Актуальность исследования. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, делают особо актуальным проблему развития и воспитания у детей с раннего детства гуманного отношения к «другому», выявления уровня становления и проявления на каждой возрастной стадии развития ребенка нравственных качеств личности.
Коллективные взаимоотношения рождаются между детьми во время игры, совместной трудовой деятельности, на занятиях и т.д. Между детьми младшего школьного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Практика в начальной школе показывает, что отношения детей в классах не всегда складываются благополучно. Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к «выпадению» ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное состояние часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении.
Целью нашей работы стало теоретическое и экспериментальное исследование особенностей формирования коллектива младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Объект исследования: детский коллектив.
Предмет изучения: особенности формирования детского коллектива в учебной деятельности.
Гипотеза исследования: в нашем исследовании мы предположили, что отношение в коллективе младших школьников недостаточно позитивны, отмечается нарушение межличностных отношений детей и низкие показатели адаптированности к школе. Проведение специально организованной работы по формирования детского коллектива в учебно-воспитательном процессе позволит повысить уровень адаптированности детей в школе и сплотить коллектив.
В соответствии с целью мы поставили перед собой ряд задач:
1.На основании анализа научной психолого-педагогической литературы определить сущностные понятия детского коллектива и особенности его формирования;
2. выявить особенности формирования детского коллектива в младшей
школе;
3.провести экспериментальное исследование коллектива младших школьников;
4.подобрать средства формирования детского коллектива в учебно-воспитательном процессе, апробировать программу формирования детского коллектива в младшей школе, тем самым провести формирующий эксперимент;
5.выявить динамику сформированности детского коллектива младших школьников.
Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами был использован комплекс исследовательских методик:
1) методы сравнительно-сопоставляющего анализа: анализ психолого-педагогической, социологической и дошкольной литературы;
2)методы диагностического исследования, апробированные в психолого-педагогической практике: специально подобранные психологические методики, а так же, беседы, изучение документации.
База исследования: МОУ СОШ № 1282 г. Москвы. В экспериментальном исследовании принимали участие дети 2 «А» класса (32 человека в классе).
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования детского коллектива 5
1.1Сущностные понятия детского коллектива и особенности его формирования 5
1.2Особенности формирования детского коллектива в младшей
школе 9
Глава 2. Экспериментальное исследование коллектива младших школьников 14
2.1Методика изучения детского коллектива и проведение констатирующего эксперимента 14
2.2Средства формирования детского коллектива в учебно-воспитательном процессе 18
2.3Динамика сформированности детского коллектива младших школьников 31
Заключение 35
Список литературы 37
Приложения 39
1,200 руб.
Проблема детских взаимоотношений в нашей и зарубежной психологии. Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности школьного коллектива и межличностных отношений в нем, влияние школьной группы на формирование личности отдельных детей – все это представляет исключительный интерес. Взаимоотношение – это отношение идущее от людей к людям, «навстречу друг другу». Исследования показывают, что у младших школьников отчетливей всего выступают отношения к родителям, детям, педагогам и сверстникам (Ананьев Б. Г., Лисина М. И., и др.).
В младший школьный период отношения окрашены ситуативной мобильностью, легко меняются под влиянием преходящего эмоционального состояния. Они слиты с поступком и реакцией. Характер и уровень развития отношения определяются в этом возрасте, прежде всего взрослыми.
Несмотря на то, что существуют детские взаимоотношения, которые не регламентированы взрослым, возникают и развиваются как собственные детские потребности в общении сверстников в разных видах деятельности, такие отношения независимо от взрослого существовать не могут (Божович Л. И., Лисина М. И. и др.). Они непременно опосредуются им и направляются соответственно целям и задачам нравственного воспитания. В процессе выполнения общих дел, важных для всего коллектива ребенок, выступая индивидуальным субъектом отношений и являясь частью общего, начинает воспринимать общественно-значимые цели как личностно-значимые, и себя как часть этих отношений.
Оптимизировав опыт психологов, педагогов, занимавшихся изучением проблемы формирования коллективных взаимоотношений младших школьников мы рассмотрели особенности сущностные понятия детского коллектива и особенности его формирования и выявили особенности формирования детского коллектива в младшей школе.
В ходе экспериментального исследования, нами было проведено эмпирическое особенностей детского коллектива. Констатирующий эксперимент проводился во 2 классе, в результате которого мы отметили низкий уровень коллективистских отношений, четкое статусное разделение и непринятие «отверженных», а так же низкий уровень адаптированности детей к школе. Мы посчитали необходимым провести формирующую работы по сплочению коллектива, повышение отношение в коллективе младших школьников и улучшению адаптированности детей к школе. Для этого была апробирована программа формирования коллективных отношений детей младшего школьного возраста в учебной деятельности, после проведения которой мы организовали и провели контрольное обследование и была выявлена динамика развития детского коллектива.
Полученные результаты указали на эффективность и результативность проведенной работы по формированию детского коллектива средствами учебной деятельности.
Тем самым нами были выполнены поставленные задачи и достигнута первоначальная цель.
В заключение, мы можем отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что отношение в коллективе младших школьников недостаточно позитивны, отмечается нарушение межличностных отношений детей и низкие показатели адаптированности к школе. В ходе исследовании я мы доказали, что проведение специально организованной работы по формирования детского коллектива в учебно-воспитательном процессе позволит повысить уровень адаптированности детей в школе и сплотить коллектив.
1,200 руб.
1. Бариленко Н.В. Становление взаимоотношений в совместной деятельности. М.1998г, 275с.
2. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. - М., 1995. - С. 132-142.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968,368с.
4. .Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. №2,4.
5. Венгер А. Л. Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту // Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста. М., 1987.
6. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М: ЧеРо: Творческий центр «Сфера», 2001. – 172 с.
9.Гуткина Н.И. Задачи диагностики готовности 6-летних детей к школьному обучению и группа развития // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. Т. 2. М., 1987.
7. Калишенко К. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений. //Дошкольное воспитание.- 1984, №7,58с.
8. Коломинский Я.А. О взаимоотношениях в группе детей. //Дошкольное воспитание.- 1986, №1, 73с.
9. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.Просвещение. 2008.
10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.И. Возрастная психология. Полный цикл развития человека. - М.,2001, 318с.
11. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.
12. Немов Р.С. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1994. - 576с.
13. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. - М.: Педагогика, 1978
14. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России. – 1999 – 442 с.
33. Организация взаимодействия с детьми в кризисный период 7 лет. - Новосибирск: «Логос», 2004г, 22 с.
15. Отношения между сверстниками. /Под ред. Репиной Т.А.- М.: Педагогика.- 1978, 312с.
16. Развитие индивидуальности ребенка в процессе коллективных взаимоотношений: Монография / Е.А. Кудрявцева // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс]: Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием // URL: www.oim.ru.
17. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с
18. Столяренко Л.Д., Самыгин С. И. психология и педагогика в вопросах и ответах. Серия Учебники, учебные пособия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999 - 576 с.
19. Формирование коллектива младших школьников на уроках и в детской общественной организации: Из опыта работы Слюсаревой Е.В., учителя начальных классов МОУ СОШ №11 г. Биробиджана. – Биробиджан: ОблИУУ, 2007, 32
20. Шевченко А . П .Формирование как педагогический процесс . // Современный центр дополнительного образования //Сост . ЧерниковаВ . М . , Затейкина А . Ф . , Грабовенко М . В . Самара , СИПКРО , 2000
21. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации в детском возрасте // Вопросы психологии. 1974. №4.
1,200 руб.