Готовый реферат
на тему:«Два взгляда на революцию в литературе 20 века»
Цена: 750 руб.
Номер: V8838
Предмет: Литература
Год: 2008
Тип: рефераты
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
«Сегодня пересматривается миров основа», - утверждал Владимир Маяковский. «Революционный держите шаг!»-призывал сынов восставшей России Александр Блок. Великие перемены в жизни России предчувствовал и Сергей Есенин:
Сойди, явись нам, красный кон!
Впрягись в земли оглобли...
Мы радугу тебе -дугой,
Полярный круг - на сбрую.
О, вывези наш шар земной На колею иную.
Полный жизненных сил, уверенности в себе, поэт «сегодня рукой упругою готов повернуть весь мир». Он восторженно провозглашает:
Да здравствует революция
На земле и на небесах!
Все больше Есенина захватывает «вихревое» начало, вселенский, космический размах событий.
Поэт Петр Орешин, вспоминая о встречах с Есениным в годы революции, подчеркивал:
«Есенин принял Октябрь с неописуемым восторгом, и принял его, конечно, только потому, что внутренне был уже подготовлен к нему, что весь его нечеловеческий темперамент гармонировал с Октябрем...»
Судьба родины, народа, особенно многомиллионной массы русского крестьянства в бурную революционную эпоху, - вот что волнует поэта, вот что главным образом определяет идейно-художественное своеобразие, сильные и слабые стороны стихов и поэм, написанных им в 1917 - 1918 годах.
На первых порах революционная тема решалась поэтом своеобразно. В его стихах зачастую трудно было найти отображение реальных революционных событий.
В таких произведениях, как «Преображение», «Инония», «Иорданская голубица», написанных на «второй день» октябрьской победы, революционное содержание заключено подчас еще в старую поэтическую оболочку, в них живы еще мифологические образы и отзвуки библейских легенд. Новый мир предстает в них либо в виде утопических картин мужицкого «рая» на земле, либо в виде романтического «града Инонии, где живет божество живых» и господствует «революционная» вера:
Новый на кобыле
Едет к миру Спас.
Наша вера - в силе.
Наша правда - в нас!
Новый «пророк Есенин Сергей» в «Инонии» мечтает о преображении лика земли:
И вспашу я горные щеки
Нив твоих новой сохой;
Золотой пролетит сорокой
Урожай над твоей страной.
Новый он сбросит жителям
Крыл колосистых звон.
И, как жерди златые, вытянет
Солнце лучи на дол.
Эти утопические мечтания и религиозные «прозрения» поэта-пророка не только свидетельствуют о напряженных идейно-художественных исканиях и противоречиях во взглядах самого Есенина, который «первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно».
В первых послеоктябрьских произведениях Есенина отразились настроения и чаяния тех трудовых слоев русской деревни, которые, приняв Октябрь, на первых порах встретили революцию больше стихийно, чем сознательно.
В «Инонии» и других стихах отчетливо слышны раскаты бушующего океана мелкобуржуазной крестьянской стихии. Кипящая в народе ненависть к свергнутому революцией строю насилия и лжи, справедливая и святая разрушительная ярость по отношению к старому миру - все, это объективно во многом наполняло поэзию Есенина после Октября пафосом гнева и отрицания, бунтарским духом, мотивами богоборчества.
«В начале 1918 года, - отмечал Есенин позднее, - я твердо почувствовал, что связь со старым миром порвана, и написал поэму «Инония», на которую было много нападок и из-за которой за мной утвердилась кличка «хулиган».
В «Инонии» поэт не только поднимается до гневного отрицания казенной церкви с ее фальшивой моралью. Он теперь открыто восстает против основы основ церковной религии:
Время мое приспело,
Не страшен мне лязг кнута.
Тело, Христово тело
Выплевываю изо рта...
Ныне ж бури воловьим голосом
Я кричу, сняв с Христа штаны...
Поэт отбрасывает прочь мотивы смирения и покорности некоторых своих ранних стихов, ибо «иное постиг учение». Он полон жизненных сил, уверенности в себе и «сегодня рукою упругою готов повернуть весь мир». В душе его играет буслаевская удаль:
Ныне на пики звездные
Вздыбливаю тебя, земля!
Протянусь до незримого города,
Млечный прокушу покров.
Далее богу я выщиплю бороду
Оскалом моих зубов.
Ухвачу его за гриву белую
И скажу ему голосом вьюг:
Я иным тебя, господи, сделаю,
Чтобы зрел мой словесный луг!
Уведу твой народ от упования,
Дам ему веру и мощь...
Именно в бунтарской, богоборческой теме, столь значительной и характерной для первых послеоктябрьских стихов Есенина, прежде всего и проявлялась революционность поэта, восторженно принявшего «вихревое» начало революции.
Высокая патетика, пророческий пафос, метафоричность образов — все это были новые черты художественного стиля поэта .
Уже в 1917-1918 гг. образы и лексика, заимствованные поэтом из арсенала старой христианской культуры, к которым он прибегал еще в то время, вступают в противоречия с явным тяготением Есенина как художника-реалиста к лексике, образам, рожденным Октябрем и передающим революционный накал тех незабываемых дней:
Небо - как колокол,
Месяц - язык,
Мать моя - родина,
Я - большевик.
Эти стихи, написанные Есениным во время пребывания в родном селе Константинове летом 1918 года, навеяны во многом тем, что довелось поэту наблюдать в деревне, и прежде всего настроением крестьян, получивших в революцию «без выкупа пашни господ». Спустя некоторое время Есенин вновь возвращается к этой теме:
Говорят, что я большевик.
Да, я рад зауздать землю...
Эти строки, конечно, не следует понимать буквально. Вместе с тем это не простая, звонкая фраза. Для поэта, еще в юности мечтавшего о служении народу и готового ради этого принять «унижения, презрения и ссылки», фраза «я - большевик» полна глубокого смысла.
Есенину еще трудно понять многое в революционных взглядах большевиков, но в душе он явно симпатизирует людям, которым под силу даже «зауздать землю», их несгибаемой воле в схватке с темными силами старого мира.
Сколь стремителен был в годы революции процесс сближения поэзии Есенина с действительностью, сколь искренне был поэт солидарен с восставшим народом, - во всем этом еще раз убеждаешься, читая есенинского «Небесного барабанщика», написанного в 1918 г.
Столкновение двух миров и судьба родины в революционную эпоху - вот стержневая мысль, волнующая поэта в «Небесном барабанщике». Отсюда и жизнеутверждающий романтический пафос, и гиперболические образы, и ораторски-маршевой ритм стиха:
Листьями звезды льются
В реки на наших полях.
Да здравствует революция
На земле и на небесах!
Души бросаем бомбами,
Сеем пурговый свист.
Что нам слюна иконная В наши ворота в высь?
Нам ли страшны полководцы
Белого стада горилл?
Взвихренной конницей рвется
К новому берегу мир.
«Небесный барабанщик» в идейно-художественном плане значительно шире таких произведений Есенина, как «Преображение», «Инония». Знаменателен в нем открытый призыв к борьбе с «белым стадом горилл» - интервентами. Схватка с врагом предстоит не из легких, она потребует напряжения народных сил и даже жертв. Поэт обращается к восставшим с вдохновенным словом:
Смыкайтесь же тесной стеною,
Кому ненавистен туман...
Верьте, победа за нами!
Новый берег недалек.
Революция несет свободу всем народам России, с ее победой и «калмык и татарин почуют свой чаемый град». Впервые здесь подходит поэт так близко к мысли об интернациональной солидарности восставших:
Ратью смуглой, ратью дружной
Мы идем сплотить весь мир.
Мы идем, и пылью вьюжной
Тает облако горилл.
В «Небесном барабанщике» почти отсутствуют образы, навеянные старой христианской поэтикой. При всей планетарности, космической устремленности образов «Небесного барабанщика» основа их жизненно реальна.
Это относится и к развернутому образу-метафоре «солнца-барабана», играющему важную идейно-композиционную роль в стихотворении, и к образу «белого стада горилл» и к другим.
«Небесный барабанщик» можно смело отнести к значительным явлениям гражданской лирики первых лет революции. Это замечательное стихотворение Есенина созвучно и взволнованно-тревожному ритму блоковской поэмы «Двенадцать».
Каждому из трех поэтов был ненавистен повергнутый революцией в прах старый порядок. При всем идейно-художественном своеобразии их произведений о революции они были едины в главном: в неподдельной тревоге за судьбы восставшей России и ненависти к ее врагам.
Октябрь озарил есенинскую поэзию новым светом. «Не будь революции, - подчеркивал Есенин, - я, может быть, так бы и засох на никому не нужной религиозной символике».
Все новые и новые факты творческой биографии поэта, новые документы и материалы о литературно-общественной деятельности Есенина в годы революции становятся известными в наши дни.
Похожие работы:
Одесская школа в русской литературе 20 века. ➨
Введение Изучение произведений литературы как целостных художественных миров в последние годы стало в литературоведении ...
Смысл подтекста в русской литературе 18 века (сатира Новикова, проза Крылова) ➨
ВВЕДЕНИЕ Наша работа посвящена изучению вопроса о смысле подтекста в русской литературе 18 века на примере произведений ...
Образ «лишнего человека» в русской литературе XIX века ➨
«Лишний человек», «лишние люди» – откуда взялся этот термин в русской литературе? Кто впервые так удачно применил ...
Введение
Социальные и политические идеи в пореформенной России приобрели небывалую силу, вышли за пределы ...