Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Все больше фиксируется случаев, когда первая проба наркотических и других психоактивных веществ (ПАВ) приходится на возраст 6 -10 лет.
Эффективность реабилитационных программ недостаточно высока, поэтому современный подход к решению проблемы злоупотребления ПАВ предполагает приоритет профилактической работы ведение которой должно начинаться до наступления «критического возраста», то есть основным объектом профилактической боты становятся дети в возрасте до 12—14 лет, при этом особое внимание уделяется профилактической работе в условиях учреждений образования.
При ведении этой работы следует учитывать, что приобщению дошкольников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ способствуют специфические,
характерные именно для данной возрастной группы психологические факторы. Такими факторами являются, в частности, повышенная восприимчивость, внушаемость детей, которые в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия ПАВ и сформировать установки на употребление табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Поэтому именно возраст 7 – 10 лет является временем первых проб наркотических и психоактивных веществ с уже осознанным намерением ощутить то, что ощущают взрослые и тем самым «повзрослеть» И как бы поднять себя на один уровень с недоступным ранее миром взрослых.
С другой стороны, в младшем школьном возрасте и к концу дошкольного у детей особенно активно происходит формирование самостоятельного мышления, внутреннего плана действия, начинает развиваться способность к рефлексии. Именно поэтому в этом возрасте ребенок может успешно овладеть средствами и способами анализа своего состояния и поведения, а также состояния и поведения других людей. А значит, проведение профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди учащихся начальных классов с опорой на их возрастные особенности будет достаточно эффективным.
400 руб.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Пояснительная записка
2. Целевое назначение программы
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4. ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ (ЦТО)
5. ВЫВОД:
6. Литература
400 руб.
Поскольку профилактика злоупотребления психоактивными
веществами направлена на снижение влияния факторов риска формирования аддикции и усиление защитных факторов, эффективной проведенная работа может считаться в том случае, если те неспецифические и специфические показатели риска и защиты, на которые нацелена программа, изменились в заданном направлении.
Эффективность программы можно оценить, проанализировав изменение в знаниях, установках и поведении учащихся возникающих в результате проведенного обучения. Для этого необходимо измерить и сравнить в динамике показатели, относящиеся к личностным факторам риска и защиты по отношению к развитию аддиктивного поведения, характеризующие когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты отношения детей к употреблению психоактивных веществ, а также уровень психологического комфорта и личностного развития детей до начала и после завершения профилактических занятий.
Чтобы получить достаточную информацию о наркологической ситуации в классе и начальной школе в целом, а также о степени риска приобщения конкретного ребенка к психоактивным веществам, нам представляется необходимым и достаточным исследовать следующие показатели:
- степень выраженности специфических факторов риска и защиты в отношении злоупотребления ПАВ (установку по отношению к курению, употреблению алкоголя и наркотиков). Исследуются информационный, оценочный и поведенческий компонент установки.
Поскольку основной целью программ позитивно направленной профилактики наркозависимости, в частности нашей, программы, является воспитание личностно развитого человека, одним из важных инструментов оценки эффективности профилактической работы можно считать исследование личности ребенка. Мы опираемся на теорию личности В. Н. Мясищева, согласно которой сущность личности определяется ее отношением к окружающёму миру, другим людям, к себе. Именно эти отношения играют регулирующую роль в поведении человека, влияют на формирование его внутреннего мира, протекание его психических процессов: познавательных, волевых эмоциональных. Исследование отношения к самому себе и значимым другим, оценка психоэмоционального состояния ребенка, а также изучение ценностных ориентаций помогут получить сведения о развитии личности и степени ее гармоничности.
Важными личностными защитными факторами от злоупотребления ПАВ являются: способность делать выбор на основе осознанных эмоциональных состояний, умение оценить и прогнозировать последствия своих поступков, а также способность к сопереживанию, умение учитывать собственные интересы и интересы партнера, развитые навыки общения со взрослыми и сверстниками.
Оценка психоэмоционального состояния ребенка осуществляется при помощи методики «Волшебная страна чувств» (при групповом обследовании) или тест Люшера (при индивидуальном обследовании).
Оценка отношения ребенка к самому себе и ближайшему окружению проводится при помощи Цветового теста отношений. Дополнительную информацию о том, как воспринимает ребенок взаимоотношения в семье и школе, МОЖНО получить, проанализировав детские тематические рисунки: кинетический рисунок семьи, рисунок «Я в школе».
Особенности системы ценностных ориентаций ребенка и его отношение к себе можно выяснить с помощью методики «Может ли…»
Оценка способности ребенка к рефлексии собственных эмоциональных состояний и умения делать осознанный выбор проводится в процессе анализа выполнения упражнений на повторение изученного материала на протяжении всей работы по программе, а также при анализе заданий в домашней тетради «Моя Волшебная страна».
Оценивать способности ребенка понимать эмоциональное состояние другого человека и сопереживать ему можно на каждом занятии во время обсуждения этюдов на выражение эмоций, а также наблюдая за поведением ребенка в повседневном общении.
400 руб.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александров А. А., Александрова В. Ю. Курение и его профилактика в школе. — М., 1996.
2. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика
сказкотерапии. — СПб., 1998.
3. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: Приложение к приказу Министерства образования России от 28.02. 2000 № 619 // Вестник образования. 2000.
4. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 1999.
5. Макеева А. Г, Лысенко И. В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. — СПб, 1999.
6. Обухова Л. А., Лемяскяна Н. А. 30 уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. — М., 1999.
7. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. — СПб., 1995.
8. Педагогика здоровья. Программа и методическое руководство для учителей начальных классов / под ред. В. Н. Касаткииа. — М., 1998.
9. Полезные привычки. Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя / под ред. О. Л. Романовой. — М., 1998.
10. Прутцман П. Дружный класс как маленькая планета. — СП6., 1998.
11. Сирота Н. А., Ялтонскцй В. М. Программа формирования здорового жизненного стиля. — М., 2000.
12. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. — М., 2000.
13. Спрангер Б. Анализ обучающих программ «Формирование жизненных навыков» в мире // Вопросы наркологии., 1994, №1.
14. Тренинг по сказкотерапии. — СПб., 2000.
15. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / пер с нем.: в 4-х томах. — М. 2000.
400 руб.