Введение
Глобальная информатизация привела к возникновению и реализации практически во всех странах мира, а также на международном уровне концепции электронного государства. Обозначение "электронное правительство" довольно часто используется в массовой и научной литературе, поэтому необходимо определить, что оно означает, для целей возможности его дальнейшего использования в юридической науке как термина.
Известно, что сам термин "electronic gove
ment" впервые начал использоваться во времена администрации Президента США Билла Клинтона, которая придавала развитию Интернета и информационных технологий в целом особое значение. Русский вариант термина "электронное правительство" появился как калька с английского вслед за такими категориями, как "электронная торговля" (e-commerce), "электронный бизнес" (e-business), и др.
Попытки системного внедрения информационных и коммуникационных технологий в политической системе Российской Федерации начались относительно недавно. Важнейшим шагом в этом направлении было подписание в 2000 году Окинавской хартии. Для государства как организационно-правового института основное значение имеет нормативное закрепление использования информационных и коммуникационных технологий в работе органов государственной власти.
В настоящее время политические и управленческие аспекты использования информационных технологий в государственном управлении, степень обоснованности и приемлемые формы заимствования передового зарубежного опыта, а также теоретическое осмысление электронного правительства и его влияния на политическое пространство являются актуальными.
Цель настоящей работы – изучить концепцию, стратегию и проблемы развития в Российской Федерации идей электронного правительства и оказания правительственных электронных услуг.
Задачи работы:
1. Определить общее понятие электронного правительства.
2. Рассмотреть концепцию развития электронного правительства и электронных услуг.
3. Исследовать проблемы обеспечения доступа к информации в рамках реализации проекта электронного правительства.
1,200 руб.
Заключение
Таким образом, Внедрение информационных технологий в работу государственных организаций можно считать одним из направлений масштабных реформ, которые проходили и проходят до сих пор во всех наиболее развитых государствах мира. Вследствие этого необходимо рассмотрение электронного правительства в этом контексте. Более того, синхронизацию электронного правительства и реформ государственного управления можно считать одним из ключевых факторов успеха обоих направлений преобразования. Дело в том, что сами по себе информационные технологии имеют лишь ограниченное влияние на эффективность государства. Основной потенциал повышения эффективности связан с ролью информационных технологий как катализатора преобразования государственного сектора.
При всем значении технологий электронного правительства для функционирования государства на современном этапе важно понимание ограниченности технологической составляющей, которая очень ограниченно влияет на содержательные характеристики государства. По сути, электронное правительство представляет собой форму проекции содержательных характеристик социально-политической системы на плоскость информационных технологий. Электронное правительство не сокращает экономическое отставание так называемых развивающихся стран от стран-лидеров и не способствует развитию демократических институтов в авторитарных государствах.
Кроме того, на наш взгляд, на сегодняшний день одной из основных проблем в сфере использования ИКТ выступает несоответствие провозглашаемых принципов работы и нормативных лозунгов, с одной стороны, и реальной практики работы органов государственной власти, с другой. Как и многие другие управленческие технологии, зарекомендовавшие свою эффективность в практике развитых зарубежных государств, в Российской Федерации электронное правительство зачастую остается некоей формой, не трансформирующей содержание управленческой деятельности, и это препятствует достижению ожидаемого прироста эффективности государственного управления.
1,200 руб.
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ, 08.05.2006, N 19, ст. 2060.
2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895) // "Российская газета", N 187, 28.09.2000.
3. Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 N 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 30.04.2009) // СЗ РФ, 01.08.2005, N 31, ст. 3233.
4. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» // СЗ РФ, 25.07.2005, N 30 (ч. II), ст. 3165.
5. Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 N 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» (ред. от 10.03.2009) // СЗ РФ, 19.05.2008, N 20, ст. 2372.
6. Барышникова О.А. Современные информационные технологии Oracle как платформа для электронного правительства // Информационное общество. 2003. N 1.
7. Бачило И.Л. О законодательстве в информационной сфере отношений // Информационное общество. 2001. N 4.
8. Бобылева Ю.С. Анализ эффективности внедрения электронного правительства (региональный аспект) // Современные проблемы в области экономики, менеджмента, социологии, бизнес-информатики и юриспруденции. - Нижний Новгород: Высшая школа экономики, 2007.
9. Голобуцкий А.П., Шевчук О.Б. Электронное правительство. Киев, 2002.
10. Данилин А.В. Среда электронного взаимодействия для электронного правительства // Информационное общество. 2003. N 1.
11. Данилин А.В. Электронные государственные услуги и административные регламенты: от политической задачи к архитектуре электронного правительства. М., 2004.
12. Дипломатический вестник. 2000. N 8.
13. Егорова А. Электронное правительство для электронной демократии. Поле чудес в... нашей стране // Банковские технологии. 2001. N 3.
14. Зверева Е. Осторожно, власти открываются // Московский комсомолец. 2005. 3 фев.
15. Информационные ресурсы развития Российской Федерации. Правовые проблемы. М., 2003.
16. Инфраструктура организованных рынков: электронные интерфейсы с системой государственного регулирования // E-center: www.ecenter.com. 05.11.2003.
17. Калинин А. Бизнес продолжит движение в тумане. Электронного правительства не получится. Очередной либеральный проект будет сорван // Интернет-журнал: www.prognosis.ru. 05.03.2005.
18. Компьютеризация государственного управления // Бюро международных информационных программ. Государственный департамент США; www.usinfo.state.gov. 30.10.2002.
19. Ландэ Д. E-Gove
ment - лозунг или технология? // Информационный центр EIVisti; www.visti.net. 11.06.2003.
20. Олсон М. Логика коллективных действий: общественные блага и теория групп. Пер. с англ. М., 1995. Серия "Экономика". Т. 1.
21. Процесс-Консалтинг. Мониторинг и оценка электронных правительств. Аналитический отчет // Система мониторинга для электронного правительства, апрель 2003.
22. Станкевич Л.Т., Новоженина Н.О. Электронное правительство: Теоретические модели и реальная практика // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: Труды VI Всероссийской объединенной конференции (Санкт-Петербург, 3 - 6 ноября 2003 г.). СПб., 2003.
23. Степанов О.А. Об обеспечении национальной безопасности в условиях реализации идеи " электронного правительства" в России // Труды академии управления МВД России. № 1 (5), 2008.
24. Талапина Э.В. К вопросу об информационной функции государства // Информационное общество. 2002. N 1.
25. Талапина Э.В. Становление информационного общества во Франции // Государство и право. 2004. N 7.
26. Туронок С.Г. Интернет в политике: Политические аспекты новых информационно-коммуникативных технологий. Курс лекций. М., 2003.
27. Ушаков К. Государство и революция // Компьютерра. 2002. N 9.
28. Федосеева Н.Н. Электронное правительство как способ организации и развития государственного управления в условиях информационного общества // Государственная власть и местное самоуправление. № 10, 2008.
29. Холмс Д. E.gov. Стратегии электронного бизнеса для государства. М., 2004.
30. Шевердяев С.Н. Правовое сопровождение развития " электронного правительства" в России: новые идеалы и старые проблемы // Государственная власть и местное самоуправление. № 11, 2008.
31. Электронное правительство: рекомендации по внедрению в Российской Федерации / Под ред. В.И. Дрожжинова, Е.З. Зиндера. М., 2004.
32. Электронное правительство // Твоя война; www.warweb.ru.
33. Яковлева Е.А. Электронное правительство: Теоретические модели и политическая стратегия Российского государства: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
34. Alexander, Jason H., Grubbs, Joseph W. Wired Gove
ment: Information Technology, Exte
al Public Organizations, and Cyberdemocracy. University of Delaware.
35. Dahl R. Poliarchy: Participation and Opposition. New Haven, 1971.
36. lnfoDev and the Center of Democracy and Technology. The e-gove
ment Handbook for developing countries. November 2002.
37. Kaczmarczyk A. Perspectives of cyberdemocracy // Institute of Mathennatical iVIachines; www.imm.org.
38. Knowledge Management and ICT for Public Administration // The Network of Institutes and Schools of Public Administration in Central and Easte
Europe; www.nispa.sk.
39. The State Services Commission, New Zealand e-gove
ment Strategy. June 2003.
40. United Nations. The World Public Sector Report 2003: e-gove
ment at the Crossroads, 2003.
1,200 руб.