1.1. Структура, содержание и уровни сформированности иноязычной коммуникативной компетенции.
В процессе речевой коммуникации мы пользуемся средствами языка – ее лексикой, грамматикой, орфографией, – для построения высказываний, которые были бы понятны адресату. Однако знание только слов и грамматики недостаточно для того, чтобы общение на иностранном языке было успешным: нужно знать также условия использования тех или иных языковых единиц и их соединений. То есть, кроме грамматики, учащийся должен овладеть «ситуативной грамматикой», которая требует использования языка не только в соответствии с содержанием лексических единиц и правилами их соединений в предложении, но и в зависимости от характера отношений между собеседниками, от цели общения и других факторов, знание которых в совокупности с языковыми знаниями составляет коммуникативную компетенцию.
Понятие «компетенция» (от латинского competo – добиваюсь, отвечаю, происхожу) достаточно широко употребляется в разных отраслях научного знания. Да, в общеупотребительном значении оно определяется, с одной стороны, как объем полномочий, которые предоставлены по должности, а с другой, - как знание и опыт специалиста определенной отрасли. Однако, обычно, понятие «компетенция» употребляется в трудах авторов, которые исследуют разные аспекты лингвистики, а также теории и методики обучения родному и иностранному языку...
2,500 руб.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ. 8
1.1. Структура, содержание и уровни сформированности иноязычной коммуникативной компетенции. 8
1.2. Учет психологических и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе. 15
1.3. Роль дидактических игр в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. 19
1.3.1. Характеристика компонентов языковой игры. 24
1.3.2. Характеристика компонентов коммуникативной игры. 25
1.3.3. Характеристика компонентов ролевой игры. 26
1.3.4. Характеристика компонентов деловой игры. 30
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1. 33
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ. 36
2.1. Дидактические условия организации и проведения ролевых игр на занятии английским языком. 36
2.2. Дидактические условия организации и проведения деловой игры на занятии английским языком. 39
2.3. Организация и результаты экспериментальной работы. 46
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2. 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
Приложение А. 68
Приложение Б. 72
Приложение В. 76
Приложение Г. 78
Приложение Д. 80
2,500 руб.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2001. – 704с.
2. Ахметов Н.К., Хайдаров Ж.С. Игра как процесс обучения. Алма-Ата, 1985. – 67с.
3. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д : «Феникс», 1999. – 416с.
4. Бим И.Л. Всегда ли инновации в области терминологии – следствие развития научного знания? // ИЯ в школе. -2004. - №4. – С.30-34.
5. Бим И.Л. Цели обучения иностранному языку в рамках базового курса // ИЯ в школе. – 1998. - №2. – С.16-20.
6. Вайсбурд М.Л. Сопоставительное моделирование разных вариантов организации и проведения ролевой игры как способ определения их эффективности / М.Л.Вайсбурд, Л.Н.Пустосмехова // ИЯ в школе. – 2004. - №1. – С.3-7.
7. Вайсбурд М.Л. Телепередача как опора для организации ролевой игры на уроке иностранного языка / М.Л.Вайсбурд, Л.Н.Пустосмехова // ИЯ в школе. – 2002. - №6. – С.8-14.
8. Вербицкий А.А., Платонова Т.А. формирование познавательной и профессиональной мотивации. М., 1986. – 197с.
9. Возрастная психология. / Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. – М.: Пед. общ-во «Россия», 2001. – 272с.
10. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. –М.: Академия, 2005
11. Гапонова С.В. Дискусія як вправа для навчання спілкування іноземною мовою// Іноземні мови. – 1999. - №4. – С.3-10.
12. Данилович І.А. Система ігрових вправ у підручнику English through Communication для 5-го класу середньої школи// Іноземні мови. – 1995. - №2. – С.14-17.
13. Деловые игры и проблемные ситуации в обучении комсомольского актива / С.В. Савченко, С.Я. Харченко. – Ворошиловград: Научная мысль. – 1988. – 32с.
14. Денисова Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения английскому языку. // Ин.яз. в шк.- №4. с.26-27.
15. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика: Искусство овладения иностранным языком. – М.: Педагогика, 1991. – 224с.
16. Дікая О.М. Використання інтелектуальних ігор на уроках англійської мови // Англійська мова та література. – 2003. – №29. – С.3-8.
17. Друзь Ю. Організація та проведення ділової гри в навчальному процесі: підготовка студентів до іншомовної комунікації// Рідна шк. – 1999. - №9. – С.43-44.
18. Зимняя И.А. Педагогическая психология : Учебник для вузов / И.А.Зимняя, 2-е изд. – М.: Логос, 2003. – 384с.
19. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным язикам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 222с.
20. Игры – обучение, тренинг, досуг … / Под ред. В.В. Петру-синского// В четырех книгах. Книга 3. – М.: Новая школа, 1994. – 96с.
21. Искрин С.А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку // ИЯ в школе. – 2004. - №2. – С.21-25.
22. Калимулина О.В. Ролеве игры в обучении диалогической речи// Иностр. яз. в шк. – 2003. - №3. – С.17-20.
23. Кевбрина З.Г. Решение коммуникативных задач при обучении иностранному языку // Специалист. – 2001. - №2. – С.22.
24. Киричук Е.И., Грабский И.А. Методические рекомендации по курсу «Психолого-педагогические основы конструирования и проведения деловых игор». – Днепропетровск, 1991. – 34с.
25. Кларин М.В. Индивидуализация образования в буржуазной педагогике ХХ века //Сов. педагогика. - 1987 г. - №47 - 120-126 с.
26. Козак С.В. Формування іншомовної комунікативної компетенції майбутніх фахівців морського флоту : Автореф. дис. ... Канд. пед. наук : 10.02.02. / Одеський нац. ун-т ім.. І.І.Мечнікова. – Одеса, - 2001. – 20с.
27. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464с.
28. Куліш І.М. Дидактична гра як засіб активізації навчальної діяльності студентів університету : Автореф. Дис. … канд.. пед. Наук : 10.02.02. / Національний пед. Університет ім. М.П.Драгоманова. – К., 2003. – 25с.
29. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: 1970. – 141с.
30. Ляховитский М.В. Методика преподавания иностранных языков. – М.: Высшая школа, 1981. – 159с.
31. Матвеева Н.В. Деловая игра как средство обучения эвристической деятельности// Специалист. – 2001. - №3. – С.21-22.
32. Методика навчання іноземних мов у середніх навчальних закладах: Підручник/ кол. авторів під ред. С.Ю. Ніколаєвої. – К.: Ленвіт, 1999. – 320с.
33. Мильруд Р.П. Современные концептуальне принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р.П.Мильруд, И.Р.Максимова // ИЯ в школе. – 2000. - №5. – С. 9-22.
34. Мулюкина Ю.А. Профессионально-педагогическая ролевая игра в подготовке преподавателей иностранного языка// Иностр. яз. в шк. – 2003. - №4. – С.50-52.
35. Мюллер В.К. Новый англо-руссский словарь/ Издательство «Русский язык», В.К. Мюллер, В.Л. Дашевская, В.А. Каплан и др. – 9-е изд. – М.: Рус. яз., 2002. – 880с.
36. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинсний, А.Ф. Будько и др. – 7-е изд. стер. – Минск: Высшая Школа, 2001. – 522с.
37. Обухова Л. Ф., доктор психологических наук. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.
38. Обучение иностранным языкам в школе и вузе / Отв. ред. М.К. Колкова. – СПб: «Каро», 2001. – 240с.
39. Оганесян Н.Т. Методы активного социального психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. М.: Ось-89, 2002. – 176с.
40. Олійник Т.І. Рольова гра у навчанні англійської мови у 6-8 класах: Посібник для вчителів. К.: Освіта, 1992. – 128с.
41. Орехова И.А. Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе обучения иностранным языкам// ИЯ в школе. – 2004. - №5. – С.28-30.
42. Палей О.И. Урок-деловая игра «Английский для молодых бизнесменов» // Иностр. яз. в шк. – 2002. - №1. – С.54-57.
43. Парийская О.В. Организация и проведение радиопередачи на уроке английского языка // ИЯ в школе. – 1996. - №2. – С.13-14.
44. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 223с.
45. Перкас С.Ф. Ролевые игры на уроке английского языка// Иностр. яз. в шк.. – 1999. - №4. – С.23-25.
46. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.:Гуманит.изд центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 2: Процесс воспитания.- 256 с.
47. Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. М.: Ось-89, 2002. – 160с.
48. Синица Ю.А. Межкультурная коммуникативная компетенція: требования к уровню владения и некоторые пути ее формирования // ИЯ в школе. – 2002. - №6. – С.8-14.
49. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка (из опыта работы). - М.: Просвещение, 1984.-112с.
50. Топалова В.М. Формування соціокультурної компетенції студентів технічного вузу: Автореф. дис. ... Канд. пед. наук: 10.02.02. / Київський держ. лінгв. університет. – К., 1998. – 17 с.
51. Торунова Н.И. Деловая игра в профессиональной подготовке лингвиста-преподавателя// Иностр. яз. в шк. – 2000. - №6. – С.77-83.
52. Федоренко Ю. Комунікативна компетенція як найважливіший елемент успішного спілкування // Рідна шк.. – 2002. №1. – С. 63-65.
53. Цеглин В.С. Реальные ситуации общения на уроке // ИЯ в школе. – 2000. – №3. – С.24-26.
54. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. – 2-е изд. – М.: Новая школа, 1994. – 96с.
2,500 руб.