Введение
Как правило, начальный период обучения музыке приходится на младший школьный возраст. Учитывая психофизиологические особенности этого возраста можно предположить, что освоение нового вида деятельности будет представлять определенные трудности и повлечет за собой дополнительные эмоциональные и физические затраты. Поэтому важно чтобы постижение музыкально-исполнительских навыков не привело к потере интереса к музыкальной деятельности и миру музыки. Я считаю, что необходимо наряду с традиционными методами обучения широко использовать специфические. В младших классах, можно эффективно применять игровой метод для решения специфических задач. Младший школьный возраст благодатная почва для его использования, поскольку игра остается значимым и естественным видом деятельности. В общепсихологическом плане она мобилизует силы ребенка, приносит радость, позволяет активизировать творческие способности.
Интерес к различным формам активного музицирования и творчества в процесс общения детей с музыкой сегодня чрезвычайно велик. Понимание воспитательной функции искусства, владение игровыми эстетотерапевтической и коррекционной работы представляется фундаментом будущего профессионального творчества педагога. В инновационных, альтернативных программах последних лет акцентируется принципы образного игрового вхождения детей в мир музыки.
Современная музыкальная педагогика основывается на теоретических исследованиях природы музыкального восприятия и проблем музыкального развития в трудах Б.В.Асафьева, Э.Б.Абдулина, Б.М.Теплов, Г.М.Цыпина, А.Л.Родздинер. Ценнейший опты в сфере массового музыкального воспитания обобщен в работе О.А.Апраксиной, Ю.А.Алиева, Д.Б.Кабалевского, К.А.Ветлугиной и другими.
В современной педагогике и психологии утвердилось представление об игре как о ведущем виде деятельности детей в младший школьный период. Преимущество игры как воспитательного средства проанализированы в работах Н.П. Аникеевой, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, Н.Р.Запорожца, А.Н.Леонтьева, В.С.Мухиной, С.А.Шмакова и др.
Несмотря на огромное количество различных методических трудов и разработок, мало внимания в работах современных исследователей уделяется примерам практического внедрения игровых методов непосредственно в урок музыки в общеобразовательных школах. Современные методы работы должны помочь учителю ответить на вопросы: «Как научить внимательно слушать музыку и понимать ее содержание и постепенно подвести к пониманию так называемой «серьезной» музыки, к которой относятся лучшие образцы музыкального искусства всех стран и народов?»
В своей работе данную проблему я рассматриваю не только с теоретической (виды музыкальных игр в контексте возможных видов деятельности на уроках музыки), но и с практической точки зрения. Это считаю возможным осуществить с помощью разработки собственных уроков музыки с внедрением различных музыкальных игр на начальном этапе обучения, т.е. в младшем школьном возрасте.
1,200 руб.
Введение -стр.2
1. Психолого-педагогические особенности музыкального обучения младших школьников с применением игры.
1.1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. –стр.4
1.2. Роль игры в развитии личности ребенка. –стр.6
2. Музыкальная игра как вид музыкальной деятельности на уроке музыки.
2.1. Виды музыкальной деятельности на уроке музыки. –стр.9
2.2. Музыкальная игра как разновидность полихудожест-
венной деятельности. –стр.14
3. Виды музыкальных игр.
3.1. Сюжетно- ролевые игры. –стр.16
3.2.Музыкально- дидактические игры. –стр.18
3.3.Игры «народной» педагогики. –стр.20
3.4. Игры педагогики К. Орфа. –стр.22
3.5. Развивающие голосовые игры. Сенсомоторные игры.-стр.25
4. Практическое применение музыкальных игр (фрагменты уроков музыки). –стр.29
Заключение. -стр.34
Список литературы. –стр.35
Приложения. –стр.37
1,200 руб.
Музыкальные игры, открывающие детям пути к разнообразным эмоционально двигательным впечатлениям, являются обязательным дополнением и к технологиям обучения в связи с особенностями возраста учеников. С их помощью, возможно, не только осуществлять какие либо задачи и получить необходимые умения и навыки, но и наладить контакт с учениками.
Поскольку существует множество разновидностей музыкальных игр, то известную трудность представляет проблема выбора и включение в урок наиболее подходящих методов для данного конкретного периода. В этой работе сделана попытка обобщить богатейший опыт специалистов в данной области и привести к синтезу различные виды музыкальных игр на уроке.
В разработке занятий для детей младшего школьного периода необходимо в каждый вид деятельности на уроке включать музыкальные игры. Также в приведенных мною примерах дана возможность использовать их как разновидность полихудожественной деятельности, используя для этого такие игры, которые включают в себя все виды деятельности на уроке: слушание музыки, игру на музыкальном инструменте, пение и музыкально-ритмические движения. Примером может послужить «урок-путешествие», где вместе с прослушиванием музыки Э. Грига дети играют на инструментах и выполняют музыкально-ритмичкские движения (хлопки, топот).
Я считаю необходимым еще раз указать на широкие возможности игрового метода работы с учениками. Он позволяет достичь положительных результатов в обучении, и при этом щадящим образом воздействовать на ребенка с учетом психологических особенностей детей младшего школьного периода.
В заключении можно сделать вывод: музыкальных игры легко вписываются в урок музыки, благодаря фантазии, креативности, заинтересованности педагога и творческому подходу к подготовке уроков.
1,200 руб.
Список литературы
1. Аникеева Н. Воспитание игрой/ Н. Аникеева.- М.,1987
2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении/ Б. Асафьев. – М., 1965
3. Баренбойм Л.АСистема детского музыкального воспитания» К.Орфа под ред.Л.А.Баребойма. - Ленинград 1970
4. Берлянд И. Игра как феномен сознания./ И. Берлянд. – Кемерово, 1992
5. Бодина Е.А. Воспитательные функции музыки: Эволюция и современные тенденции реализации: Автореф. Дис. Д-ра пед. Наук./ Е.А. Бодина. – М., 1992
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л.С. Выготский. – М., 1968
7. Выготский Л.С. Роль игры в развитии ребенка./ Л.С. Выготский//Вопросы психологии.№6 – М, 1966
8. Горюнова Л. Музыка – дети – учитель./ Л.Горюнова//Музыка в школе. – 1986 №2
9. Горюнова Л. На пути к педагогике исскуства/ Л. Горюнова// Музыка в школе. – 1988 №2
10. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология/А.Л. Готсдинер. – М., 1993
11. Дронова Т.Н., Якобсон С.Г. Программа «Радуга»// Дошкольное воспитание. 1990. №10
12. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса. Уровни обучения, последовательность введения упражнений/ В.В. Емельянов. - Самара, 1997
13. Емельянов В.В.,И.А.Трифонова Развивающие голосовые игры
/ В.В.Емельянов, И.А. Трифонова.- Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004
14. Жилин В.А. Орф-уроки /А. В. Жилин. – Екатеринбург, 1995
15. Кабалевский Дм. Воспитание ума и сердца/ Д. Кабалевский// Книга для учителя. – М, 1981
16. Котляровская М., Штуден Л. Приобщение к творчеству/ М.А. Котляровская, Л. Штуден. – Н., 1987
17. Краткий психологический словарь. – М., 1985
18. Куприна Н.Г. Музыкально-эстетическое развитие детей дошкольного возраст/ Н.Г. Куприна.- Екатеринбург, 2003
19. Куприна Н.Г. Музыкально-эстетическое развитие детей дошкольного возраста: Пособие для студентов педагогических вузов факультетов дошкольного воспитания / Урал. Гос. Пед. Ун-т; Департамент педагогики и психологии детства. - Екатеренбург,2003
20. Макаренко А. О воспитании./ А. Макаренко. – М., 1988
21. Макеева Ж.Р. Использование сенсомоторного метода на музыкальных и хоровых занятиях с детьми/ Ж.Р. Макеева. – Красноярск, 2006
22. Малеев Ж.Р. Методы работы над интонацией в детском хоре./ Ж.Р. Малеев. - Красноярск, 2006
23. Маслова М.П. Педагогика искусства/ Л.П. Маслова. – Новосибирск, 2000
24. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. Исследование /В.В. Медушевский. – М., 1991
25. Осеннева М.С., Самарин В.А, Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом/ М.С. Осеннева, В.А. Самарин, Л.И. Уколова. - М,1999
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. /С.Л. Рубинштейн. – Спб., 1999
27. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов и колледжей/ под ред. Т. И. Ерофеевой. – М., 1994
28. Тарасова К.В. Программа «Синтез». Программа «Гармония»/ К.В. Тарасова // Отечественные вариативные программы и педагогические технологии в практике дошкольных учреждений Москвы. – М., 1994
29. Теплов Б.М. Психология творческих способностей/ Б.М. Теплов//Избранные труды. - М., 1985 т.2.
30. Трунова О.Б. Вопросы вокально-хоровой работы с детьми дошкольного возраста / О.Б. Трунова. Дипломный реферат по специальной педагогичсекой подготовки НГК,- Новосибирск 1998
31. Тютюнникова Т. Э. Что такое «Шульверк»?/ Т.Э.Тютюнникова//Дошкольное воспитание. – 1998 №2
32. Фридман Л., Кулагина И. Психологический справочник учителя./Л. Фридман, И. Кулагина. – М., 1991
33. Хворостухина С.А. Дыхание по Стрельниковой/ С.А. Хворостухина – М., 2006
34. Шереметьев В.А. Эстетические критерии и постановка певческого звука в детском хоре/ В.А. Шереметьев. –Томск, 2006
35. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе под. ред. Л.В. Школяр-М,2001
36. Эльконин Д. Психология игры /Д. Эльконин. – М.,1999
1,200 руб.