ВВЕДЕНИЕ
В современном образовательном пространстве проблема оптимизации межличностных отношений, возникающих и развивающихся в процессе общения, стоит достаточно остро. Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [28, с. 213].
Актуальность данного вопроса определяется той огромной ролью, которую играет общение в развитии и формировании личности ребенка. Психологическая наука среди широкого круга проблем рассматривает нормы человеческих взаимоотношений. Они позволяют сохранить стабильные личные контакты, поднять на более высокий уровень эффективность и культуру общения, поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе. А также влияет на развитие знаний, умений, навыков, эмоционально-нравственной и волевой сфер личности, формирует модальность самоотношения и адекватность самооценки и др.
Наиболее последовательно проблема взаимоотношений рассматривалась начиная с 19 века в работах Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого и А.С.Макаренко. В последних работах В.А.Сухомлинского эта тема становится одной из центральных. А.С.Макаренко подчеркивал важность проблемы разрешения конфликтов: «Характер человека должен отличаться не бесконфликтностью, а готовностью к конфликту, порой способностью идти ему навстречу. Воспитательное значение конфликтных ситуаций и морально оправданных путей их разрешения и снятия в школьном коллективе трудно переоценить» [46, с. 136]. Исследованию конфликтов, причин их появления, месту конфликтов в становлении и развитии общества посвящено множество работ ученых различных направлений: философов, социологов, управленцев и др. (Скотт Дж.Г., Дмитриев А.В. и др.). Также данную проблему изучали такие психологи и педагоги, как Журавлев В.И., Коломинский Я.Л., Мудрик А.В., Овчарова Р.В., Чернышев А.С. и др. [35].
2,500 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ПРОБЛЕМЕ ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1. Конфликт и стратегии поведения в конфликтной ситуации
1.2. Методы преодоления конфликтных ситуаций
1.3. Социально-психологический тренинг как форма специально организованного общения, направленного на формирование бесконфликтного поведения
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Организация и ход исследования
2.2. Методы и методики исследования
2.3. Анализ результатов исследования
2.4. Статистический анализ результатов влияния тренинговой программы
ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
ПРИЛОЖЕНИЕ К
2,500 руб.
ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В процессе эмпирического и теоретического анализа результатов исследования нами были получены следующие выводы:
1. По предварительному исследованию результатов было выявлено:
При исследовании уровня выраженности интернальности в группах старшеклассников удалось выявить, что в группе прошедших социально-психологическое воздействие профессионально достоверно высокий уровень общей интернальности, то есть старшеклассники контрольной группы имеют более высокий контроль над событиями, которые с ними происходят, чувствуют собственную ответственность за эти события и за все, что с ними происходит в жизни. Также данные дети более важно относятся к той профессиональной деятельности, которой они занимаются, свои действия считают важным фактором в процессе деятельности.
В процессе эмпирического сравнения по выбору стратегии конфликтного поведения по К. Томасу удалось выявить на достоверном уровне, что в контрольной группе менее редко используют стратегию соперничества, то есть не стараются отстоять свои интересы за счет других интересов, наиболее выбираемая ими стратегия является приспособление, что говорит о том, что они готовы поступиться своими интересами за счет выполнения интересов других.
Группа старшеклассников, контрольной группы проявляют меньший уровень ситуативной тревожности, чем группа старшеклассников экспериментальной.
Достоверно ниже уровень тревожности и агрессии оказался в группе старшеклассников контрольной группы......
2,500 руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М., Социальная психология. - М., 1980.
2. Анцупов А. Я., Малышев А. А. Введение в конфликтологию. М.: МАУП, 1996. 551 с.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ, 1999.
4. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность.-М.: Мысль, 1983. - 207 с.
5. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). /Пер. с нем. Р.С.Эйвадиса. – СПб.: «Светлячок»; «Речь», 2001.- 128с.
6. Василюк Ф.Е., Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
7. Ващенко І. В., Антонова О. І. Конфлікт: посттравматичний стрес. Киев: Наукова думка, 1998. С. 18 - 20.
8. Вичев В.В., Мораль и социальная психика.-М., 1978.
9. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6т. Т.1. М.: Педагогика, 1982. С. 487.
10. Выханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент.- М., Гардарика, 1996.
11. Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал, т. 18, № 6, 1997.
12. Гришина Н.В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе.// Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Под ред. Шороховой Е.В.- М., 1983.
13. Гришина Н.В. Психология конфликта. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000. 456 с.
14. Гришина Н.В., Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов.Автореферат канд. дисс.- Л., 1978.
15. Гришина Н.В., Я и другие: Общение в трудовом коллективе. -Лениздат, 1990.-171с.
16. Данькова Т.М., Некоторые аспекты производственных конфликтов на промышленных предприятиях / Материалы IV Всесоюзного съезда психологов.- Тбилиси, 1971.
17. Донцов А.И., Психология коллектива.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984 .
18. Драгунова Т. В. Старшеклассник . М.: Знание, 1976. 96 с.
19. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии.– СПб.: Питер,2001.– 400с.
20. Ершов А.А., Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. - Л., 1976 .
21. Ілійчук В. І. Саморегуляція підлітків у подоланні конфліктної поведінки. Киев: ЛИБІДЬ, 1996. 22 с.
22. Кайдалов Д.П., Суименко Е.И., Единоначалие и коллегиальность.-М., 1979 .
23. Ковалев А.Г., Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.- М.,Политиздат, 1975, 271с.
24. Коллектив.Личность.Общение.: Словарь социально-психологических понятий./ Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова.- Л.: Лениздат, 1987.- 143 с.
25. Кон И. С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // В мире старшеклассник а / Под ред. Бодалева А. А. М.: Педагогика, 1980. С. 16 - 28.
26. Конфликты в школьном возрасте / Ред. А. П. Шумилин М.: МГУ, 1986. С. 121.
27. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт…- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 192с.
28. Краткий психологический словарь /Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- М.: Политиздат, 1985. – 431с.
29. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.- 152с.
30. Крогиус Н. В. Личность в конфликте. Саратов: ИСУ, 1976. С. 135.
........
2,500 руб.