Введение
Содержание
Заключение
Литература
Проблема изучения самооценки человека довольно актуальна в современной науке.
Вопросами о психическом развитии человека, развитии его личности интересовались люди с самого начала истории человечества.
Что такое психика, какова ее роль для человека, на какие внутренние процессы она влияет, что является ее составляющей, где берет свое начало сознание, что его связывает с самооценкой, что способствует формированию последней, какие условия при этом учитываются, связана ли самооценка с отношением человека к окружающему миру?
Эти и многие другие вопросы привлекали внимание философов, ученых, художников и представителей других отраслей наук, и рассматривались в разных науках - философии, психологии, психиатрии, истории, этнографии, социологии, литературоведении, лингвистике и так далее.
Отечественные и зарубежные исследователи на протяжении нескольких столетий излагали свои мысли по этим вопросам, выявляли проблемы и выдвигали теории.
Такие отечественные и зарубежные ученые, философы, психологи и педагоги, как П.Ф. Лесгафт, А.Ф. Лазурский, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Н.А. Сикорский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.Н. Божович, А.П. Нечаев, Э. Эриксон, А. Адлер, У. Джеймс, 3. Фрейд, Ф. Гальтон, В. Вундт, Э. Титчер, Демокрит, Платон, Аристотель и многие другие занимались изучением этих вопросов.
Однако этих теорий и исследований недостаточно, чтобы точно и полно раскрыть все интересующие нас вопросы.
Актуальность темы в исследованиях, посвященных самооценке личности, вопрос развития ее у детей младшего школьного возраста практически не изучена. Кроме того, недостаточно изучены методические и организационные условия, обеспечивающие успешное развитие самооценки у детей младшего школьного возраста, включая методы психодиагностики, психокоррекции, заниженной или завышенной самооценки младших школьников.
К настоящему времени сложилось противоречие между необходимостью изучения работы педагога-психолога по формированию самооценки в младшем школьном возрасте и недостаточной разработанностью данного вопроса в практической деятельности.
На основании выявленного противоречия, мы обозначили проблему нашего исследования: каковы возможности целенаправленной работы педагога – психолога по формированию адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста.
Исходя, из темы курсовой работы была поставлена цель – изучить работу педагога-психолога по формированию самооценки в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: профессиональная деятельность педагога-психолога.
Предмет исследования: работа педагога-психолога по формированию самооценки в младшем школьном возрасте.
При попытке достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования самооценки в трудах отечественных и зарубежных авторов.
2. Изучить возможности работы педагога-психолога по развитию адекватной самооценки младших школьников.
3. Разработать и апробировать коррекционную программу, способствующую развитию адекватной самооценки младших школьников.
4. Проследить динамику результатов исследования.
Гипотеза исследования состоит в том, что специально организованная работа направленная на повышение представлений воспитанника о собственной значимости, укрепление у него чувства собственного достоинства, развитие навыков и умений необходимых для уверенного поведения и преодоления трудных жизненных ситуаций способствует формированию адекватной самооценки младших школьников.
Методологической основой исследования являются принципиальные положения психологов о деятельностно-личностном подходе к исследованию социально-психологических феноменов поведения человека, отраженные в трудах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович.
Теоретические основы работы послужил исследования: Л.И. Божович, B.C. Мухиной, Р.С. Немова, Л.С. Славиной, Л.Д. Столяренко, Н.В. Дубровиной, Б.Г. Ананьева, М.В. Гамезо, Н.С. Кон, И.Ю. Кулагиной, Я.Л. Коломенского, Е.А. Панько о развитии личности в условиях ведущего вида деятельности, об особенностях формирования самооценки у младших школьников.
Методы исследования:
Теоретические - анализ психолого - педагогической литературы;
Эмпирические — наблюдения, тестирования. Методики изучения самооценки «Три оценки» А.И. Липкиной; Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейна; тест «Самооценка»;
Методы колличественной и качественной обработки экспериментальных жанных.
В качестве основных психодиагностических методик будут использованы: тесты на самооценку - Дембо-Рубинштейна, «Три оценки» А.И. Липкиной, «Автопортрет» Р. Бернса.
Опытно-экспериментальная база исследования стало Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14. В исследовании принимали участие 50 человек, учащиеся 3 классов. Из них сформировано две группы – контрольная (25 человек) и экспериментальная (25 человек).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в данной работе проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования самооценки детей младшего школьного возраста, исследованы понятия самооценки и ее роли в развитии личности, выделены основные психологические особенности формирования самооценки у детей младшего школьного возраста, выявлены факторы, влияющие на формирование самооценки в младшем школьном возрасте.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в ней разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа, способствующая развитию адекватной самооценки младших школьников и прослежена динамика результатов.
Полученные материалы могут быть использованы в практической деятельности и обучающих семинарах педагогами-психологами, социальными работниками, учителями и воспитателями в различных образовательных учреждениях.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.
3,000 руб.
Введение …………………………………………………………………..….…3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы самооценивания личности в современной науке………………….........….……………………7
1.1. Проблема развития самооценки в отечественной и зарубежной литературе ……………………………………………………………….……...7
1.2. Особенности развития самооценки в младшем школьном возрасте…………………………………………….……………………………19
1.3. Возможности работы педагога-психолога по развитию адекватной
самооценки детей младшего школьного возраста...........................................36
Выводы по главе 1 …………………………………………..…………....……52
Глава 2. Работа педагога-психолога по развитию самооценки в младшем школьном возрасте... .…………………………….................…………..……..54
2.1. Исследование уровня самооценки младших школьников……...............54
2.2. Коррекционно-развивающая программа, направленная на
формирование адекватной самооценки детей в младшем
школьном возрасте ………………….…............................................…………63
2.3. Динамика результатов по итогам реализации программы …...…….…..71
Выводы по главе 2…………………..……………...………..…………………80
Заключение……………………...………………………………………………82
Список литературы …………………………………………………………….85
Приложение……………………………………………………………...……..
3,000 руб.
Вопросы, касающиеся психического развития человека, развития его личности волновали, волнуют, и будут волновать все человечество.
Что касается самооценки человека, эта тема сложна, интересна, но изучена ещё не достаточно и потому очень актуальна в современной науке.
Вопросы из этой области рассматривались не только учеными и философами, но и художниками и литераторами, и представителями других отраслей наук имена, которых указывались в данной работе выше.
К одной из центральных проблем становления личности относится проблема возникновения и развития самооценки.
Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, важную роль в котором занимают различные стороны его жизни.
Самооценка важное личностное новообразование, которое начинает формироваться уже в раннем возрасте, но главный скачок в ее развитии приходится на рубеж дошкольного и младшего школьного возраста. Самооценка играет важную роль в регуляции поведения ребенка.
На протяжении всего младшего школьного возраста ребенок получает возможность проявить себя и увидеть окружающих людей в различных ситуациях. Соответственно расширяются и углубляются психологические знания ребенка о себе и окружающих людях. В результате его самооценка и оценки, даваемые другими людьми, становятся более гибкими и разносторонними.
Становление самооценки младшего школьника главным образом определяется учебной деятельностью. Учитель - авторитет для маленького ученика, поэтому его самооценка будет складываться первоначально под влиянием отношения к нему учителя.
Формирование самооценки младшего школьника происходит и в процессе всматривания в других ребят-сверстников.
Немаловажное место в формировании самооценки ребенка данного возраста занимают взаимоотношения с родителями.
Самооценка может быть просто средством самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о себе.
Особенно важно помнить, строя взаимоотношения с младшим школьником, что его самооценка еще только формируется и потому поддается воздействию, изменению. Но неверно полагать, что легко повысить заниженный уровень самооценки путем создания положительных подкреплений, т.к. ребенок может совершенно по-другому истолковать наши благие намерения.
У детей младшего школьного возраста обнаруживают следующие виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая и неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения.
Для выявления сформированности самооценки у детей младшего школьного возраста существует множество различных методик и тестов. Психологами и педагогами разработаны специальные занятия, направленные на коррекцию самооценки младших школьников.
На основании всего выше изложенного, можно уверенно утверждать, что цель и задачи, поставленные в исследовании, решены полностью:
1. Выявлены психолого-педагогические аспекты формирования самооценки в младшем школьном возрасте. На формирование самооценки младшего школьника влияют такие факторы как семья, учитель, сверстники. Самооценка в младшем школьном возрасте еще не устойчива и данные факторы являются сильным стимулятором для ее формирования, т.е. в зависимости от обстановки в семье, отношения учителя к ученику, взаимоотношений сверстников у младшего школьника формируются все виды самооценки (адекватная устойчивая, завышенная устойчивая и неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения).
2. Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования самооценки в трудах отечественных и зарубежных авторов. Рубинштейн С.Л., Дж. Локк, Эльконин Д.Б., Гальперин П.Я., Ушинский К.Д., Запорожец А.В., Чеснокова И.И., Давыдов В.В., Ананьев Б.Г., Кон И.С., Розенталь Р., Цукерман Г.А., Берне Р., Славина Л.С. и др. многие столетия анализировали эти вопросы, высказывали свои мысли и предположения, выдвигали свои теории.
3. Изучен уровень развития самооценки у детей младшего школьного возраста. По результатам обследования экспериментальной группы было выявлено: 12 (48%) человек имеют адекватную самооценку, 5(20%) детей имеют завышенную самооценку. Дети с высокой самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха. И 8(32%) детей имеют заниженную самооценку, человек недооценивает себя. Заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Эти дети выбирают легкие задачи. В контрольной группе адекватную самооценку имеют 13 человек что составляет 52%, детей с завышенной самооценкой 7, то есть 28%. Участников группы с заниженной самооценкой выявлено 5, соответственно они составляют 20% обследованных.
4. Разработана и проведена коррекционная программа, способствующая формированию адекватной самооценки младших школьников. Данная программа решала следующие задачи: повышение представлений воспитанника о собственной значимости; укрепление у него чувства собственного достоинства; развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения и для преодоления трудных жизненных ситуаций. Использовались такие методы психокоррекции как: игротерапия, арттерапия, психогимнастика, тренинг личностного роста, тренинг самоутверждения.
5. Прослежена динамика результатов исследования. Повторное обследование контрольной группы выявило, что у 15 школьников (60%) - адекватный уровень самооценки, у 7 школьников (28%) - завышенный уровень самооценки, у 3 школьников (12%) - заниженный уровень самооценки. Сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной группы свидетельствует о положительной динамике в экспериментальной группе по итогам реализации программы. Результаты контрольной группы практически не изменились.
Подтверждена гипотеза о том, что своевременная диагностика сформированности самооценки детей младшего школьного возраста позволяет разработать эффективную коррекционно-развивающую программу, способствующую формированию адекватной самооценки младших школьников.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в курсовой работе проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования самооценки детей младшего школьного возраста. Исследованы понятия самооценки и ее роли в развитии личности, выделены основные психологические особенности формирования самооценки у детей младшего школьного возраста, выявлены факторы, влияющие на формирование самооценки в младшем школьном возрасте.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы проведенного исследования могут быть использованы для практического применения в работе школьных психологов и педагогов начальной и средней школы, для психодиагностики самооценки у детей младшего школьного возраста, а также для семинарских занятий со студентами ВУЗов по заявленной проблеме.
На следующем этапе нашего исследования работа будет вестись в русле специальной подготовки учителей, специалистов школы по изучению проблемы самооценки учащихся начальной школы учётом тренинга педагогического взаимодействия, использованием психолого-педагогических лекториев.
3,000 руб.
1)Амонашвили Ш.А. «Возможность обучения без отметок в начальных классах». «Эксперементальные исследования по проблемам перестройки начального обучения». Тбилиси, 1969
2)Ананьев Б.Г. «К постановке проблемы развития детского самосозна ния» //Избранные психологические труды. М., 1980. Т 2
3)Ананьев Б.Г. «Психология педагогической оценки» \ Избранные пси хологические труды. Том 2. М., Просвещение, 1984
4)Бабанский Ю.К. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности». М., Просвещение, 1983
5)Берне Р. «Развитие Я-концепции и воспитания». М., Прогресс, 1986
6)Блонский П.П. «Школьная успеваемость» \ Избранные психологиче ские произведения. АПН РСФСР, 1961
7)Божович ЛИ. «Этапы формирования личности в онтогенезе» - Во просы психологии, 1979 №2
8)«Возрастная и педагогическая психология»: Хрестоматия для пед. ву зов \ Сост. И.В. Дубровина, А.М Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Акаде мия, 2001
9)Горбачева В.А. «К вопросу формирования оценки и самооценки у детей». АПН РСФСР, 1952, №18
10)Данилова Е. «Младшие школьники» - Школьный психолог 2002 №8
11)Додонов Б.И. «Эмоция как ценность». - М., 1978
12)Захарова А.В. «Психология формирования самооценки». -Минск, 1993
13)Захарова А.В. «Формирование самооценки в учебной деятельности» \ Психологические проблемы в учебной деятельности школьника. М, 1997
14)Кон Н.С. «Открытие Я». М., Политиздат., 1978
15)Кулагина И.Ю. «Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности». Учеб-е пособие для студ-в и преподавателей -М.: ТЦ «Сфера», 1999
16)Липкина А.И. «К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности» \ Проблема диагности ки умственного развития учащихся. - М., 1975
17)Липкина А.И., Рыбак Л.А. «Критичность и самооценка в учебной деятельности». М., 1968
18)Липкина А.И. «Педагогическая оценка и ее влияние на формирова ние неуспевающего школьника» // Психологические проблемы неуспевае мости школьников. М., 1971
19)Липкина А.И. «Самооценка школьника». М., 1976
20)Люблинская А.А. «Учителю о психологии младших школьников». М. Просвещение, 1977
21)Мухина B.C. «Детская психология». Учеб. пособие 2-е изд. - М.: Апрель Пресс: Эксмо-Пресс, 1999
22)Немов Р.С. «Психология». Кн. 2. М. ВЛАДОС, 2001
23)Немов Р.С. «Практическая психология». Пособие для уч-ся. - М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 1999
24)Под ред. Гамезо М.В., Матюхиной М.В., Михальчик Т.С. «Возрас тная и педагогическая психология». Учебное пособие для студ. пед. ин-тов. М. «Просвещение», 1984
25)Под ред. Дубровиной И.В. и др. «Психология». Учеб. для студ. сред. пед. учеб. завед. - 2-е изд., стереотип. М.: Изд. центр «Академия»,
26)Под ред. Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько «Детская психология». Минск Университетская, 1998
27)Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога». Учебное пособие. Кн. 1. М.: Изд-во Владос-Пресс, 2002
28)Ротерберг B.C. «Образ Я и поведение» - Биология, 2000 №43
28)
29)Самохвалова В.И. «Возрастные и индивидуальные различия запоми нания разных видов материала» \ Возрастные и индивидуальные раз ли чия памяти. М., Просвещение, 1997
30)Соколова Е.Т., Чеснокова И.Г. «Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей» \ Вопросы психологии. - 1986. - №2.
31)Сост. Рогов Е.И. «Общая психология». М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2002
32)Славина Л.С. «Дети с аффективным поведением». М., 1966
33)Столяренко Л.Д. «Основы психологии». Ростов на Дону Изд-во Фе никс, 1996
34)Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник учи теля» 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Совершенство, 1998
35)«Энциклопедия психологических тестов: Мотивационные, интеллек туальные, межличностные аспекты». Гл. ред. Книгина И. М.: ООО Изд-во ACT, 1997
36)«Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоцилнального развития дошколь ников». \ Сост. О.Л. Князева. - М.: Мозаика-Синтез, 2003
37)Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе». - М.: ТЦ Сфера,
3,000 руб.