На всем протяжении исторического развития человечества агрессивность играла важную роль в существовании социальных общностей. Вся история общества отмечена вооруженными конфликтами между кланами, племенами, нациями. Склонность к агрессивному, захватническому, насильственному поведению досталась современникам в наследство.
Различные преобразования общества, принятие новых реформ сказываются на всех сферах общественной жизни и взаимодействии людей, обуславливают рост различных отклонений в развитии и поведении растущих детей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, духовная опустошенность, но и их жестокость, агрессивность. Динамичная социальная среда, возникновение эмоциональных переживаний, рост агрессивной напряженности так или иначе влияют и на возникновение конфликтов, которые в дальнейшем связаны с проблемами психологического благополучия. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние – в подростковом и юношеском возрасте.
Последствия агрессивного поведения, агрессивного стиля во взаимоотношениях оказывается значимыми в сфере общения, в которую они вносят деструктивность, а также в сфере активной реализации людей, где они мешают в реализации других людей и общей эффективности работы группы и коллектива.
Проблема агрессивности юношей, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей. Проблема агрессивности исследуются представлениями разных наук: биологии, психологии, социологии, политологии, философии и т.д. В каждой из отмеченных наук агрессия рассматривается как часть предметной специфической области исследования. Дело в том, что человеческая агрессивность объективно относится к классу явлений, которые могут быть адекватно поняты только при помощи объединенных усилий целого ряда научных дисциплин – как естественных, так и социальных. Так, в рамках ряда естественных наук – биологии, биохимии, нейрофизиологии, генетики и т.д. были сделаны открытия, позволившие начать систематическое изучение предпосылок агрессивного поведения – его биологических факторов и их влияние на поведение людей.
Однако попытки объяснения агрессивных действий молодых людей затруднены тем, что не только в обыденном состоянии, но и в профессиональных кругах и во многих теоретических концепциях, явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на агрессивность.
Столкновение мнений, интересов, жизненных позиций является наиболее типичной чертой общения и взаимодействия юношей и девушек. Возникающее на основе такого столкновения состояние деструкции межличностных отношений – межличностный конфликт – особенно в юношеский период характеризуется специфическими особенностями возникновения, протекания и разрешения, которые зависят, с одной стороны, от индивидуальных особенностей участников, с другой – от контекста их взаимодействия.
В научной сфере с начала 90-х годов по настоящее время наблюдается постоянное увеличение ежегодного количества публикаций, диссертаций. Это указывает на то, что количество конфликтов в обыденной жизни не уменьшается. В связи с обострением проблемы встает необходимость смены особенностей обыденных представлений о природе конфликта, способах участия в нем и его возможных исходов. Это предполагает изучение внутреннего мира человека, дает возможность взглянуть на конфликт глазами участника. А это весьма необходимо, так как конфликты оказывают безусловное влияние на личность. С одной стороны, они мобилизуют морально-психологический потенциал личности, способствуя развитию самосознания, утверждению положительных сторон и преодолению отрицательных черт личности, с другой – могут приводить к фрустрации, вызывая глубокую неудовлетворенность, тяжелые эмоциональные переживания, недовольство собой и окружающими людьми. А она, в свою очередь, влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека.
1,200 руб.
Введение ………………………………………………………………………….3
Общая характеристика ………………………………………………………...6
1. Основные теоретико-методологические подходы к изучению
проблем агрессивности и конфликта в психологии
1.1. Теоретический анализ проблемы исследования
агрессивности в психологии………………………………………...9
1.1.1. Анализ основных подходов к проблеме
изучения агрессивности и агрессивного поведения…………..9
1.1.2. Причины и специфика проявления агрессивного поведения..17
1.1.3. Особенности агрессивного поведения
в юношеском возрасте………………………………………….23
1.2. Изучение проблемы конфликта в психологии…………………...27
2.1.1. Общая характеристика конфликта…………………………….27
2.1.2. Выбор стратегии поведения в конфликте…………………….35
2.1.3. Конфликты во взаимоотношениях в юношеском возрасте….43
Выводы …………………………………………………………………......47
2. Эмпирическое изучение особенностей агрессивности и стратегии поведения в конфликтах у студентов юношеского возраста
2.1. Организация и методика исследования ………………….…..........50
2.2. Исследование агрессивности в юношеском возрасте …………....55
2.3. Исследование стратегий поведения в конфликтах
у юношей и девушек…………………………………………..……60
2.4. Анализ результатов взаимосвязи агрессивности и стратегий
поведения в конфликте…………………………………………….64
Выводы …………………………………………………………………......71
Заключение …………………………………………………………….….........73
Список использованных источников ……………………………….………75
Приложения …………………………………………………………..………...79
1,200 руб.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Теоретический анализ литературы по проблемам агрессивности и конфликта раскрыл сущность различных подходов в их изучении как в теоретическом, так и в экспериментальном плане. Это позволило рассмотреть проблему с различных сторон и судить о значимости их взаимосвязи, так как от выраженности агрессивности зависит благополучное развитие личности, а ее неадекватность всегда является причиной конфликтов, к тому же уровень выраженности форм агрессивности влияет на формирование стиля поведения человека.
2. У испытуемых присутствует повышенный уровень косвенной агрессии, высокий уровень вербальной агрессии и чувства вины. Также следует отметить достаточно высокие показатели по шкалам подозрительности и обиды. Слабее выражены показатели по физической агрессии и негативизму. Раздражение находится сравнительно ниже, чем остальные показатели.
3. Преобладающей стратегией поведения среди наших юношей и девушек является компромисс (60 %), также наиболее предпочитаемыми считаются стратегии приспособления (23,3 %) и избегания (20 %). Реже студенты ориентируются на соперничество (13,3 %). И совсем слабо ребята используют стратегию сотрудничества (6,7 %). Около 60 % подростков не обладают навыками и умениями в использовании оптимального поведения в конфликтных ситуациях.
4. Существует статистически значимая взаимосвязь между вербальной агрессией и стратегией компромисса (так как коэффициент ранговой корреляции Спирмена р = 0,044 с уровнем значимости р = 0, 027; 1%), между вербальной агрессией и стратегией избегания (так как р = 0,429; р = 0,018; 1%), между косвенной агрессией и стратегией сотрудничества (так как р = 0,404; р = 0,027; 1%), между косвенной агрессией и приспособленческой стратегией (так как р = 0,412; р = 0,012; 1%), между негативизмом и стратегией сотрудничества (так как р = 0,429; р = 0,018; 1%), между раздражением и стратегией компромисса (так как р = 0,432; р = 0,012; 1%), между подозрительностью и приспособленческой стратегией (так как р = 0,407; р = 0,026; 1%), между обидой и приспособленческой стратегией (так как р = 0,495; р = 0,005; 1%) и между чувством вины и стратегией приспособления (так как р = 0,404; р = 0,027; 1%), а они как раз и являются значимыми при таких числовых значениях. Таким образом, в целом подтвердилась первоначально выдвинутая гипотеза о взаимозависимости стратегий поведения и агрессивности студентов юношеского возраста.
1,200 руб.
1. Агрессия у детей и подростков: Учебн. Пособие / Под ред.Н.М. Платоновой. – Спб.: Речь, 2000. – 336с.
2. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208с.
3. Анцупов, А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 551с.
4. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. Пер. c англ. Ю.Брянцевой. – М.: Апрель Пресс, 1999. – 512с.
5. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. – 336с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
6. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми: Пер. нем. – М.: Педагогика, 1991. – 144с.
7. Васильева, О.С., Абидова, И.В. Возрастные особенности агрессивных школьников.// Школа здоровья. 1999. – №3 – С.89-100.
8. Гришина, Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. – СПб., 1996. – 40с.
9. Дмитриев, А.В., Кудрявцев, В.Н. Введение в общую теорию конфликта. Изд. 2-е. – М.: МАЭП, ИИК «Калита», «Собрание», 1998. – 158с.
10. Дмитриев, А.В., Латынов, В.В. Конфликт // Прикладная психология. – 2000. – №1 – С.17-28.
11. Дойч, М. Разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные процессы // Социально-политический журнал (социально-гуманитарные знания). – 1997. - №1 – С.202-217.
12. Дроздов, А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации // Социологические исследования. – 2003. – №4. – С.95-98.
13. Дубинко, Н.А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии.//Соц.- пед. работа. 1997. – №4. – С. 85-92.
14. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: Уч./О.Ю. Ермолаев. – 2-е изд., испр. – М.: Московский псих.-соц. институт: Флинта, 2003. – 336с.
15. Журавлев, Д. Подростковая агрессивность – психологическая закономерность или социальный феномен? // Народное образование. – 2003. – №2. – С. 185-192.
16. Заиченко, Н.У. Структурно-содержательные характеристики и психологические особенности конфликта // Научно-методический журнал. Мир психологии. – 1998. – №4. – С.262-274.
17. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студентов вуз / Елена Валерьевна Змановская – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский Центр «Академия», 2006 – 288с.
18. Кирьянова, Е. Агрессия в современном общества.//Управление персоналом. 1999. – №2. – С. 52-58.
19. Ковалев, Б.П. и др. Психология школьных конфликтов: социально-перцептивные и рефлексивные аспекты / Б.П. Ковалев, С.В. Кондратьева, Л.А. Семчук. – Гродно: ГрГУ, 2001. – 171с.
20. Конфликтология / Под. ред. А.С. Кармина, СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 448с.
21. Коузер, Л.А. Основы конфликтологии / Уч. пособие. Пер. с англ. А.А. Крашевского и М.В. Сорокина. – СПб.: «Светлячок», 1999. – 192с.
22. Крейхи, Б. Социальная психология агрессии. СПб.:Питер,2003-336с.:ил-(Сер.”Концентрированная психология “).
23. Ликсон, Ч. Конфликт. 7 шагов к миру. – СПб.: Питер, 1997 – 148с.
24. Ложкин, Г.В., Повякель, Н.И. Практическая психология конфликта: Уч. пособие. – К.: МАУП, 2000. – 256с.
25. Лоренц, К. Агрессия (Так называемое зло). Пер.с нем. Г.Ф. Швейника. – М.: Прогресс, 1994. – 271с.
26. Осницкий, А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся.//Вопросы психологии. 1994. – №3. – С. 61-68.
27. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Изд. 3-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 704с.
28. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982.
29. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 65с. – (Библиотека практической психологии).
30. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Т. Лаптева – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 640с.; илл.
31. Райгородский, Д.Я. Практическая диагностика. Методики и тексты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ – М», 2003. – 672с.
32. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности. // Психологический журнал.1996. – №5. – С. 3-18.
33. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь, Том 1. – М., 2000. – 591с.
34. Семенюк, Л.М. Методы изучения агрессивных подростков. АПН СССР. 1991. – 23с.
35. Семенюк, М.С Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – 96с.
36. Сенько, Т.В. Основные направления изучения и возможности коррекции агрессивного поведения // Адукацыя i выхаванне. – 2000. – №2. – С.3-11.
37. Скотт, Дж.Г. Конфликты, пути их преодоления. – Киев, Внешторгиздат, 1991. – 135с.
38. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Хорвест, М.: АСТ, 2001. – 976с. – (Библиотека практической психологии).
39. Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490с.
40. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. – М.: Изд-во института Психотерапии, 2003. – 480с.
41. Фурманов, И.А. Нравственная регуляция агрессивного поведения детей. // Психология. 1999. – №3. – С. 3-14.
42. Хрестоматия по социальной психологии. Уч. пособие для студентов: Сост. и вступ. очерки Т. Кутасовой. – М.: Междун. пед. академия, 1995. – 222с.
43. Шипунова, Т.В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реальности // Социологические исследования. – 2002. - №5. – С. 28- 34.
44. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Проект; Трикета, 2005. – 336с. – (Психологические технологии).
45. Ященко, М.М. О конфликтных ситуациях в коллективе старшеклассников // Совет. пед-ка. – 1969. – №8. – С. 26-36.
1,200 руб.