Введение
В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспита-ния новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельно-сти во всех сферах жизни.
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всесторонне-го развития ребенка. Формирование личности происходит на основе всех ас-пектов, что способствует не только его эстетическому и нравственному воспи-танию, расширению кругозора, но и умственному развитию.
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследова-телей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками пу-тей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания. Опыт многочисленных и разнообразных по формам, методам и содержанию деятельности детско-юношеских и молодежных общественных объединений и организаций во всем мире показывает, что одним из наиболее эффективных способов воспитания и социализации личности является привлечение детей, подростков и молодежи к активному участию во всякого рода развивающе-преобразующей социально-творческой деятельности, каким является игра как вид (часть) изобразительной деятельности.
Конечно, фактор творчества присутствует почти в любой деятельности, такова природа человека. Вдвойне это относится к детям – субъективно ребе-нок постоянно открывает что-то новое, даже повторяя уже известное другим людям. Важно поощрять уже в раннем возрасте интерес ребенка к эксперимен-тированию, к самостоятельным действиям, к нестандартным решениям про-блемных ситуаций. Ведь сфер для проявления творческого мышления в жизни ребенка много. Все зависит от того, насколько вы поддерживаете малыша в его творческих начинаниях. Творить и экспериментировать можно всюду – на про-гулке (природный материал отлично подходит для создания первых шедевров малыша), дома (стаканчики, баночки, пуговицы, лоскутки ткани и прочие безо-пасные мелочи могут стать хорошим материалом для творчества) и т.д. Созда-вая ребенку условия для творчества, вы помогаете ему не только отлично справляться с предложенными заданиями , но и находить новое применение получившимся продуктам творчества.
Цель курсовой работы – осуществить анализ теоретических основ фор-мирования творческих навыков и активности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Задачами работы являются:
1. Определить сущность и значение творчества и творческих способно-стей для развития личности дошкольника.
2. Изучить особенности изобразительной деятельности дошкольников.
3. Рассмотреть развитие творческой активности дошкольников в художе-ственной игре как психолого-педагогическую проблему.
Теоретической основой работы послужили труды известных психологов и педагогов, среди которых: Л.С.Выготский, К.Д.Ушинский, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин, Б.М. Неменским и др.
1,200 руб.
Введение 3
1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ 5
1.1. Понятие творчества и творческие способности 5
1.2. Сущность творческого процесса 7
1.3. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте 9
2. СОДЕРЖАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 13
2.1. Виды творческой деятельности детей дошкольного возраста 13
2.2. Игра в системе изобразительной деятельности 17
2.2.1. Игра и организация изобразительной деятельности младших дошкольников 18
2.2.2. Игра и организация изобразительной деятельности детей среднего возраста 20
2.2.3. Игра и организация изобразительной деятельности детей старшего возраста 22
2.3. Освоение технических приемов изображения как средство развития творческого потенциала ребенка 24
3. РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ТВОРЧЕСТВА 28
3.1. Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей 28
3.2. Условия развития творческой активности детей 29
3.3. Самовоспитание как фактор развития творческих способностей 32
3.4. Новые принципы художественного развития, предложенные
Неменским Б.М. 34
Заключение 37
1,200 руб.
Литература
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой.,Психологическая наука школе. Просве-дение 1997.
2. Асмолов А. Г. Психология личности, Принципы общепсихологического анализа. М. изд-во Моск. ун-та, 1990.
3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. Просвещение 1991.
4. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1983.
5. Бродский И. А. Репин-педагог. М., Изд-во Академия художеств СССР, 1960.
6. Венгер Л. А. Воспитание о бучение детей шестого года жизни. М. Просве-щение, 1987.
7. Волкова Н. П. Педагогика. Киев, издат. центр Академия 2001.
8. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М. Просвещение. 1981
9. Гаспарова Е. М. Дошкольное воспитание. 1984
10. Горяева Н. А., Неменская Л. А., Питерских А. С. и др. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь по изобразительному искусству к учебнику Е. И. Коротеевой "Искусство и ты" – 7-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 48 с.: ил. - мягк. обл.
11. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., Уч-педгиз, 1961.
12. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М. Просвещение, 1988.
13. Зик К. Ребенок и его мир. М. Просвещение 1985
14. Казакова Т. Г. Рисуют младшие дошкольники (пособие для воспитателя). М., «Просвещение», 1971.
15. Кандибур Г. Р. Развитие интеллектуальных способностей у детей 4-12 лет. Днепропетровск 1997г.
16. Ковалев А. Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной дея-тельности. – В кн.: Проблемы способностей. Отв. ред. В.Н.Мясенцев. М., 1962, с.155.
17. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: искусство и ты: Учебник для 2 класса начальной школы /Под ред. Б. М. Неменского. - 9-е изд. - М.: Просве-щение, 2006. - 144 с.: ил. - тверд. обл.
18. Коломанский Я. Л., Панько Е. А. М. Просвещение, 1988
19. Киричук О. В, Романец В. А. Основы психологии. Киев, Лебедь 1997.
20. Лешли Д. М. Просвещение, 1991
21. Логинова В. И. и др. Дошкольная педагогика. М. Просвещение.1988
22. Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите играя. М. Просвещение, 1983
23. Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1982.
24. Михайленко И., Короткова И. Дошкольное воспитание, 1993
25. Неменский Б.М. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь по изобразительному искусству к учебнику "Каждый народ - художник" для дошкольников. – 6-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 32 с.: ил. - мягк. обл.
26. Неменский Б.М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 176 с.: ил. - тверд. обл.
27. Неменский Б. М. и др. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. – 2-е изд. – М.: Просвеще-ние, 2006. - 144 с. - мягк. обл.
28. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М. Просве-щение, 1991.
29. Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждения. М. Просвещение 1986.
30. Проскура Е. Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника. Киев 1985.
31. Психология детей дошкольного возраста (Развитие познавательных про-цессов).- Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М., «Просвещение», 1964.
32. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М., «Просвещение», 1965.
33. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., «Просвещение», 1973.
34. Уронтаева Г. Дошкольноле воспитание. Дидактическая игра как средство разивития произвольной образной памяти у старших дошкольников. 1992
35. Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М., Учпедгиз, 1956.
36. Художественное творчество и ребенок. Под общей ред. Н. А. Ветлугиной. М., «Педагогика», 1972.
37. Эльконин Д. Б. Психологие игры М. Просвещение 1987.
38. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. Т.Ц. Сфера 2002.
1,200 руб.