Число детей с дефектами речи постоянно увеличивается. В связи с этим возрастает потребность в совместной работе логопедов и воспитателей дошкольных учреждений. Неправильное речевое окружение и воспитание может стать причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). Нарушение звуковой культуры речи, возникшее в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря, нарушение грамматического строя. Любое нарушение речи может отразиться на деятельности ребенка в целом.
Программа детского сада предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связности звукопроизношения, Таким образом, воспитание звуковой культуры речи составляет часть системы работы по её развитию. Проблемой речи и развития звуковой стороны речи занимались разные ученые: это философы, психологи, педагоги, лингвисты и многие другие (А.И. Максаков, М.Ф. Фомичева, А.Н. Гвоздев, А.М. Бородич, Е.И. Тихеева). Проблема формирования у детей звуковой культуры речи не потеряло своей актуальности и практической значимости в настоящее время.
Цель – провести анализ методических пособий по воспитанию звуковой культуры речи (структура, содержание, соответствие требованиям Программы детского сада, приемы работы с детьми, значение для практики дошкольного воспитания).
Задачи исследования:
1. Проанализировать научные разработки, программы развития речи дошкольников; 2. Выделить направления работы по формированию звуковой культуры речи (структура, содержание, соответствие требованиям Программы детского сада, приемы работы с детьми, значение для практики дошкольного воспитания).
В процессе выполнения работы мы опирались на научные труды таких исследователей, как Бородич А.М., Сохин Ф.А., М.М.Алексеевой, Б.И.Яшиной, Максакова А.И.
750 руб.
Введение 3
Содержание и методика работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста (анализ методических пособий по воспитанию звуковой культуры речи) 4
Заключение 24
Список литературы 25
750 руб.
Благодаря речи люди получают очень широкие возможности общения. Она объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует общие взгляды, убеждения. Речь помогает нам и в познании окружающего мира. Исследователями было установлено, что с ранних этапов развития ребенка (уже с начала второго года жизни) слово начинает влиять на восприятие свойств предметов, формирование представлений о них и т.д. Чем старше дети, тем сильнее и ярче будет влияние речи на все стороны их психической деятельности.
В результате проведенного исследования мы смогли выяснить, что культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.
В ходе проведенного анализа научной литературы, пособий и методических разработок и программ по развитию речи детей мы проанализировали специфику развития звуковой культуры речи дошкольников по программам таких авторов, как Бородич А.М., Сохин Ф.А., М.М.Алексеевой, Б.И.Яшиной, Максакова А.И. и смогли выделить цели, задачи и основные направления работы по формированию у детей звуковой культуры речи
Тем самым, мы смогли выполнить поставленные в исследовании задачи и достигнуть первоначальной цели работы.
750 руб.
1.Алексеева М.М. Вопросы обучения правильному звукопроизношению детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. – М., 1975.
2.Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с. – с. 212-214
3.Бородич А. М., «Методика развития речи детей», М., 1981 г.Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка // Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. – с. 114-118.
4.Максаков А.И. «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64 с.
5.Максаков А.И., Фомичева М.Ф. Звуковая культура речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1984 – с. 56-77.
6.Pay Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной, — М., 1968
7.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
8.Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возрастаю – М., 1984. – с. 52-74.
750 руб.