Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Актуальность избранной темы связана с тем, что современные условия предъявляют повышенные требования к профессиональной деятельности. Особый интерес в аспекте профориентационной работы представляют старшеклассники, относящиеся к категории трудновоспитуемых или педагогически запущенных детей. В связи с этим существует острая практическая необходимость обосновать роль профориентационной работы в работы в профессиональном самоопределении педагогически запущенных подростков, подобрать эффективные приемы и способы работы с проблемными подростками. Этим обусловлен выбор темы исследования: «Профессиональная ориентация педагогически запущенных детей». Профориентация педагогически запущенных старшеклассников по своей сути является не только и не столько проблемой педагогической. Ее правильней называть общественной проблемой, для решения которой усилий одних педагогов явно недостаточно.
Сущность профориентации педагогически запущенных детей как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии. Система профориентации на современном этапе ее развития призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении. Непрерывное и своевременное решение научных и организационных вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза” .
Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Объект исследования – педагогически запущенные дети .
Предмет исследования – особенности профессиональной ориентации педагогически запущенных детей.
Цель исследования - изучение проблемы профессиональной ориентации педагогически запущенных детей.
Гипотетические предположения: профориентационная работа с педагогически запущенными детьми старшего школьного возраста будет эффективна, если:
- учитывать психолого-педагогические особенности педагогически запущенных детей: мы предполагаем, что мотивация выбора профессии у педагогически запущенных детей снижена.
- разработать систему коррекционно-развивающих занятий с педагогически запущенными детьми.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, эмпирические исследования, контент-анализ, эксперимент, беседа, статистическая обработка данных.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и рекомендации по данной работе могут быть использованы в практике школьного психолога при организации профессиональной работы с педагогически запущенными детьми.
1,200 руб.
Содержание
Введение……………………………………………………………………...............3
Глава 1. Теоретический аспект изучения проблемы профессиональной ориентации педагогически запущенных детей
1.1. Сущность и основные особенности профориентационной работы в школе…………………………………………………………………………………6
1.2.Педагогически запущенные дети как психолого-педагогическая проблема…………………………………………………………………………….10
Глава 2. Экспериментальное изучение профессиональной ориентации педагогически запущенных детей
2.1. Организация, методы и анализ результатов исследования………...............19
2.2. Программа профессиональной ориентации педагогически запущенных детей старшего школьного возраста………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………................33
Приложение………………………………………………………………................35
1,200 руб.
Заключение
На основе анализа специальной литературы и проведенного исследования, мы считаем целесообразным, сделать ряд выводов:
- В теории профориентации существуют и общепедагогические принципы, и специфические принципы, характеризующие профориентационную деятельность как общественное явление.
- Подростковый период онтогенеза - это остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым.
- Педагогически запущенный подросток – это, прежде всего, обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. А черты, качества агрессивности и девиантного поведения он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.
-Организация практического исследования профессиональных предпочтений старших школьников осуществлялась на базе МОУ СОШ № 495 г. Москва. Выборка респондентов осуществлялась с учетом того, что для проведения исследования экспериментальную группу составили дети, которые характеризуются педагогами как педагогически запущенные (15 человек) и контрольная группа – благополучные дети (15 чел.). Общее количество респондентов в этом случае составило 30 человек: ученики 11-х классов.
- Анализ результатов методики ДДО показал, что в основном старшеклассники экспериментальной и контрольной группы выбрали профессии связанные с работой с людьми (учитель, врач, юрист, адвокат) и 29, 1 % опрошенных выбрали профессию экономиста, которая связана со знаками(цифрами). Среди старшеклассников экспериментальной группы 67 % не определились с выбором профессии, среди контрольной группы таких старшеклассников нет. В результате статистического сопоставления данных мы можем сделать статистически обоснованный вывод о том, что мотивация выбора профессии у педагогически запущенных детей ниже, чем у благополучных.
Общие рекомендации для профессиональной ориентации педагогически запущенных детей:
При выборе профессии
• Учитывать не её престижность, а востребованность
• Учитывать наличие способностей к тому или иному виду деятельности
• Помнить, что по выбранной специальности, возможно придется работать всю жизнь и учитывать наличие интереса к выбираемой профессии
• Ознакомиться с перечнем обязанностей
• Проанализировать перечень трудовых обязанностей и попытаться дать ответ на вопрос: «А смогу ли я все это делать?»
1,200 руб.
Список литературы
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование семей с трудными подростками М. 1999 г.
2. Взаимодействие общеобразовательной школы и специальных учебных заведений в профессиональной ориентации молодежи: Межвузовский сборник научных трудов. – Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1984 г., стр. 98.
3. Дружинин В.Н. Психология семьи. — М., 1996. 178 с.
4. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1998.
5. Климов Е. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации – М, 2005
6. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1990.
7. Кухарчук A.M., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. — Минск. 1996.
8. Коджаспирова Г.Ш. Педагогика – М., 2001.
8. Мартынова С.С. Профессиональная ориентация школьников (методические рекомендации); Омск: Омский пед. ин-т, 1996
9. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1990. 354 с.
10. Мухина B.C. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество. Учебн. для студентов вузов — 5-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000. 452 с.
11. Особенности профессиональной адаптации проблемной молодежи, М, 2004.
12. Пряжников Н. «За и против» активизирующая профориентационная методика.// Школьный психолог №22, 1999 г.
13. Пряжников Н. «Будь готов!» активизирующая профориентационная методика.// Школьный психолог №13, 2001 г.
14. Пряжников Н. Формула престижа. Активизирующий опросник-шутка// Школьный психолог №5, 1999 г.
15. Пряжников Н С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М., 1996. 225 с.
16. Райгодский Д.Я Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. 672 с.
17. Салимова P.M. Психологическая практика студентов. Методические указания к выполнению заданий по психологии в период прохождения педагогической практики в школе для студентов 3-5 курсов очного и заочного отделений педвузов. — Стерлитамак: СГПИ, 2003.70 с.
18. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: Учебное пособие. — Свердловск, 1996.
19. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя” / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 1996 г. - 112 стр.;
20. Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н. Э.Профессиональная ориентация детей-девиантов, М.: Педагогика, 1995.
1,200 руб.