Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Исследователями было замечено, что деятельность фирм обусловлена определенным порядком, общим практически для всех типов организаций. Выявление такого порядка позволяет с определенной долей вероятности осуществлять прогнозирование наступления кризисных ситуаций и выбирать способы, позволяющие наиболее эффективно ликвидировать негативные последствия от этих ситуаций. Поэтому крайне актуальным является исследование возможности прогнозирования путей развития организации, определение возможных параметров ее будущего состояния. Это становится еще более актуальным в условиях рыночной экономики, когда происходит активное формирование рыночных механизмов, разрушение старых экономических связей и выстраивание новых отношений с контрагентами. Рассматривая организацию как экономическую систему с позиции стадий ее жизненного цикла, можно достаточно точно прогнозировать будущие характеристики организации в целях оптимизации управленческого воздействия.
Для эффективного функционирования предприятий в рыночных условиях необходимо постоянно анализировать свои потенциальные рыночные преимущества, определять свои слабые и сильные стороны и неуклонно повышать свою конкурентоспособность. Поэтому предприниматель должен с помощью внутрифирменного планирования и анализа приспосабливать свои ресурсные возможности к внешним и внутренним условиям, учитывая неопределенность будущего.
Данные преобразования в управленческой деятельности предприятий, как и на предприятиях среднего и крупного бизнеса, осуществляются в рамках стратегического управления или менеджмента. Построение здоровой, оптимизационной, функционирующей системы управления осуществляется в рамках формулирования стратегии фирмы и конкретных краткосрочных и долгосрочных целей, с помощью которых решаются поставленные внутрифирменные задачи.
Каждый субъект предпринимательства с момента открытия проходит определенные этапы в своем развитии. Он растет, добивается успехов, переходит в экономически стабильную фазу. Потом фирма слабеет и, в конце концов, прекращает свою работу или выходит на новый виток развития, например путем реконструкции.
Данные этапы объединяют в рамках одно понятия – жизненный цикл фирмы.
Традиционно жизненный цикл любой фирмы, состоит из следующих фаз:
возникновение или стартовая фаза;
- становление или фаза роста;
- развитие или фаза зрелости;
- умирание или фаза старения.
Именно на данных фазах формируются и регулируются основные стратегические цели субъекта малого предпринимательства.
Многие компании, особенно малые и средние, никогда не делали классических маркетинговых исследований и не пытались даже сформулировать или измерить свои конкурентные преимущества. Фактически большинство из них не делают попыток сформулировать свою корпоративную стратегию, но часть таких компаний каким-то образом достигает успеха. Их бизнес растет и развивается. Данный факт определенным образом противоречит общепринятой теории, рассмотренным в предыдущем параграфе концепциям организации системы стратегического управления. Однако этот разрыв между теорией и практикой, может быть преодолен, если все рассматривать через призму теории жизненных циклов или стадий развития бизнеса.
Практически все согласны с утверждением, что бизнес особенно малый в своем развитии следует некоей универсальной «модели жизненного цикла». Также имеется много разногласий относительно точности разных моделей, особенно в толковании различий длительности фаз.
Целью работы является рассмотрение основных стадий жизненного цикла фирмы, а также поведения фирм в условиях кризиса. В соответствие с целью в данной работе будут рассмотрены следующие вопросы:
1. Возникновение и становление фирмы.
2. Развитие фирмы.
3. Поведение фирмы в условиях экономического кризиса.
При написании данной работы были использованы учебные пособия, а также материалы периодической печати.
1,200 руб.
Содержание
Введение 3
1. Возникновение и становление фирмы 6
2. Развитие фирмы 12
3. Поведение фирмы в условиях экономического кризиса 18
Заключение 25
Список используемых источников 28
Приложения 30
1,200 руб.
Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие.
Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организа-ция, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организации как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходит организация, и что переходы, либо кризисы при переходе от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а неслучайными.
Жизнь организации протекает по определенным законам: стадию формирования сменяет стадия интенсивного роста, которая может перейти в стадию стабилизации, а затем - спада.
Если организации удается закрепиться на рынке, то она может пройти не-сколько циклов своего развития, более длительных периодов, которые отличаются друг от друга ценностными установками и ориентацией организации. Для первого цикла характерно особое внимание к внутренней атмосфере, созданию благоприятного (семейного) уклада, для следующего - стремление к максимальной формализации, затем - ориентация на создание предпринимательского потенциала, а далее - стремление к максимальному качеству продукции.
Концепция жизненного цикла фирмы, бесспорно, поучительна и для рос-сийского бизнеса. Она дает более широкое и более жизненное понимание про-блем развития компаний и не связывает возникновение таких проблем только с просчетами руководителей и сотрудников. Практическое значение концепции в немалой степени определяется тем, что она подсказывает путь развития системы управления компании.
На ранних стадиях жизненного цикла введение регламентированных управленческих процедур большей частью неэффективно. Однако доводить дело до «естественного» кризиса продаж в вовсе необязательно. В этой фазе имеет смысл внедрять технологии управления продажами ориентируясь на простые и проверенные методики. Такие, как например, организация единого цикла продаж.
После перехода в фазу становления компания может озаботиться внедрением процессного управления, сначала по основным процессам (продажи, производство, логистика). Далее можно перейти к управлению и процессами совершенствования. Более комплексная система управления, включающая, скажем, процессно-ориентированное бюджетирование и систему менеджмента качества (СМК) может быть развернута на стадии раннего развития.
Наконец, наступление заката фирмы может быть существенно отсрочено применением систем стратегического управления.
Следовательно, каждому этапу жизненного цикла фирмы соответствует определенная стратегическая цель. Именно она определяет, какие инструменты управления необходимо использовать предприятию, чтобы решить поставленные задачи.
Что касается поведения фирм в сложившихся условиях экономического кризиса, то накануне кризиса имело место относительное падение эффективности крупного бизнеса, оставшееся незаметным для внешних инвесторов и не осознанное собственниками и топ-менеджерами самих этих компаний.
Однако российские промышленные компании в условиях кризиса демонстрируют неожиданный оптимизм. Проведенное ГУ-ВШЭ обследование предприятий обрабатывающей промышленности показало, что лишь 17% из них считают свое финансовое положение плохим, а треть планирует крупные инвестиции.
Сроки и скорость выхода российской экономики из кризиса в конечном счете зависят не от темпов инфляции, валютного курса, размеров стабилизационного фонда и даже не от цен на нефть. Все эти макроэкономические параметры важны постольку, поскольку они могут повлиять на поведение фирм. Обследование ГУ-ВШЭ показало, что в обрабатывающей промышленности на уровне фирм сохраняется потенциал для инвестиций, инноваций и роста. Задача правительства в том, чтобы создать условия и стимулы для реализации этого потенциала.
1,200 руб.
Список используемых источников
1. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации Учебное пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2002.
2. Мильнер Б.З. Теория организации. - М.: Инфра-М, 2001.
3. Минцберг Г. Структура в кулаке: Пер. с анг. - СПб: Питер, 2002.
4. Широкова Г.В. Стратегии российских компаний на разных стадиях жизненного цикла: попытка эмпирического анализа. Научные доклады № 5(R)–2006 СПб.:НИИ менеджмента СПбГУ, 2006.
5. Нифаева О.В. Методы оценки влияния эффективности использования ос-новных производственных фондов на финансовые результаты деятельности предприятия/Нифаева О.В.// Финансовый менеджмент.– 2007. - № 5.
6. Яковлев А. Кризис и промышленность: поддержать активных/Яковлев А.// Ведомости. – 2009. - № 192 (2462).
7. Andreff, W., Corporate Gove
ance Structures in Postsocialist Economies: Toward a Central Easte
European Model of Corporate Control, EACES Working Paper, No. 4, May 2005.
8. Kraakman, R. H., Black, B., & Tarassova, A., Russian privatization and corporate gove
ance: What went wrong? Stanford Law Review, 52, 2000, pp. 1731-1808.
9. Puffer, S. M., & McCarthy, D. J., The emergence of corporate gove
ance in Russia, Jou
al of World Business, 38, 2003, pp. 284-298.
10. Yakovlev, A. Evolution of corporate gove
ance in Russia: Gove
mental policy vs. real incentives of economic agents, Post-Communist Economies 16, 2004, pp. 387-403.
11. Yakovlev, A., & Danilov, Yu. Russian corporation development in the next twenty years: Ownership structure, the role of state, and corporate finance, HSE, mimeo, 2007.
12. Особенности стратегического и финансового планирования субъекта малого предпринимательства по фазам жизненного цикла фирмы - Laissez faire - SCM online jou
al [Электронный ресурс]: Режим доступа - http://www.laissez-faire.ru
13. Сальников О.В. Фактор власти в организации [Электронный ресурс]: Режим доступа - //ekonomic.narod.ru
14. Семенков И. Стадии развития организации [Электронный ресурс]: Режим доступа - http://dps.smrtlc.ru
15. Цели и функции фирмы [Электронный ресурс]: Режим доступа - http://www.nuru.ru
16. Яковлев А., Симачев Ю., Данилов Ю. Российская корпорация: модели поведения в условиях кризиса [Электронный ресурс]: Режим доступа - http://www.nisse.ru
1,200 руб.