ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы.
Современная жизнь – очень динамична, сложна и полна социальными изменениями. Условия социально-экономической нестабильности наносится удар по наиболее уязвимым социальным институтам, в первую очередь, по институту семьи.
Между тем, семья является источником реализации базовых потребностей человека – в пище, в заботе, в самоактуализации и др. Утрата или снижение способности семьи удовлетворять какую либо из потребностей личности приводит к возникновению различного рода невротических и психосоматических расстройств, повышению уровня фрустрированности и конфликтности.
Психология семьи, супружества и различных аспектов брака изучалась в работах Э.Г.Эйдемиллера, В.Юстицкиса, С.И.Голода, С.В.Ковалева, Г.В.Осипова, Ю.П.Коваленко, Н.Я.Соловьева, В.А.Сысенко, В.Сатир и др.
Данные авторы также подчеркивают положение о том, что семейные отношения являются базисом жизненного благополучия человека. От полноты реализации семьей ее основных функций, от того, насколько удовлетворяются жизненные потребности личности в семье, зависит благополучие общества.
В последнее время все большую популярность приобретает форма гражданского, «неофициального» брака супругов. Приверженцы данной формы брака отмечают возможность «проверки» взаимных чувств партнеров, степени совместимости, большую степень финансовой и личностной независимости. Научный, а также социальный интерес вызывает проблема увеличения количества так называемых «гражданских» браков – неофициальных союзов партнеров.
В связи с необходимостью решения задач оказания консультационной помощи семье в ходе осуществления профессиональной деятельности, авторы данной дипломной работы предприняли попытку выявить психологические особенности взаимоотношений супругов в ситуации неофициального брака и сопоставить результаты с особенностями межличностного взаимодействия партнеров в ситуации официального брака.
Базовым фактором благоприятного брачного союза особое место занимает удовлетворенность браком – переживание супругами благоприятности внутрисемейных отношений.
В рамках данной дипломной работы целью исследования является сравнительный анализ удовлетворенности супругов в ситуации официального и неофициального брака.
Объект исследования: супруги (семейная пара) в официальном и неофициальном браке.
Предмет исследования: изучить характер взаимосвязи удовлетворенности браком и межличностных отношений супругов, состоящих в официальном и неофициальном браке.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы удовлетворенности браком и межличностных отношений супругов.
2. Провести сравнительный анализ межличностных отношений супругов в зависимости от степени удовлетворенности браком.
3. Выявить взаимосвязь удовлетворенности браком и особенностей межличностных отношений супругов в официальном и неофициальном браке.
4. Выявить различия в удовлетворенности браком и особенностей межличностных отношений в официальном и неофициальном браке.
Гипотезой исследования является предположение о том, что в официальном и неофициальном браке наблюдается различный характер взаимосвязей удовлетворенности браком и межличностных отношений супругов:
1) в официальном браке расширяется спектр возможных конфликтных ситуаций между супругами;
2) в повышении удовлетворенности официальным браком решающую роль играют взаимоотношения супругов, основанные на ответственности друг перед другом;
3) в повышении удовлетворенности неофициальным браком решающую роль играет автономность партнеров.
Теоретической основой исследования являются концепции семьи как системы Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса.
Методами исследования являются психологическая диагностика (методики: Тест интерперсональной диагностики Т. Лири (Стиль межличностного взаимодействия), Тест-опросник «Удовлетворенность браком» (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко), Методика «Диагностика психологических трудностей общения» В.А. Лабунской, Методика «Изучение межличностных отношений» В.Шутца), методы математической статистики (анализ статистических различий по критерию U Манна-Уитни).
3,000 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Партнерские взаимоотношения в ситуации брачного союза являются неотъемлемой частью полноценной психической жизни личности.
Как показывает анализ работ различных авторов – специалистов в области психологии и социологии семьи, семья и брак являются по определению и содержанию различными понятиями, включая в круг взаимоотношений разное количество людей. Брачный союз является своеобразным выражением соглашения между двумя людьми, направленным на сохранение его устойчивости.
Необходимыми условиями повышения удовлетворенности семейными отношениями являются: направленность на другого (умение понимать его, внимательно к нему относиться, учитывать вкусы, интересы и желания); нормальное, бесконфликтное общение; доверительность и эмпатия; понимание друг друга; нормальная интимная жизнь; наличие Дома (место, где человек может отдохнуть от сложностей жизни).
Таким образом, весьма существенной задачей является формирование навыков эффективного решения проблем вообще и семейных в частности. Чем лучше члены семьи представляют себе и контролируют ход этого процесса, чем прочнее навыки и больше опыт решения самых различных проблем, тем сильнее сопротивление семьи искажающему воздействию различных факторов.
В этом отношении достаточно интересной и актуальной областью исследования является ситуация «гражданского», неофициального брака.
Экспериментальное исследование, проведенное в рамках данной дипломной работы, позволило выявить взаимосвязь удовлетворенности в браке и межличностных отношений супругов.
В целом, как в ситуации официального, так и неофициального брака удовлетворенность супругов проявляется в различной степени. С другой стороны, удовлетворенность брачными отношениями супругов в ситуациях официального и неофициального брака определяется различными факторами.
Во-первых, неофициальный брак предоставляет больше свободы партнерам в личной жизни. У партнеров в таком браке значительно меньше взаимных обязательств, меньше возникает конфликтов, связанных с воспитанием детей, общением с родственниками партнера, проблем, связанных с распределением материальных средств и имущества. Каждый из партнеров относительно независим от другого. Гражданский брак является средой «проверки отношений» на прочность. В данном случае стиль межличностного общения партнеров может изменяться от властного к подчиняемому, от сотрудничающего к замкнутому.
В официальном браке супруги в большей степени зависимы друг от друга, существует система межличностных отношений с родственниками партнера, актуальна проблема воспитания детей. Официальный брак характеризуется как система относительно устойчивых взаимоотношений – резкие изменения стиля межличностного общения одного из супругов могут способствовать повышению напряженности во взаимоотношениях.
Как показывают результаты бесед с партнерами, состоящими в официальном и неофициальном браке, гражданский брак воспринимается как некая «переходная стадия» к браку официальному. При этом отказ партнера от официальной регистрации отношений может резко снижать удовлетворенность другого партнера таким союзом – возникают подозрения в нестабильности, временности отношений, на первый план выступает проблема доверия партнеров.
Кроме того, как показывает анализ социологических исследований, посвященных проблеме неофициального брака, существует множество скрытых финансовых, имущественных проблем и споров в ситуации, когда партнеры не являются законными супругами. Данные проблемы могут резко обостриться в той или иной жизненной ситуации (например, рождение ребенка).
В целом, на наш взгляд, нельзя достаточно однозначно ответить на вопрос о предпочтении той или иной формы брака. Предпочтение должно отдаваться той форме брака, которая способствует установлению доверия, взаимопомощи и сотрудничества партнеров.
Для достижения супружеской гармонии существует не так уж много помех. Теоретически большинство супружеских пар может жить гармонично и счастливо, приспособившись к внешним условиям, не давая внешним факторам вмешиваться в супружеские межличностные отношения. Для этого достаточно их обоюдного желания и соответствующих знаний. И даже физически ущербным людям не закрыта дорога к супружескому счастью, за редкими, конечно, исключениями. Просто супруги должны быть уверены, что все усилия, направленные на сближение и преодоление помех, не пропадут. А компромиссы, творческий подход к семейным проблемам и небольшие жертвы не оставят супругов без щедрого вознаграждения. А вознаграждение это - супружеское счастье.
3,000 руб.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агарков С.Т. Дисгармоничный брак // Социологические исследования, 1987, №4.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – 416 с.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: Юнити, 2000. - 551 с.
4. Бевзова Л.В. Социально-психологические трудности педагогического общения в системе «учитель-ученик» // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. Тез.докл.всесоюз.конф. – Ростов-на-Дону, 1990. – С. 58-61.
5. Бодалев А.А Психологические трудности общения и их преодоление / А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев // Педагогика. – 1992. – № 5-6. – С.65-70.
6. Бреус Е.Д. Динамика трудностей общения педагогов в процессе социально-психологического тренинга // Психологический вестник. – Ростов-на-Дону: изд-во РГУ, 1996. – Вып.1, Часть I. – С.230-238.
7. Вереникина И.М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке // Вопросы психологии. – 1986. – № 3. – С.71-77.
8. Вислоцкая М. Искусство любви (двадцать лет спустя). – М.: Советский спорт, 1991.
9. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений //Вопросы психологии, 1985, №5.
10. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи //Вопросы психологии, 1985, №2
11. Голод С.И. Стабильность семьи. – М.: Наука, 1984.
12. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. – М.: Знание, 1976. – 40 с.
13. Григорьева Е.А. Социально-психологические характеристики общения трудного партнера в представлениях психолога и клиента. Диплом.работа. – Ростов-на-Дону, 1995.- 87 с.
14. Гришина Н.В. Психология конфликта.-СПб.: Изд-во «Питер», 2000. -464 с.
15. Дармодехин С.В., Елизаров В.В. Проблемы семьи и семейная политика // Социологические исследования, 1994, №9.
16. Джеймс М. Брак и любовь – М.: Прогресс, 1985. – 192 с.
17. Исурина Г.Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете конценции отношений // Групповая психотерапия. – М.: Медицина. – 1990. – С. 89-121.
18. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., Педагогика. 1987.
19. Кузнецова Е.В. Трудности педагогического общения, обусловленные невербальным поведением учителя, методы их коррекции // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. Тез. докл. Всесоюзн. конф. – Ростов-на-Дону, 1990. – С.75-81.
20. Куницына В.Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения // Актуальные проблемы психологической теории и практики / Под ред. А.А. Крылова. – СПбГУ, 1995. – С. 82-92.
21. Лабунская В.А. От проблемы затрудненного общения к постановке проблемы «субъект затрудненного общения» // Психологический вестник. – Ростов-на-Дону: изд-во РГУ, 1997. – Вып.2. – С.24-40.
22. Лабунская В.А. Типы структур психологических трудностей общения // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. Тез. докл. Всесоюз. конф. – Ростов-на-Дону, 1990. – С.10-15.
23. Лабутова И.В. Системное развитие коммуникативных умений учителя как условие преодоления трудностей педагогического общения // Психологические трудности общения. Тез. докл. всесоюз. конф. – Ростов-на- Дону, 1990. – С. 64-65.
24. Лавриненко В.Н. Социология. – М.: Юнити, 2000.
25. Левкович В.П., Зуськова О.В. Методика диагностики супружеских отношений //Вопросы психологии, 1987, №4.
26. Мастертон Г. Сексуальные секреты вашей соперницы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.
27. Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия: Дис. канд. психол. наук. – Ростов-на-Дону, 1998. – с. 289.
28. Методы психологической диагностики /Л.Н.Собчик. Выпуск 3 «Диагностика межличностных отношений». М. 1990.
29. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. – 151 с.
30. Обозова А.Н. Психологические проблемы службы семьи и брака //вопросы психологии, 1984, №3.
31. Общая психодиагностика /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М. МГУ. 1986.
32. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. Социология. – М.: 1990.
33. Парыгин Б.Д. Анатомия общения: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 301 с.
34. Парыгин Б.Д. Психологический барьер и его природа // Социальная психология и философия / Общ. ред. Б.Д. Парыгина. – Л.: ЛГПИ, 1975. – Вып.3. – С 3-13.
35. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 162 с.
36. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 1982. – 254 с.
37. Петровский А.В. Популярные беседы о психологии. – М.: Педагогика, 1983. – 224 с.
38. После свадьбы: Сборник. – СПб.: ТОО «Лейла», 1995.
39. Психология затрудненного общения. Учебное пособие. / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. – М.: Академия, 2001. – 288 с.
40. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.
41. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. - Вильнюс: Минтис, 1977.
42. Сомова Е.Г. Личностный аспект трудностей общения в юношеском возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. – Краснодар, 1999. – 165 с.
43. Стахеева О.Н. Потребности и трудности педагогического общения будущих учителей // Психологические трудности общения. Тез. докл. Всесоюз. конф. – Ростов-на-Дону, 1990. – С. 71-75.
44. Стрелкова И.Э. К проблеме психодиагностики и психокоррекции трудностей межличностного общения студентов // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. Тез. докл. всесоюз. конф. – Ростов-на-Дону, 1990. – С. 3-7.
45. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Мысль, 1989.
46. Титаренко С.Я. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 1987.
47. Улыбина Е.В. Взаимосвязь инструментальных и мотивационных трудностей межличностного общения // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. Тез. докл. всесоюз. конф. – Ростов-на-Дону, 1990. – С. 18- 21.
48. Фетискин Н.П. Психологическая структура монотогенного скучного педагога // Ежегодник РПО « Психология и практика». – Ярославль, 1998. – Т. 4. – Вып. 2. – С.216-217.
49. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., Статистика, 1978.
50. Ходаков Н.М. Молодым супругам. – М.: Медицина, 1979.
51. Цуканова Е.В. Деструктивные параметры взаимодействия в ситуациях временного дефицита // Психологические исследования общения. – М., 1985. – С.285-299.
52. Цуканова Е.В. Психологические трудности межличностного общения. – Киев: Вища школа, 1985. – 160 с.
53. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб: Питер, 1999.
54. Энциклопедия практического самопознания. М., Международная педагогическая академия, 1994.
55. Южанинова А.Л. Типы затруднений в общении у лиц с низким уровнем когнитивной сложности // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. Тез. докл. всесоюз. конф. – Ростов-на-Дону, 1990. – С. 21- 23.
56. Юнда И.Ф., Юнда Л.И. Социально – психологические и медико – биологические основы семейной жизни. – Киев, 1990.
3,000 руб.