Введение
Содержание
Литература
2.3 Методические основы использования электронных учебных пособий в образовании
На данный момент в современном обществе происходит неудержимое развитие информационных технологий, особенно в области мультимедиа, виртуальной реальности и глобальных сетей. Использование этих технологий в различных сферах жизнедеятельности человека породило немало философских, теоретико-методологических и социально-экономических проблем.
В настоящее время во многих инновационных школах применяются новейшие разработки науки и техники в области образования, наиболее популярными инновационными методами в обучении становятся электронные учебные пособия, которые могут использоваться даже на ранних этапах обучения.
В рамках телекоммуникационных технологий, методистами предприняты усилия для создания небольшого компьютерного пособия, отвечающего требованиям поэтапного изучения предмета .
Методика организации контроля отличается нестандартностью (оригинальностью) как за счет компьютерных возможностей, так и за счет структурной организации. Функции контроля знаний косвенно выполняет и компьютерный эксперимент: самостоятельно полученные теоретические результаты учащийся проверяет на опыте, а не по готовому ответу. Такой подход позволяет стимулировать познавательный интерес, сближая работу учащегося с научным исследованием.
Реализуемый подход позволяет использовать обучающие программы как в открытом, так и в индивидуальном режиме. Персональные задания и схемы представления материала позволяют учесть все ошибки пользователя и своевременно скорректировать учебный материал.
Внедрение новых информационных технологий в процесс обучения в школе сопряжено с определенными трудностями. Это объясняет фрагментарный характер использования компьютеров и недостаточную координацию соответствующих разработок, их планирования и финансирования. Часто программные продукты, созданные на основе новейших технических средств, несут на себе отпечаток педагогики и методики вчерашнего дня.
Однако многие современные педагогические и методические идеи представляются плодотворными и перспективными для разработки мультимедийных средств обучения. При создании программных продуктов стала очевидной необходимость учета психологических особенностей обучаемых, необходимо опираться на принципы коммуникативного подхода и на идеи развивающего и игрового обучения.
Перспективным представляется соединение возможностей мультимедиа с идеями проблемного обучения, разработка с помощью мультимедиа проблемных ситуаций различных типов.
Конструктивной является задача алгоритмизации и автоматизации процесса составления проблемных заданий средствами компьютера на основе формализации некоторых элементов этого процесса. Легко поддаются автоматизации упражнения по обучению, связанные с заполнением пропуска, перестановкой, выбором, удалением лишнего элемента и т.п.
С появлением компьютера расширился инвентарь наглядности в обучении различным предметам. Актуальной стала проблема определения наиболее эффективной с точки зрения обучения комбинации многорецепторных средств наглядности, которая имеется в арсенале мультимедиа .
На рынке информационных технологий намечается открытие сектора, ориентированного на сферу образования. Условия для этого складываются только сейчас. Региональные программы информатизации образования, разворачиваемые за счет местного бюджета, не могут обеспечить рынка образовательных компьютерных технологий в силу ограниченности масштабов таких программ. Реальной основой для развертывания рынка образовательных компьютерных технологий сегодня является домашний компьютер. Долгие дискуссии и наивные эксперименты не помешали тому, что в 1997 году домашний компьютер стал реальностью. По мнению экспертов, сегодня в домах россиян находится более полумиллиона компьютеров. Это означает, что уже сотни тысяч детей имеют доступ к достаточно мощному современному компьютеру в домашних условиях.
Компьютер действительно помогает обучению и развитию детей. А так как компьютер является потребительским товаром, рассчитанным на многолетнее использование, то сумма средств, затраченных за несколько лет на приобретение прикладного программного обеспечения, может быть сопоставима со стоимостью самого компьютера. То есть емкость рынка образовательного программного обеспечения потенциально сравнима с емкостью рынка домашних компьютеров как таковых. При этом огромным преимуществом рынка образовательного программного обеспечения является то, что весь или почти весь оборот этого рынка не выходит за пределы страны.
Выпуск отечественных компакт дисков для персональных компьютеров вырос за два года в десятки раз. Однако рост ассортимента и тиражей компакт дисков, ориентированных на применение в образовательной сфере, неизбежно обостряет конкуренцию между издателями и повышает риск потери инвестиций. В этих условиях необходима стратегия построения и освоения образовательного сектора домашних компьютеров. Наивность и некомпетентность могут привести не только к материальным потерям, но и к дискредитации самой идеи использования домашнего компьютера в сфере образования.
Для отечественной системы образования разработано свыше 200 качественных программных продуктов, которые прошли многолетнюю апробацию в реальных условиях учебного процесса сотен школ и получили одобрение тысяч учителей.
Сегодня разработаны и реально используются в школах компьютерные технологии, охватывающие практически весь курс средней школы. К сожалению, соответствующее оборудование, а значит и программы, имеют менее 20% школ.
Все программное обеспечение, разработанное в нашей стране для сферы образования, ориентировано на классно - урочную систему. В этой системе ключевую роль в организации процесса обучения играет учитель. Поэтому лучшие образовательные программные продукты сегодня разрабатываются в составе программно - методических комплексов, включающих детальные методические рекомендации для учителя. Эти рекомендации позволяют получить максимальный эффект от применения конкретного продукта. Для домашнего компьютера сегодня отсутствуют такие рекомендации. Отсутствует и педагог, которому такие рекомендации могли бы быть адресованы. В этих условиях процесс обучения с использованием домашнего компьютера становится неуправляемым. Это также снижает эффективность компьютерного обучения в домашних условиях.
Важнейшим итогом первого периода информатизации образования является осознание широкой педагогической общественностью необходимости системного подхода к использованию компьютера в школе. Это предполагает комплексное и скоординированное решение таких проблем, как оснащение компьютерами, отбор и приобретение программного обеспечения, разработка и издание методических материалов и учебных пособий, подготовка и переподготовка педагогических кадров, проведение психолого-педагогических и санитарно-гигиенических исследований.
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты инновационных процессов в образовании 5
1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация 5
1.2 Роль инноваций в развитии образования 10
Глава 2. Применение новых технологий в обучении 16
2.1 Информатика и образование 16
2.2 Уроки-презентации и Интернет в образовании 24
2.3 Методические основы использования электронных учебных пособий в образовании 28
2.4 Дистанционное образование в современной системе обучения 32
Глава 3. Инновационные технологии в обучении русскому языку в школе 34
3.1 Использование электронных учебных пособий в обучении русскому языку и их примеры 34
3.2 Технологии интерактивного обучения русскому языку 42
3.3 Примерный план урока русского языка с использованием инновационных технологий 47
Заключение 54
Список литературы 56
Введение
В настоящее время в России происходят изменения во всех сферах жизни общества, в том числе и в области образования. В национальной политике образования уже несколько лет разрабатываются новые программы, направленные на совершенствование и модернизацию системы обучения в школе. Это обусловлено переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из основных задач современной школы является раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
Проблема образования всегда интересовала ученых, политиков, социологов, поскольку именно образование является той основой, на которой формируется будущее направление процессов в стране, именно образование позволяет укрепить национальную мощь страны.
Данный дипломный проект посвящен. Актуальность темы заключается в том, что система образования не может находиться в стороне от происходящих новшеств, перемен, инноваций, образование и научно-технические процессы, происходящие в мире, должны находится в тесном взаимодействии для успешного и эффективного обучения. Именно поэтому была выбрана тема работы, которая активно рассматривается и обсуждается и исследуется многими учеными педагогами в нашей стране.
Целью данной работы является рассмотрение и применение на практике (конспекты уроков) всех инновационных технологий в обучении русскому языку в школе в современной системе образования. Для достижения поставленной цели нами будут решаться следующие задачи:
1) описание теоретических аспектов инновационных процессов в современной системе образования;
2) рассмотрение новых технологий в образовании и их применения на практике
3) анализ инновационных технологий в обучении русскому языку;
4) составление конспектов уроков русского языка с применением новых технологий обучения.
Объектом исследования данной работы являются новые технологии в обучении русскому языку в школе. Предметом исследования послужили основные тенденции и инновации в современной системе образования.
Работа состоит из введения, трех глав, рассматривающих как теоретические, так и практические аспекты по проблеме исследования, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты инновационных процессов в образовании
1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация
Для того чтобы эффективно организовать работу школы в инновационном режиме, нужно не только освоить определенные управленческие навыки, что безусловно является важной составной частью для реализации данной задачи в практической деятельности, но и восстановить первоначальный контекст, связанный с разворачиванием инновационных процессов как таковых, а затем представить специфику этих инновационных процессов в сфере образования.
Для более четкого понимания инновационных процессов в образовании необходимо сначала рассмотреть понятие «инновации» в образовании. Первоначально термин «инновация», предельно широко понимаемый как нечто новое и имеющее общественную значимость, появился в исследованиях по культурологии и лингвистике в середине прошлого века при описании процессов культурной диффузии. Его ввели для рассмотрения ситуации, в которой феномен из одного культурного ареала распространялся в другие, где выступал не как лежащий в культурной традиции, а как культурная (языковая) инновация, в той или иной форме ассимилируемая в сложившейся культуре. Эта диффузия трактовалась фактически в качестве естественного механизма-развития самой культуры . Такое значение термина «инновация» и по сей день сохраняется в ряде наук, например в этнографии.
Усиливающийся с каждым годом интерес и все большее осознание в обществе возможности использования инновационных процессов привели к тому, что с начала XX века стала оформляться специализированная область знания – инноватика – как особая наука о нововведениях, в рамках которой начали изучаться общие закономерности технических нововведений в сфере материального производства .
Приблизительно в конце 50-х годов на Западе и лишь в последние 10 лет у нас в стране образовательные инновационные процессы выделились в предмет особых исследований ученых. Были созданы специальные информационные службы, издания и журналы, отражающие ход и результаты данных исследований. Так, например, при ЮНЕСКО существует сейчас Азиатский центр педагогических инноваций для развития образования, который обобщает педагогические нововведения в различных странах мира и информирует о них (совместно с Международным бюро по вопросам образования) всю педагогическую общественность на страницах своего специального издания. Международное бюро по вопросам образования также принимает участие в публикации и другого периодического издания, посвященного инновационным процессам, — журнала «Информация и инновация в образовании».
Инновации в образовании находятся под контролем отдельной области педагогических знаний – педагогической инноватики. Это наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования . Развитие педагогической инноватики в нашей стране связано прежде всего с возникновением и оформлением массового обшественно-педагогического движения. Как и всякое социокультурное явление, российское инновационное педагогическое движение имеет свои субъективные и объективные предпосылки для возникновения, свою собственную историю и основные линии становления.
Инновационные процессы выражают не только внутреннюю, предметную логику нововведения, но и логику его взаимодействия с окружающей средой. С этой точки зрения нововведение характеризуется динамическим соотношением параметров, выражающих как его воздействие на окружающую среду, так и обратное влияние самой среды на нововведение. Динамика этих характеристик во времени и образует жизненный цикл нововведений: старт, быстрый рост, зрелость, насыщение, финиш или кризис .
«Инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение», то есть можно сказать, что понятие «новое» напрямую связано с инновацией. В известном словаре СИ. Ожегова дается следующее определение: «Новый — это впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный» .
Если первое определение — «впервые созданный» — дает представление о чем-то совершенно неизвестном ранее, то следующие характеристики — «недавно» и особенно «вновь открытый» - говорят нам о том, что в новом может присутствовать в какой-то степени элемент «старого», чего-то такого, что уже было. Таким образом, можно говорить о двух типах нового.
1. Впервые созданное новое (абсолютно новое).
Такое новое равносильно открытию в области педагогики.
2. Новое, содержащее в себе элементы старого.
Старые и новые элементы, соединившись, могут дать как конкретизацию и дополнение, так и принципиально новую картину знания.
Любая инновация в образовании относительна как в личностном, так и во временном (историческом) плане. То, что является новым для одного учителя, может быть абсолютно неновым для другого. Новизна всегда носит конкретно-исторический характер, она рождается в конкретное время и решает задачи конкретно-исторического периода. Нововведение может очень быстро стать достоянием многих, войти в массовую образовательную практику, но затем может также устареть и в более позднее время даже стать тормозом развития.
3,000 руб.
1. Антология «Дистанционное обучение в современном мире». – М.: Владос, 2005.
2. Бондарко А.В. Основы функциональной грамматики. – СПб.: Наука, 2001.
3. Власкин А. А., Сенцова Т. М. Автоматизированная система обучения русскому языку. Материалы VI международной конференции “Информационные технологии в образовании”
4. Горбунова В.А., Ширшова Л.А. Компьютерные технологии - новый ресурс привлечения учащихся в школьные библиотеки. Материалы НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"// www.ioso.iip.net
5. Ерофеева Н.И.Управление проектами в образовании //Народное образование.–2002, № 5.
6. Закон Российской Федерации «Об образовании», ст.32, п.2.
7. Интернет в гуманитарном образовании: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Владос, 2001.
8. Исаев. Е.И. Теория и практика психологического образования педагога // Психологический журнал, 2000, № 11.
9. Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе//Педагогика, 2005, №2.
10. Карлинский А.Е. Принципы, методы и приемы лингвистических исследований//ИЯШ, 2003, №4.
11. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003.
12. Компьютерные телекоммуникации в системе школьного образования/Учеб.пособие для студентов пед. вузов и повыш. квалиф. пед. Кадров. – М.: ЮНИТИ, 2004.
13. Костомаров, В.Г., Митрофанова, О.Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка как иностранного. – М.: Академия, 2005.
14. Лыфенко А.В.. Решение проблемы ментальной несовместимости в процессе изучения историко-методических вопросов //Начальное образование на пороге XXI века (Проблемы и перспективы). Материалы Всероссийской научной конференции. - Тула, 2000.
15. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Учебное пособие для Студенов педагогических ВУЗов. – М.: Наука, 2006.
16. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Эксмо, 2002.
17. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках русского языка – потребность времени//Вестник МУ. 2005 №7.
18. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений. – М.: Новая школа, 1996.
19. Пугачёва Н. Б. Источники инноваций общеобразовательного учреждения// Завуч, 2005, № 3. С.29.
20. Пугачёва Н. Б. Психолого-педагогическое обеспечение инновационной деятельности общеобразовательного учреждения // Завуч, 2005, № 3.
21. Руднев Е.Н. Миссия, стратегия и практические действия // Директор школы, 2006, № 8.
22. Сергоманов П. Р. Изменения в школе: одни проблемы // Учитель, 2003, № 6.
23. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: Магистр, 2007.
24. Сластёнин, В. А. Педагогика – М.: Школа-Пресс, 2000.
25. Трайнев В.А и др. Дистанционное обучение и его развитие. – М.: Гардарики, 2005.
26. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Новые технологии. – М.: Скрипторий 2003, 2005.
27. Тюнников Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход// Стандарты и мониторинг в образовании, 2004, № 5.
28. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005
29. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. - М.: АСТ, 2001.
30. Яковлева Е.В. Современные теории и методики обучения русскому языку. – М.: Экзамен, 2004.
3,000 руб.