Введение
Содержание
Заключение
Литература
Исследование социальных проблем многодетной семьи представляется особенно актуальным в наше непростое время. Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших детей.
Несмотря на явный демографический кризис, многодетная семья сегодня является поводом для обсуждения, причем высказываются два прямопротивоположных мнения – за и против.
В связи с этим, гипотезой нашего исследования станет предположение о том, что многодетная семья сегодня – это непозволительная роскошь для среднестатистической семьи и позволить иметь более одного ребенка – значит обречь всю семью на полунищенское существование.
Объектом нашего исследования является многодетная семья. Предмет исследования – проблемы и перспективы многодетной семьи. Целью курсовой работы является методика изучения социальных проблем многодетной семьи. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить основные методы эмпирического исследования.
2. Рассмотреть основные социальные проблемы многодетной семьи.
3. Провести социологическое исследование на тему «Многодетная семья: за и против».
В первой главе мы рассмотрим понятие методов социологического исследования. Методики изучения могут быть разными, но нам представляется наиболее результативной методика анкетного опроса, которую мы и будем использовать. Во второй главе мы попытаемся проанализировать социальные и экономические аспекты многодетной семьи, ее проблемы и перспективы в настоящее время. В третьей главе мы опишем проведение группового анкетного опроса и проанализируем его результаты.
Теоретической базой исследования послужили работы ученых-исследователей в этой области: Штейн А., Дивицыной Н. Ф., Холостовой и др.
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 4
1. 1. Опросный метод как один из основных методов исследования. 4
1. 2. Интервью как особая разновидность опроса 11
1. 3. Групповой анкетный опрос 13
2. МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 16
2. 1. Понятие многодетной семьи, категории многодетных семей. 16
2. 2. Проблемы многодетной семьи: социальные аспекты 17
2. 3. Многодетная семья: экономические аспекты 22
3. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
1,200 руб.
В заключение можно сделать следующие выводы:
Многодетная семья сегодня – это объект повышенного внимания с точки зрения ухудшающейся демографической обстановки в стране. Закономерным поэтому становится вопрос повышения ее социального статуса.
За 1989—2002 гг. произошли заметные перемены в репродуктивном поведении и ориентирах населения в сторону сокращения числа детей в семье. В настоящее время показатель среднего числа детей, рожденных одной женщиной в течение ее жизни (так называемый суммарный коэффициент рождаемости), составляет 1,3 против 2,0 в 1989 г.
Этому явлению есть объективное объяснение. Действительно, в экономическом плане именно многодетные семьи оказываются в наиболее сложном положении, поскольку мать, как правило, не работает, а один отец не имеет возможности обеспечить семье нормальные условия существования. Подавляющее число многодетных семей (78,3%) живет за чертой бедности.
Неудивительно поэтому, что результаты нашего исследования имеют тенденцию к тому, что несмотря на многие положительные моменты, имеющие место в семье с большим количеством детей, общее мнение таково: многодетная семья – это хорошо, но не у меня лично. Таким образом, наша гипотеза о том, что много детей – это, в настоящее время, непозволительная роскошь, подтвердилась.
Большинство респондентов высказывают такую мысль: если бы поддержка государством многодетной семьи была более существенной и стабильной, чем сейчас, и была гарантирована законодательством, то многие бы имели как минимум троих-четверых детей.
1,200 руб.
1. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М., 2001.
2. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 2006.
3. Детность семьи: вчера, сегодня, завтра. М., 2003. С. 6.
4. Дивицына Н. Ф. Семьеведение: учебное пособие. / Н. Ф. Дивицына. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 325 с.
5. Касьянов В. В. Основы социологии и политологии. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 384 с.
6. Методы сбора информации в социологических исследованиях. М., 2000. Кн. 1. С. 125-150.
7. Овчарова Л. Профиль российской бедности // Демоскоп Weekly. 2005. 21 марта — 3 апреля.
8. Сикевич З. В. Социологическое исследование: практическое руководство. – Спб.: Питер, 2005. - 320 с.
9. Синельников А. Б. Типы семей и демографическая политика в России // Демографические исследования. 2006. № 4.
10. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. М., 1987. С. 217.
11. Шевченко И. О., Шевченко П. В. Большая семья — какая она? (по материалам исследования в Москве) // СОЦис, 2007. № 3. – С. 14-15.
12. Шевченко И. О., Шевченко П. В. Большая семья исследования в Москве) // Вопросы социального обеспечения . -2007. № 19. С. 12-13.
13. Шеховцова Н. Многодетные семьи — вырождение России? // Дочки-матери. 2000. Вып. 34 (151).
14. Штейн А. Многодетная семья в постиндустриальном мире // СОЦис, 2007. № 4. С. 14-18.
1,200 руб.