Известно, что спортивная деятельность протекает, как правило, в экстре-мальных, необычайно сложных условиях, способствующих выявлению пре-дельных возможностей человеческого организма. В этих условиях возрастает зависимость эффективности деятельности человека от индивидуальных свойств его нервной системы и темперамента.
Характерная особенность современного спорта – стремительный рост спортивных результатов. Это проявляется не только в обновлении рекордов и достижений. Бурный рост спортивных результатов настолько очевиден, что специалисты весьма оптимистичны в своих прогнозах на будущее.
Рост технических результатов предъявляет, разумеется, и повышенное требование к психики спортсменов. Крупные соревнования проходят сейчас, как правило, в острой спортивной борьбе равных по силам соперников. Часто победу определяют лишь малые доли секунды, несколько сантиметров, сотые и даже тысячные доли очка. Это говорит о том, что спорт всё более превращается из борьбы мускулов в борьбу умов и нервов.
Современный спорт характеризуется также значительным ростом и объе-мом тренировочных и соревновательных нагрузок. Так, объём и интенсивность тренировочных нагрузок в отдельных видах спорта возросли по сравнению с прежними соответственно в 2-3 и в 4-5 раз [8].
Современный спорт характеризуется также тем, что тренировки и сорев-нования проходят на фоне значительных эмоциональных и психических нагру-зок, на фоне напряжённой умственной деятельности, вызываемых стремитель-ным темпом повседневной жизни, многообразием внешних раздражителей и т.п. Ещё одной особенностью сегодняшнего спорта является ярко выраженная тенденция к омоложению во многих видах (плавание, гимнастика, фигурное ка-тание и т.п.). На арену крупных соревнований стали выходить подростки, кото-рые ещё не отличаются психической зрелостью, устойчивостью, не имеют дос-таточного опыта соревновательной борьбы, что, естественно отражается на их психическом состоянии.
Наконец, в наше время спорт отличается глубоким проникновением науки во все его виды. Разнообразные научные исследования становятся достоянием широкого круга тренеров и спортсменов, что позволяет им совершенствовать тренировочный процесс, добиваться высоких результатов.
Успех в спорте, как и в других видах деятельности человека, зависит от целого ряда условий, в том числе и от особенностей процессов обучения, вос-питания, тренировки, подготовки к соревнованиям. Эти процессы необходимо строить и осуществлять не только на основании общих психолого-педагогических закономерностей, но и с учётом конкретных, психологически обоснованных методов и приёмов педагогического воздействия, способов орга-низации деятельности, приспособленных к индивидуальным свойствам нервной системы и темперамента занимающихся.
Важность изучения проблемы темперамента совершенно несомненна в связи с вопросами спортивной педагогики, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки. Разработка этой проблемы будет способ-ствовать научному обоснованию индивидуализации процессов обучения, тре-нировки, подготовки и участия в соревнованиях
3,000 руб.
Стр.
Введение 3
ГЛАВА I. Обзор литературы по теме исследования 5
1.1. Проблема индивидуально- психологических особенностей. 5
1.2. Индивидуальные особенности спортсменов. 15
ГЛАВА II. Задачи, методы и организация исследования 20
2.1. Задачи исследования 20
2.2. Методы исследования 20
2.3. Организация исследования 21
ГЛАВА III. Исследование свойств нервной системы студентов ФФК
3.1 Диагностика свойств нервной системы по тесту Я. Стре-ляу
3.2. Диагностика нервной системы с помощью теппинг-теста
3.3. Диагностика свойств темперамента
22
22
23
25
Выводы 29
Список литературы 30
3,000 руб.
1. Белоус В.В. Функциональная роль типа темперамента в индивидуальной и совместной деятельности людей / В.В. Белоус // Вопросы психологии 1984. – № 4.
2. Бирюкова З.И. Высшая нервная деятельность спортсменов / З.И. Бирюко-ва. – М.: Физкультура и спорт, 1961.
3. Высотская Н.Е. Индивидуальные особенности фиксированной установки в связи с подвижностью нервных процессов / Н.Е. Высотская // Психофи-зиологические особенности спортивной деятельности. – Л., 1975. – С. 116-120.
4. Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности че-ловека / Б.А. Вяткин. – Пермь, 2000.
5. Васильева В.В. О предстартовом состоянии / В.В. Васильева // Теория и практика физической культуры, 1953.– № 8.
6. Горожанин В.С. Максимальные скоростные показатели и некоторые свойства нервной системы человека / В.С. Горожанин // Вопросы психо-логии. – 1971. – № 3.
7. Егупов Л.Ф. Реактивность нервной системы как фактор волевой активно-сти и физической работоспособности / Л.Ф. Егупов // Теория и практика физической культуры. – 1981. – № 3.
8. Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения / Г.В. Залевский. – Ир-кутск, 1976.
9. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П.. Ильин. – СПБ: Питер, 2004 – 701 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
10. Ильина М.Н. Монотонность труда оператора – аудитора и эффектив-ность его деятельности в зависимости от силы нервной системы / М.Н. Ильина // Психологическое состояние экспериментальная и прикладная психология. Вып. 10 Л., 1981. – С. 56-61.
11. Кашин А.П., Пейсахов Н.М. Системно-структурный анализ свойств нерв-ной системы / А.П. Кашин, Н.М. Пейсахов // Дифференциальная психо-физиология и ее генетические аспекты. Тезисы докладов. – М., 1999. – С. 63-66.
12. Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений / А.Н. Крестовников. – М., 1951.
13. Капустин А.М. Некоторые особенности сосредоточения внимания у гимнастов с различными свойствами темперамента / А.М. Капустин // Физическое воспитание, физиология и психология спорта. – Пермь, 1970.
14. Левитов Н.Д. Психология характера / Н.Д. Левитов. – М.: Просвещение, 1969.
15. Мерлин В.С. Некоторые принципы психологической характеристики свойств темперамента / В.С. Мерлин // Экспериментальные исследования личности и темперамента. – Пермь, 1971. – С. 3-22.
16. Михайлова В.П., Палей И.М. Индивидуальные особенности устойчиво-сти фиксированной установки в связи с силой нервной системы / В.П. Михайлова, И.М. Палей // Типологические исследования по психики лич-ности. – Пермь, 1967. – С. 77-93 .
17. Мерлинкин В.П. К вопросу о влиянии подвижности инертности нервной системы на сохранение навыков / В.П. Мерлинкин // Актуальные вопросы теории и методики физического воспитания школьников.
18. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека / В.Д. Небылицын . – М.: Просвещение, 1996.
19. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. 1951. Т. III кн. 2
20. Палей И.М. Некоторые вопросы изучения структуры индивидуально-типологических характеристик человека в связи с силой нервной системы // Труды XIII международного конгресса психологов, симпозиум 9. М., 196. с. 92-96.
21. Петров П.К. Физическая культура: Курсовые и выпускные квалификаци-онные работы / П.К. Петров. – М.: Изд-во Владивосток пресс, 2002. – С. 112.
22. Ратанова Т.А. Субъективное шкалирование и объективные физиологиче-ские реакции человека / Т.А. Ратанова. – М.: Педагогика, 1990.
23. Рабинович Р.Л. О неравномерности повышения подвижности нервных процессов в различные возрастные периоды школьников // Материалы VII научной конференции по вопросам возрастной мифологии, физиоло-гии, биохимии. М., 1965. с. 428.
24. Скрябин Н.Ф. Методика измерения проприорецептивной чувствительно-сти / Н.Ф. Скрябин // Психофизиологические изучения учебной и спор-тивной деятельности. – Л., 1981. – С. 117-122.
25. Семенов В.В. Природа межиндивидуальной изменчивости качественных особенностей эмоциональности / В.В. Семенов: Автореф… дис. канд. пед. наук. – М., 1982.
26. Смирнов Б.Н. Особенности проявления решительности и смелости у гимнастов в зависимости от темперамента / Б.Н. Смирнов // Теория и практика физической культуры. – 1965. – № 11. – С. 17-19.
27. Стреляу. Я. Роль темперамента в психологическом развитии / Я. Стрем-ляу. – М: Прогресс, 1982.
28. Теплов Б.М. Новые данные по изучению свойств нервной системы чело-века / Б.М. Теплов // Типологические особенности высшей нервной дея-тельности человека. . Т. 3. – М., 1963.
29. Черникова О.А. Условия закрепление отрицательных эмоциональных ре-акций при выполнении физических упражнений и пути их преодоления / О.А. Черникова // Психология спорта. – М., 1990.
30. Шардин В.М. Психологические основы формирования двигательного на-выка / В.М. Шардин. – Казань: КГУ, 1978.
31. Якубчик Б.И. Некоторые индивидуальные различия в деятельности спортсмена – акробата и учет их в процесс учебно-тренировочных заня-тий / Б.И. Якубчик // Вопросы психологии. – 1964. – № 5.
3,000 руб.