Введение
Эмоции – это обширный класс процессов внутренней регуляции психической деятельности. Большинство исследователей проблемы эмоций (П.В. Симонов, Н.Е. Миллер, Н.Я. Грот, П.К. Анохин, А.Н. Леонтьев и др.), независимо от теоретического направления считали, что целостное определение эмоций должно принимать во внимание три аспекта:
- переживание ощущения эмоции, которое является относительно субъективным;
- наличие физиологической активации процессов, происходящих в нервной, эндокринной, дыхательной и других системах организмах;
- фиксацию выразительных комплексов эмоций, поддающихся наблюдению.
Главное функциональное значение эмоций человека заключается в выделении в образе окружающей среды личностно значимых элементов и побуждении субъекта деятельности по отношению к этим объектам.
«Отношение к миру» - это и есть эмоции. А значит, у эмоций есть своя история и собственное развитие. Исследователями были получены убедительные результаты, подтверждающие тот факт, что подлинные чувства – высшие социальные эмоции – при определенных условиях формируются уже в дошкольном возрасте. Необходимо только воссоздать эти условия для детей: то общение, ту деятельность и то отношение к самому себе, в которых эти чувства возникают, переживаются и осознаются детьми, становятся их потребностями и предпочтениями.
Младший школьный возраст является сензитивным для формирования целостного образа Я, основным компонентом которого является эмоциональное благополучие.
На разных этапах развития данной проблемой интересовалось немало отечественных и зарубежных психологов. Среди них В.М. Слуцкий, Филиппова Г.Г., Бреслав, Кошелева и др., которые рассматривают вопрос о формировании эмоционального благополучия ребенка в зависимости от типа отношений к нему взрослого; рассматривают положения о том, что оценочное мнение воспитателей является необходимым для формирования адекватной самооценки и как следствие эмоционального благополучия детей и многие другие.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что за последние десятилетия увеличилось количество детей с эмоциональными трудностями в отношениях с родителями: акцентуация характера, повышенная агрессивность в общении. Существует острая практическая необходимость найти причины, по которым дети испытывают эмоциональный дискомфорт в семье.
Проблема эмоционального развития детей по праву признается одной из самых значимых и дискуссионных. Прежде всего, это связано с альтернативностью понимания термина «эмоциональное развитие» в различных научно-теоретических подходах и отдельных концепциях. В основном, ключевым положением существующих теорий является противоборство или единство двух противоположных подходов в методологии изучения эмоций – когнитивного и мотивационного.
Проблема межличностных отношений, эмоциональных трудностей, связанных с общением с родителями, агрессивностью в поведении является очень важными проблемами нашего времени, так как растет число неблагополучных детей с ярко выраженной акцентуацией характера.
Исходя из актуальности, недостаточной разработанности данной темы, в качестве проблемы нашего исследования мы предлагаем рассмотреть проблемы детско-родительских взаимоотношений и их влияние на эмоциональное состояние ребенка.
База исследования: МОУ СОШ № 19 г. Количество респондентов 15 человек.
Объект – детско-родительские отношения
Предмет – эмоциональные состояния ребенка.
Цель – проследить динамику детско-родительских отношений в процессе коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование эмоционально-комфортного микроклимата в семье.
Гипотеза нашего исследования: эмоциональное состояние ребенка обусловлено влиянием взаимоотношений с родителями: у детей, которые удовлетворены своими отношениями с родителями преобладает положительный фон эмоционального состояния, а у детей имеющих негативные отношения в семье – эмоциональный фон отрицательный или нейтральный.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Охарактеризовать особенности взаимоотношений родителей с детьми.
2. Выявить трудности взаимоотношений ребенка с родителями.
3. Проанализировать особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.
4. Организовать экспериментальное изучение влияния эмоциональных отношений на формирование детско-родительских отношений.
Методы исследования: эксперимент, включающий диагностические методики, анализ психолого-педагогической литературы.
1,200 руб.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический аспект изучения проблемы эгоцентрической мотивации в развитии личности младшего школьника в психолого-педагогической литературе.
1.1. Особенности эгоцентрической мотивации……………………....................6
1.2. Трудности взаимоотношений ребенка с родителями……………………...9
1.3.Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...11
Выводы по главе…………………………………………………………………18
Глава 2. Практическое изучение влияния эгоцентрической мотивации на развитие ребенка младшего школьного возраста
2.1.Методы и методики исследования эгоцентрической мотивации………...19
2.2.Анализ результатов исследования………………………………………….22
2.3. Разработка коррекционно-развивающей программы мероприятий по формированию положительной мотивации у ребенка……………………….26
Выводы по второй главе………………………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………31
1,200 руб.
Заключение
На основе анализа психолого-педагогической литературы и диагностического исследования мы считаем целесообразным сделать ряд выводов:
- Отечественная психология рассматривает преимущественно социальное направление развития содержания эмоций младших школьников. В основе отечественного подхода лежит положение о том, что развитие социальных эмоций в онтогенезе проходит несколько этапов. Первоначально социализацию эмоциональной сферы ребенка определяет появление механизмов эмоциональной синтонии и эмоциональной децентрации.
- Отношения в семье, отношение к ребенку родителей, безусловно, являются одним из важнейших факторов, влияющих на эмоциональную атмосферу ребенка.
Таким образом, мы считаем целесообразным выделить социально-психологические детерминанты благополучных взаимоотношений ребенка с родителями:
- преобладающий стиль воспитания в семье;
- уровень внутрисемейных отношений;
- удовлетворенность ребенка взаимоотношениями с родителями
Практическое исследование было направлено на подтверждение нашей гипотезы о том, что эмоциональное состояние ребенка обусловлено влиянием взаимоотношений с родителями: у детей, которые удовлетворены своими отношениями с родителями преобладает положительный фон эмоционального состояния, а у детей имеющих негативные отношения в семье – эмоциональный фон отрицательный или нейтральный.
Для проверки гипотезы, мы провели диагностику внутрисемейных отношений по методикам «Рисунок семьи», «Тест родительских отношений» и «Опросник для ребенка». На основе полученных результатов что преобладающий эмоциональный фон у детей данной экспериментальной группы отрицательный (55, 3%). Такое эмоциональное состояние характеризуется деконструктивным отношением к себе и к близкому окружению (родителям). Положительный фон выявлен у 34 % испытуемых. Это состояние характеризуется достаточно стабильным и конструктивным принятием себя, близких взрослых и положительным отражением окружающей действительности. Нейтральный эмоциональный фон выявлен у 10 % . Он характеризуется отсутствием выраженного отношения к себе и родителям, то есть можно констатировать нарушенное отражение окружающей действительности.
В качестве эффективной коррекционной помощи мы предлагаем холдинг-терапию. Результаты терапии будут способствовать повышению эмоционального фона взаимодействия с матерью, ребенок постепенно наладит отношения с другими членами семьи. Снизятся проявления тревоги, страха, улучшается эмоциональное состояние ребенка в целом, что даст толчок дальнейшему развитию эмоционально благополучного ребенка.
1,200 руб.
Список литературы
1. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение / Пер. с англ. — М., 1988.
2. Божович Л. И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. — М, 1978.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
4. Бреслав Г. М. На путях эмпиризма: Параметры и измерения эмоций // Вопросы психологии. — 1977. — № 3.
5. Бреслав Г.М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у до-школьников // Вопросы психологии. — 1984. — № 3.
6. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. — М., 1990.
7. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. — Рига, 1984.
8. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя... — М., 1996.
9. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. — М., 2001. -Ч. 1, 2.
10. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций: Тексты. — М., 1993.
11. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976.
12. Вопросы мотивации эмоций: Учебное пособие для студентов. — Вып. 1. - М., 1973.
13. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. — М., 1950.
14. Выготский Л. С. Учение об эмоциях // Собр. соч. — М., 1984. — Т. 4. -С. 90-318.
15. Выготский Л. С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии // Вопросы психологии. — 1968. — № 2. — С. 149-152.
16. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.
17. Гаврилова Г. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. — 1975. — № 2.
18. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школь-ников и младших подростков // Психология межличностного познания. — М., 1981.
269
19. Гаврилова Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей млад-шего и среднего дошкольного возраста // Вопросы психологии — 1974 — № 5.
20. Галигузова Л. Н. К вопросу о происхождении и специфике потреб-ности в общении со сверстниками у детей раннего возраста // Новые исследования в психологии. — 1980. — № 2.
21. Гальперин П.Я. Физиологические особенности детей. — М., 1965.
22. Гельгорн Э., Луфтборроу Дж. Психофизиология эмоций. — М., 1985.
23. Гельгорн Э., Луфтборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. — М., 1966.
24. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М., 2000.
25. Гордеева О. В. Развитие у детей представлений об амбивалентности эмоций // Вопросы психологии. — 1994. — № 6.
26. Гордеева О. В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. - 1995. -№ 2.
27. Григорович Л. А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. — М., 2002.
28. Дмитриева С. Влияние социальных эмоций на развитие общения детей дошкольного возраста: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1997.
29. Додонов Б. И. В мире эмоций. — Киев, 1987.
30. Додонов Б. И. Типы общей эмоциональной направленности и тен-денции структурирования эмоциональной сферы // Вопросы психологии. - 1972.-№ 1.
31. Додонов Б. И. Эмоции как ценность. — М., 1978.
32. Запорожец А. В., Ветер Л. А., ЗинченкоВ.П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. — М., 1967.
33. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника. — М., 1985.
34. Запорожец А. В. Избр. психологические труды: В 2 т. — М., 1986.
35. Запорожец А. В. Роль Л.С.Выготского в разработке проблемы эмоций // Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. — М., 1981.
36. Запорожец А. В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. — 1974. - № 6.
37. Изард К. Психология эмоций. — СПб., 2000.
38. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб., 2001.
39. Конева О. Б. Влияние социальных эмоций на процесс социализации детей дошкольного возраста: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1996.
40. Кошелева А. Д. Роль социальных эмоций в становлении нравственной позиции дошкольника // Психолого-педагогические проблемы нрав-ственного воспитания детей дошкольного возраста. — М., 1983.
41. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. — М., 1985.
42. Лабунская В.А. Невербальное поведение. — Ростов н/Д, 1986.
43. Лабунская В.А. Психологическое исследование условий, влияющих на успешность опознания эмоциональных состояний по выражению лица: Дис.... канд. психол. наук. — Л., 1976.
44. Лабунская В.А. Факторы успешного опознания эмоциональных состояний по выражению лица // Психология межличностного познания. — М., 1981.
45. Лебединская К. С, Никольская О. С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма // Дефектология. — 1988. — № 2.
46. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. — 1967. — № 6.
47. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. — М., 1971.
48. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1965.
49. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Избр. психол. произв.: В 2 т. — М., 1983. — Т. 1.
50. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.
51. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении // Пси-холого-педагогические проблемы становления личности и индивидуаль-ности в детском возрасте. — М., 1980.
52. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. — М., 1997.
53. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: По-собие для практических работников дошкольных учреждений. — М., 1999.
54. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. — М., 1997.
55. Неверович Я.З. Роль эмоций в процессе мотивации поведения у детей // Тезисы научных сочинений советских психологов к XXI Международному психологическому конгрессу. — М., 1976.
56. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми 7 Под ред. М.И.Лисиной. — М., 1985.
57. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я.З. Неверович. — М., 1986.
58. Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций // Психология эмоций: Тексты / Ред. В.К.Вилюнас. - М., 1984.
59. Сели Дж. Очерки по психологии детства. — М., 1909.
60. Симонов П. В. Что такое эмоция. — М., 1966.
61. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. — М., 1988.
62. Фигурин Н.Л., Денисов М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. — М., 1949.
63. Психологическая служба в образовании / Под ред. Дубровиной И.В. – М., 2001.
64. Реан А.А. «Дошкольная педагогика и психология» – М., 2000.
1,200 руб.