Введение
Содержание
Заключение
Литература
Подобно всем социальным институтам, институт социальной защиты и социальной работы выполняет важнейшую для государства и общества задачу – задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его всестороннего развития – т.е. по сути дела является одним из существенных факторов обеспечения стабильности и безопасности государства.
Социальная работа как таковая, этична в своих исходных моментах и по своей сущности является проявлением высокого гуманизма и общественной нравственности; в ней не существует таких ограничений, предписаний и норм, которые бы игнорировали духовные ценности и моральные принципы, одобряемые обществом.
Актуальность темы объясняется ростом числа преступлений, совершенных малолетними преступниками, увеличением количества несовершеннолетних правонарушителей, а так же – усилением интереса юристов и социальных психологов к принятию конкретных мер, причинам, побудившим конкретного подростка к совершению преступления, и к личности самого несовершеннолетнего правонарушителя. Сталкиваясь с многочисленными случаями антиобщественного поведения подростков и стремясь объяснить побудительные мотивы такой активности, криминологи, психологи и педагоги пытаются анализировать конкретную ситуацию с учетом, прежде всего, возрастных особенностей ее участников.
Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без учета деятельности социальных работников не обходятся ни программы социального развития, ни социальная политика государства. Специалисты в этой области широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательных актов, принятии решений местными органами власти и общественными организациями.
Над проблемами девиантного (отклоняющегося), в том числе противоправного и преступного поведения работали многие ученые, среди них такие известные психологи и юристы, как: Андреева Л.А., Антонян Ю.М., Баранов В.И., Братусь Б.С., Бытко Ю.И., Еникеев М.И., Зейгарник Б.В., Иоффе О.С., Романов В.В., Шаргородский М.Д. и другие.
Объект данного исследования – подростки и молодежь, нуждающиеся в социально-профилактической работе и реабилитации.
Предмет – социальная профилактика и реабилитация подростков и молодежи с девиантным поведением.
Цель данной работы – изучить особенности социально-профилактической работы среди молодежи и подростков с девиантным поведением.
Гипотеза: что социально-профилактическая работа среди молодежи и подростков с девиантным поведением, посещающих Центр социальной реабилитации, является эффективной.
Задачи данной работы:
1. Анализ теоретической литературы.
2. Изучить специфику профилактической работы социальных служб.
3. Изучить в теории и на практике те особенности подросткового возраста, в силу которых, молодежь и подростки рискуют стать объектами наблюдения соцработников.
4. Изучить методику комплексного планирования социальной профилактики правонарушений.
4. Изучить и проанализировать социально-профилактические и реабилитационные мероприятия в социальных учреждениях.
База исследования: Центр социальной помощи семье и детям г.Йошкар-Олы.
Практическая значимость. Социальные работники помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни и в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане: пожилым людям, инвалидам, детям, лишенным нормального семейного воспитания, лицам с психическими расстройствами, алкоголикам, наркоманам, больным СПИДом, семьям из групп “риска”, лицам с девиантным поведением и др.
Структура курсовой работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, основной части, практической части, заключения и списка используемой литературы.
1,200 руб.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретическое изучение проблемы профилактики девиантного поведения подростков и молодежи…………………………………………………………..6
1.1 Сущность и содержание социальной профилактики ……………....6
1.2. Характеристика девиантного поведения молодежи и подростков...................................................................................................13
1.3. Комплексное планирование социальной профилактики девиантного поведения молодежи и подростков.……………… ………..22
2. Экспериментальное исследование эффективности социально-профилактической работы среди подростков и молодежи с девиантным поведением……………………………………………………………………….28
2.1. Организация и проведение исследования………………………....27
2.2. Анализ результатов………………………………………………….29
2.3. Социально-профилактические мероприятия по коррекции девиантного поведения у подростков и молодежи, посещающих Центр социальной помощи семье и детям г.Йошкар-Олы……………
Заключение……………………………………………………………………...37
Литература……………………………………………………………………....39
Приложения……………………………………………………………………..41
1,200 руб.
Итак, в условиях современной России потребность в социальной работе является особенно острой и всеобщей. В период социальных потрясений в стране увеличилось число людей девиантного поведения.
Социальная профилактика правонарушений представляет собой комплекс конкретных социальных мер (экономических, организационных, управленческих, культурно-воспитательных и иных), осуществляемых в целях предупреждения правонарушений, уменьшения их количества вплоть до полного искоренения путем выявления и устранения причин и условий, способствующих противоправному поведению.
В профилактической работе важное значение имеет также выявление и исследование совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств и действий личности или социальных групп, составляющих явные или скрытые механизмы их поведения, не соответствующего принятым в обществе нормам или правилам. Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей.
В основе наиболее распространенных форм антиобщественного поведения подростков лежит удовлетворение потребности личности в самоутверждении и самореализации. Для подростков характерна повышенная потребность в эмоциональном насыщении, жажда новых и сильных ощущений.
Подростки, допускающие антиобщественное поведение, в большинстве случаев, вовлечены в систему неблагоприятных обстоятельств. Поэтому в работе с подростками необходимо установление доверительного контакта, при котором подросток чувствовал бы себя в полной безопасности. В результате приходит осознание того, что другие люди могут их понять, возникает ощущение близости с людьми, которое способствует снижению обостренного переживания одиночества. Одним из способов оказания помощи подростку является развитие у них навыков, способствующих налаживанию общения с окружающими.
Целью нашего экспериментального исследования стало изучение личностных особенностей подростков, нуждающихся в соцпрофилактике и реабилитации. Мы предположили, что социально-профилактическая работа среди молодежи и подростков с девиантным поведением, посещающих Центр социальной реабилитации, является эффективной.
Для того, чтобы проверить гипотезу, мы составили анкету и провели опрос 20-ти подростков с девиантным поведением, находящихся в Центре социальной профилактики и реабилитации.
Экспериментальная база нашего исследования – Центр социальной помощи семье и детям г.Йошкар-Олы, 20 подростков 14-16 лет с противоправным поведением (кражи, хулиганство).
По итогам анкетирования мы сделали следующие выводы:
В свободное время большинство наших респондентов предпочитают слушать музыку, смотреть телевизор, играть на компьютере или бесцельно гуляют по городу.
Все наши респонденты курят, почти все пробовали алкоголь, многие знают, где можно приобрести наркотики. Большинство подростков ответили, что курить и пить они начали, потому что им не хватало острых ощущений. При этом все подростки знают о вреде курения, алкоголизма и наркомании.
Большинство подростков:
• отрицательно относятся к общественным мероприятиям.
• имеют низкую или неустойчивую самооценку.
• считают, что им рано думать о своем будущем.
Всем подросткам не хватает внимания и заботы родителей.
Таким образом, проведенное нами экспериментальное исследование действительно выявило, что в основе антиобщественного поведения подростков лежит низкая самооценка и низкая степень социализированности.
Гипотеза исследования подтверждена, стоявшие перед работой цели и задачи решены.
1,200 руб.
1. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ \"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних\". Гарант.
2. Закон Республики Марий Эл от 9 ноября 2005 года № 42-З \"О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Марий Эл\". КонсультантПлюс.
3. Республиканская целевая программа \"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2007 - 2009 годы\". КонсультантПлюс.
4. Закон Республики Марий Эл от 3 марта 2005 года № 2-З «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав». Гарант.
5. Аистова Л.С. Квалификация хулиганства: Учебно-практическое. пособие. СПб.: Нева, 2006.-264с.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука, 2000.-326с.
7. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. М.: ПЕНАТЕС-ПЕНАТЫ, 2000. -428с
8. Асмолов А. Г. Психология личности. — М.: ЭксмоПресс, 2003. —276с.
9. Афанасьева Т.М. Семейные портреты. М.: Знание, 2005.- 226с.
10. Безруких М. Я и другие, или Правила поведения для всех. М.: Маяк, 2001.- 348с.
11. Безработица: региональные аспекты общероссийской проблемы /Под общей ред. Ж.Т. Тощенко.— М.: РАУ, 2003.-280с.
12. Бытко Ю.И. Учение о рецидиве преступлений в российском уголовном праве: История и современность. Саратов, 1998.-224с
13. Бородицкий А.А., Дановский С.Л. Социальная и психологическая характеристика безработных// Социологические исследования. — 2004. — № 5.С.96-99.
14. Еремин Б А. Рынок труда и занятость в современной России. — СПб.: Питер, 2003.- 358с.
15. Климов ЕЛ. Как выбрать профессию. — 20-е изд., дополненное и переработанное.— М.: Просвещение, 2006.-260с.
16. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение. 2005. - 207 с.
17. Кудрявцев В. Н. О противоправности преступлений // Правоведение.
2006, № 1.С.57-61.
18. Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. М.: РИТМ, 2006.-326с.
19. Лидерс А.Г. Три модуса групповой психологической работы с подростками // Журнал практического психолога. - 2007. - № 10-11. - С. 68-72.
20. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Питер, 2003.-358с.
21. Малышева С.В. «Образ Я» и представление о сверстнике у подростков, переживающих одиночество. Автореф. канд. психол. наук. - М.: ПАРУС, 2003. – 265с.
22. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопр. психологии.: 2006. № 1.С.85-88.
23. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.:Наука, 2007.-296с.
24. Организация, содержание и методика профориентационной работы в службе занятости: Сб. инструктивно-методических материалов.- М.: РУЦ ФСЗ, 2004.-258с.
25. 22.Практикум по возрастной психологии/ под ред.Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. СПб.: Питер, 2000. -279с.
26. Прохоров В. С. Преступление и ответственность. Л., 2000.-346 Романов К. М. Практикум по общей психологии. – М.Знание, 2004.-379с.
27. Социальная психология / Под ред. A.M.Столяренко. М.:Наука, 2001.-254с.
28. Теория и методика социальной работы /Под рук. И.Г. Зайнышева. Ч. 1— М.: Союз, 2004.- 276с.
29. Технологии профессионального консультирования: Сб.— М.: РУЦ ФСЗ, 2005.-269с.
30. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ.— М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2004.-269с.
1,200 руб.