Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность исследования обусловлена тем, что образ жизни современных дети стал менее подвижен. Согласно многим исследованиям, дети уже с дошкольного возраста большую часть времени предпочитают проводить в статичном положении – за чтением книг, играми за компьютером, играми с приставками, в то время как подвижные игры, эстафеты и физические упражнения стали отходить даже не на второй план. В процессе обучения в школе и дошкольных учреждениях больше времени и внимания уделяется интеллектуальному развитию детей, что приводит к нарушениям в физическом развитии детей, гиподинамии. У современных дошкольников вследствие уменьшения нагрузки на сердечнососудистую систему оказывается ухудшенным функциональное состояние сердца, его размеры уменьшаются, работа становится менее «экономичной». Появляется учащение и снижение силы сердечных сокращений, уменьшение ударного и минутного объема крови. Длительная гиподинамия, уменьшая нагрузки на костный аппарат, сопровождается нарушением минерального и белкового обменов.
От состояния двигательной сферы и соответственно возможностей в овладении теми или иными движениями, моторными актами, двигательной деятельностью в целом очень многое зависит в жизни человека: от развития жизненно необходимых способов передвижения (лазанье, ходьба, бег и др.) и формирования элементарных навыков самообслуживания в раннем и дошкольном детстве до овладения учебно-трудовой деятельностью в школьном возрасте и, наконец, выбора в будущем желаемой профессии, требующей высокого уровня координации движений.
Многие известные педагоги отмечают, что движения являются важным средством не только развития, но и воспитания ребенка, способствуя формированию его как личности. С помощью собственных движений, сопровождаемых соответствующими словами взрослых, ребенок познает окружающий его предметный мир, выражает свое отношение к нему, учится целенаправленно действовать в нем. Именно в движениях начинают просматриваться первые ростки смелости, решительности, выносливости, настойчивости маленького ребенка, которые в будущем станут формой проявления этих и других важных качеств личности. В играх с движениями и правилами ребенок приобретает навыки человеческого общения, осваивает опыт социального поведения
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Именно в игре ребенок познает окружающий мир и общается со сверстниками. Подвижные игры и физические упражнения являются одним из средств полноценного развития ребенка, формирования позитивных отношений дошкольника со сверстниками и важнейшим элементом повышения двигательной активности детей.
В литературе по теории и методике физического воспитания и развития ребенка (В.Г. Гришин, 1982; Т.И. Дмитренко,1973; Л.В. Карманова,1980; Т.И. Осокина, 1986) подчеркивается, что подвижные игры с элементами спорта позволяют ему овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество. В методических пособиях названных авторов достаточно глубоко раскрыты содержание, педагогические условия обучения дошкольников элементам спортивных игр и упражнений. В настоящее время мы можем констатировать тот факт, что в дошкольных и школьных учреждениях недостаточно уделяется внимание развитию физических качеств детей, двигательной активности, что приводит к повышенной заболеваемости и слабому физическому развитию детей.
Дети, к началу обучении в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению, внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.
Внимание ребенка отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями. Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания. Однако рекомендации для практических психологов по данным вопросам относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста, хотя на сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо ранее выявление и коррекция нарушений внимания уже у детей.
Актуальность проблемы изучения внимания обусловлена тем, что внимание является необходимым условием выполнения любой деятельности. Особенно актуальна данная проблема в аспекте младшего школьного образования. Очень часто на занятиях в начальных классах слышен призыв педагога: «Будьте внимательны!». В разговоре с родителями в качестве объяснения неудач ребенка нередко звучит: «Ему не хватает внимания» или «Все его ошибки от невнимания». Однако далеко не каждый педагог готов объяснить как быть внимательным, как развивать внимание. Причины таких трудностей лежат в особом содержании внимания как психического процесса. Недостаточный уровень сформированности внимания дошкольников так же является серьезной проблемой в процессе обучения детей.
Несмотря на большое число психолого-педагогических исследований, посвященных изучению познавательной деятельности детей, особенности внимания детей дошкольного возраста средствами подвижных игр исследованы недостаточно. На практике многие педагоги сталкиваются с серьезными трудностями в развитии и формировании внимания, мы считаем, что необходимо систематизировать данные экспериментальных методик диагностики и формирования внимания детей дошкольного возраста средствами подвижных игр.
В связи с вышеизложенным, актуальность выбранной темы исследования определяется тем, что она посвящена изучению внимания у детей дошкольного возраста и возможностью его оптимизации средствами подвижных игр.
Целью нашего исследования стало выявление роли подвижных игр в процессе развития внимания дошкольников.
Объект исследования – подвижные игры и физические упражнения как средство и метод развития внимания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – внимание в дошкольном возрасте.
В соответствии с темой и целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. На основании проведенного анализа научной литературы по проблеме исследования выявить психолого-педагогические, медико-биологические особенности развития детей дошкольного возраста (особенности развития внимания, концентрации внимания, характера, темперамента и готовности ребенка к обучению в школе);
2. определить значение подвижных игр и физических упражнений в развитии ребенка. Воспитательные и образовательные задачи подвижных игр в дошкольном возрасте;
3. охарактеризовать подвижные игры и физические упражнения на прогулке как средство и метод общего физического воспитания детей;
4. рассмотреть методические подходы к процессу развития внимания в подвижных играх детей дошкольного возраста;
5.провести экспериментальное исследование особенностей развития внимания в подвижных играх с дошкольниками;
6. подобрать и апробировать методику развития внимании у детей дошкольного возраста в подвижных играх и выявить ее эффективность средствами контрольного эксперимента.
Гипотеза исследования. Предполагается, что у детей среднего дошкольного возраста уровень развития внимания будет ниже, чем у старших дошкольников, что определит подбор и апробирование методики развития внимания дошкольников. Процесс формирования внимания будет проходить интенсивнее, если учитываются возрастные и индивидуальные особенности человека. Можно предположить, уровень развития внимания возможно скорректировать средствами подвижных игр.
Методика и процедура исследования Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение, обобщение педагогического опыта).
В исследовании применялись следующие методики диагностики:
- «Корректурная проба» (оценка уровня развития концентрации и переключения внимания);
- «Таблицы Шульте» (определение устойчивости внимания, степени врабатываемости и эффективности работы);
- Методика изучения концентрации и устойчивости внимания в модификации Пьерона-Рузера.
База исследования: МДОУ № 125 г. Москвы.
1,200 руб.
Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование особенностей развития внимания в подвижных играх с дошкольниками 6
1.1Психолого-педагогические, медико-биологические особенности развития детей дошкольного возраста (особенности развития внимания, внимания, характера, темперамента) 6
1.2Значение подвижных игр и физических упражнений в развитии ребенка. Воспитательные и образовательные задачи подвижных игр в дошкольном возрасте 12
1.3Подвижные игры и физические упражнения на прогулке как средство и метод общего физического воспитания детей 14
1.4Методические подходы к процессу развития внимания в подвижных играх детей дошкольного возраста 17
Выводы по главе I 20
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей развития внимания в подвижных играх с дошкольниками 21
2.1 Определение методов исследования 21
2.2 Исследование особенностей внимания у детей дошкольного возраста 24
2.3 Методика развития внимании у детей дошкольного возраста в
подвижных играх 30
2.4 Проведение контрольного эксперимента 32
Выводы по главе II 34
Заключение 35
Список литературы 37
Приложение 39
1,200 руб.
В работе, посвященной изучению процессу формирования внимания у дошкольников, решались следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической и медицинской литературы о формировании и развитии внимания у дошкольников.
В результате решения данной задачи было выяснено, что внимание - это избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы, которая тесно взаимосвязана со всеми психическими процессами. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Оно не обнаруживается в «чистом» виде, функционально внимание направлено к чему-либо. Внимание обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.
Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют функции внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, соответствующих потребностям воздействий и игнорировании других – несущественных, побочных воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель.
Свойства внимания – объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.
Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 6-8 объектам.
Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, тем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание.
Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.
Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.
Устойчивость внимания – общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Однообразные действия снижают устойчивость внимания.
Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость . Отвлекаемость выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодические ослабления внимания к конкретному объекту ил деятельности.
Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непреднамеренное). Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.
Выделяют следующие виды внимания:
1.Непроизвольное внимание – непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, значимого или нового, неожиданного раздражителя. Это сосредоточение на объекте в силу каких-то его особенностей.
Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредотачивается не на том, что для него интересно, а на том, что должен делать. Произвольно сосредотачиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие. Которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Послепроизвольное внимание – вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение. Человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.
Внимание у дошкольников, несмотря на его произвольный характер, сформировано не полностью в силу физиологических особенностей развития нервной системы ребенка.
2. Изучение внимания детей старшего и среднего дошкольного возраста при помощи диагностических методик
Для изучения внимания дошкольников были отобраны и применены три методики: «Корректурная проба», «Таблицы Шульте», методика Пьерона-Рузера. Полученные результаты оценивались качественно и количественно (с использованием математических методов). Данные обследования внимания старших дошкольников сравнивались с аналогичными показателями детей среднего дошкольного возраста.
Было выяснено, что у детей среднего дошкольного возраста уровень концентрации, переключения и устойчивости внимания значительно снижен, чем у старших дошкольников. Как следствие преимущественно низкого уровня развития основных свойств внимания у детей среднего дошкольного возраста снижены показатели врабатываемости и эффективности выполнения деятельности.
В целях оптимизации внимания детей среднего дошкольного возраста необходимо проведение дополнительной коррекционной работы, направленной на развитие наблюдательности, навыков самоконтроля и саморегуляции.
3. Разработка и проведение коррекционно-педагогической работы по формированию и развитию внимания дошкольников.
Коррекционно-педагогическая работа строилась на основе принципов обучения и воспитания детей, с учетом формы психофизического развития и индивидуальных особенностей детей.
Результаты контрольного исследования (после проведения работы по оптимизации внимания детей среднего дошкольного возраста) свидетельствуют о наличии положительной динамики в экспериментальной группе по основным показателям уровня развития внимания – концентрации, переключения и устойчивости внимания, врабатываемости и эффективности деятельности.
Таким образом, задачи успешно решены, цель исследования – разработать и экспериментально обосновать методику педагогической коррекции внимания у детей старшего и среднего дошкольного возраста – была достигнута.
В заключение следует отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что у детей среднего дошкольного возраста уровень развития внимания будет ниже, чем у старших дошкольников, что определит подбор и апробирование методики развития внимания дошкольников. Экспериментальное исследование позволило нам получить подтверждение данной гипотезы и доказать, что развитие внимание дошкольников возможно и эффективно с применением помощи подвижных игр.
1,200 руб.
1. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников // Вестник РАМН, 1993. – №
2. Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников: Уч. – метод. пособие для школьных психологов. – Волгоград: Перемена, 1993. – 60 с.
3. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. -М.: Издательство «Ось – 89», 1998. 224с.
4. Башкиров П. Н. Учение о физическом развитии человека. М., 1962.
5. Блейхер В. М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.
6. Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение.- 1983, 285с.
7. Бунак В. В. Антропометрия. Практический курс. М., 1941.
8. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.:, 1998. С. 36.
9. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. Киев.: Здоровье. - 1981. - С.24-27.
10. Волчок И.П. Подвижные игры младших школьников. М. 1993.
11. Выготский Л.С. История развития высших психологических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983 г. Т. 3. С. 5-328.
12. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии. Вопросы психологии. 1994/6.
13. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Докл. Апн РСФСР. 1958 г. № 3. С. 33-38.
14. Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М.,1972.
15.Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дисс. . . д-ра. пед. наук. - М., 1979. - 44 с.
16.Добрынин Н. Ф. Произвольное и непроизвольное внимание. /Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина. - М., 1958.
17.Должников И.И. Планирование содержания уроков ФК // Физическая культура в школе. - М., 1997. - №4. - С.14-16.
18.Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника: Материалы симпозиума / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М., 1986.
19.Зяблицева М. А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения / М. А. Зяблицева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 189 с.
20.Карташова Л. О самоорганизации детей в подвижной игре. //Дошкольное воспитание.- 1981, №11, 61с.
21.Кравцов Г. Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М., 1987
22.Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. С. 115-116.
23. Лайзане С.П. Физическая культура для малышей. М.: "ФиС". 1978 – 118 с., ил.
24.Лурия А. Р. Внимание и память. - М., 1975.
25.Матюгин И. Ю., Аскоченская Т. Ю., Бонк И. А. Как развивать внимание и память вашего ребенка. Книга для детей и их родителей. – М., «Эйдос», - 1993
26. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. М. 1996.
27.Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М., 2001.
28. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М.: "Просвещение". 1978 – 170 с., ил.
29.Павлов И.П. Избранные труды / Под ред. Э.А. Асратяна. - М.: 1951.
30. Пахомова С.В. Подвижные игры и эстафеты в системе физического воспитания. Оренбург: ГОУ ОГУ. 2005. 24 с.
31.Пуни А.Ц. О сущности двигательных навыков //Вопросы психологии. 1964, № 1, с. 94 - 103.
32.Рибо Т Психология внимания // Хрестоматия по вниманию — М , 1976
33.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1996.
34.Рубинштейн С. Л. Внимание и его воспитание. - М., 1972.
35.Синяева З.К. Методические рекомендации для оценки физического развития школьников. - Улан-Удэ, 1995. - С. 75-78.
36.Усова А. П., Обучение в детском саду и школе. – М.: «Просвещение», 1970. – 208 с.
37.Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт. - 1972. - 175 с.
38.Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.
39.Эголинский Я.А. Умственный труд и физическая культура / Эголинский Я.А., Грабовская В.К. - Л.: Б. и., 1972
40.Эльконин Д.Б. Игра // Философский энциклопедический словарь. М.: 1989. С. 202.
41.Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
42.Эльконин Д.Б. Школьное обучение – его особенности // В кн.: Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. С. 14-15.
1,200 руб.