Готовая курсовая работа
на тему:«профилактика диcграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.»
Цена: 1,200 руб.
Номер: V4488
Предмет: Педагогика
Год: 2007
Тип: курсовые
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
ПРОБЛЕМЫ ДИСГРАФИИ
1.1. Классификация дисграфии
Анализ литературы показывает, что классификация дисграфии осуществ-ляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма.
Выделяют 3 вида дисграфии: акустическую, оптическую, моторную.
При акустической дисграфии отмечается недифференцированность слу-хового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза. Час-тыми являются смешения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сход-ные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроиз-ношения на письме.
Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впе-чатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с оп-ределенными звуками. В различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. В тяжелых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Ребенок пишет только отдельные буквы. В ряде случаев, особенно у левшей, имеет место зеркальное письмо, когда слова, буквы, элементы букв пишутся справа налево.
Моторная дисграфия. Для нее характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительны-ми образами.
Современное психологическое и психолингвистическое изучение процес-са письма свидетельствует о том, что оно является сложной формой речевой деятельности, включающей большое количество операций различного уровня: семантических, языковых, сенсомоторных. В связи с этим выделение видов дисграфии на основе нарушений анализаторного уровня в настоящее время яв-ляется недостаточно обосновано.
Выделенные М.Е. Хватцевым виды дисграфии также не удовлетворяют сегодняшнее представление о следующих нарушениях письма [56].
1. Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематическо-го слуха. Физиологическим механизмом дефекта является нарушение ассоциа-тивных связей между зрением и слухом, наблюдается пропуски, перестановки, замены букв, а также слияние двух слов в одно, пропуски слов и т. д.
В основе этого вида лежит недифференцированность слухового воспри-ятия звукового состава слова, недостаточность фонематического анализа. Автор объединяет фактически две формы нарушений письма: связанное с нарушением дифференциации звуков и с нарушением фонематического анализа и синтеза.
2. Дисграфия на почве расстройств устной речи («графическое косноя-зычие»). По мнению М. Е. Хватцева, она возникает на почве неправильного зву-копроизношения. Замены одних звуков другими, отсутствие звуков в произно-шении вызывают соответствующие замены и пропуски звуков на письме. М.Е. Хватцев выделяет и специальную форму вследствие «пережитого» косноязычия (когда нарушение звукопроизношения исчезло до начала обучения грамоте или после начала овладения письмом). Чем более тяжелым является нарушение произношения, тем грубее и разнообразнее ошибки письма. Выделение этого вида дисграфии признается обоснованным и в настоящее время.
3. Дисграфия на почве нарушения произносительного ритма. М.Е. Хват-цев считает, что в результате расстройства произносительного ритма на письме появляются пропуски гласных, слогов, окончаний. Ошибки могут быть обу-словлены либо недоразвитием фонематического анализа и синтеза, либо иска-жениями звуко-слоговой структуры слова [56, с. 59].
4. Оптическая дисграфия. Вызывается нарушением или недоразвитием оптических речевых систем в головном мозге. Нарушается формирование зри-тельного образа буквы, слова. При литеральной дисграфии у ребенка нарушает-ся зрительный образ буквы, наблюдаются искажения и замены изолировдевоч-ких букв. При вербальной дисграфии написание изолировдевочких букв являет-ся сохраненным, однако с трудом формируется зрительный образ слова, ребе-нок пишет слова с грубыми ошибками.
При оптической дисграфии ребенок не различает сходные графически ру-кописные буквы: п - к, п. - и, с - о, и - ш, л - м.
5. Дисграфия при моторной и сенсорной афазии проявляется в заменах, искажениях структуры слова, предложения и обусловливается распадом устной речи вследствие органического поражения головного мозга.
Наиболее обоснованной является классификация дисграфий, в основе ко-торой лежит несформированность определенных операций процесса письма (разработана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена). Выде-ляются следующие виды дисграфий: артикуляторно-акустическая, на основе на-рушений фонемного распознавания (дифференциации фонем), на почве наруше-ния языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая дисграфии.
1. Артикуляторно-акустическая дисграфия во многом сходна с выделен-ной М. Е. Хватцевым дисграфией на почве расстройств устной речи.
Ребенок пишет так, как произносит. В основе ее лежит отражение непра-вильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме.
Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. Чаще всего наблюдается при дизартрии, ринолалии, дислалии полиморфного характера. Иногда замены букв в письме остаются и после того, как они устранены в устной речи. В данном случае можно предположить, что при внутреннем проговарива-нии нет достаточной опоры на правильную артикуляцию, так как не сформиро-ваны еще четкие кинестетические образы звуков. Но замены и пропуски звуков не всегда отражаются на письме. Это обусловлено тем, что в ряде случаев проис-ходит компенсация за счет сохрдевочких функций (например, за счет четкой слу-ховой дифференциации, за счет сформированности фонематических функций).
2. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифферен-циации фонем). По традиционной терминологии - это акустическая дисграфия.
Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким зву-кам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заме-няются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звон-кие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч - т, ч - щ, ц - т, ц - с). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мяг-кости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных («писмо», «лубит», «лижа»). Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, например, о - у (тума - «точа»), е - и (лес - «лис»).
В наиболее ярком виде дисграфия на основе нарушений фонемного рас-познавания наблюдается при сенсорной алалии и афазии. В тяжелых случаях смешиваются буквы, обозначающие далекие артикуляторно и акустически зву-ки (л - к, б - в, п - к). При этом произношение звуков, соответствующих смеши-ваемым буквам, является нормальным.
О механизмах этого вида дисграфии не существует единого мнения. Это обусловлено сложностью процесса фонемного распознавания. По мнению ис-следователей (И.А. Зимняя, Е.Ф. Соботович, Л.А. Чистович), многоуровневый процесс фонемного распознавания включает различные операции.
1. При восприятии осуществляется слуховой анализ речи (аналитическое разложение синтетического звукового образа, выделение акустических призна-ков с последующим их синтезом).
2. Акустический образ переводится в артикуляторное решение, что обес-печивается пропориоцептивным анализом, сохранностью кинестетического восприятия и представлений.
3. Слуховые и кинестетические образы удерживаются на время, необхо-димое для принятие решения.
4. Звук соотносится с фонемой, происходит операция выбора фонемы.
5. На основе слухового и кинестетического контроля осуществляется сли-чение с образцом и затем принимается окончательное решение
Похожие работы:
психодиагностическое изучение детей раннего возраста у детей раннего возраста с нарушениями речи ➨
Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. В данный период ...
Введение
В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда ...
Сюжетно-ролевые игра как средство формирования фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи. ➨
Введение
Общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным ...
Объект исследования: особенности лексико-грамматического строя речи.
Предмет исследования: лексико-грамматический ...