., 1987.
48. Митринович-Моджеевска А. Патология речи, голоса и слуха. Варшава, 1965.
49. Максаков А.И. Воспитание диалогической речи. – М., 2000.
50.Мещерякова Л.М. Развитие связной речи дошкольников с ОНР//Логопед № 6, 2006, с. 76
51.Николаева С.М. Из опыта работы по упорядочению грамматического строя речи у учащихся с нерезко выраженным ОНР // Дефектология. – 2000. - № 1.
52. Общение и речь: развитие речи в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной – М., 1999.
53. Поваляева М.А. Педагогический основы логопедической помощи – М., 1996
54. Поваляева М.А., Беденко Г.В. Педагогическая диагностика и коррекция речи – М., 1997.
55.Поваляева М.А. К вопросу о педагогических подходах в логопедической практике в ДОУ – М., 1997.
56.Поваляева М.А. Моделирование коррекционно-образовательного пространства: Сборник научных работ аспирантов и молодых преподавателей. Ч. 3 – М., 1998.
57. Поваляева М.А., Карханян Л.Р. Речевое дыхание - основа правильной речи. – М., 1997.
58. Поваляева М.А. Проблемы речевых нарушений - М., 2000.
59. Путкова Н.М. Обучение построению связного речевого высказывания у детей с ОНР// Логопед № 2, 2006, с. 88
60. Селиверстов В. И. Первые сведения о речевых расстройствах и приемах их преодоления. – М., 1998.
61. Смирнова Е.О. Развитие общения у дошкольников. – М., 1994.
62. Спирова Л.Ф., Ястребова А. В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи. // Методы обследования нарушений речи у детей. – М., 1990
63. Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит. Формирование лексико-грамматичексого строя речи – М., 1998.
64. Трауготт Н. Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. - СПб., 1994.
65. Таптапова С. Л. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса. – М., «Просвещение», 1984
66. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению - М., - 2002.
67. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 1999.
68. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991.
69. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. – М., 2000.
70. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М., 1990.
71. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997. – Ч. 1.
72. Хватцев М.Е.. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников с проблемами в развитии – М., 1998.
73. Цветкова Л.С. Коррекционные принципы логопедической работы с дошкольниками с ОНР – М., 2004
74. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Нарушения речи у детей. – М., 1993.
75.Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. - М., АРКТИ, 2006.
3,000 руб.